Упражнение в разборе слов по составу
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Щукина Виктория Васильевна

Аттестуемый педагог     Щукина Виктория Васильевна

Образовательная область                                                                                                          Возрастная группа

Тема занятия    «Упражнение в разборе слов по составу»

Концептуальные основы занятия

Деятельность педагога

Примечание

 

 1. Организационный момент -эмоциональный настрой на работу:

     Радостный луч заглянул к нам в окно.

     В школе от радости стало светло.

     И мне захотелось лучом засиять,

     Чтобы о радости всем рассказать.

-  Ребята, вспомните радостный момент в вашей жизни и просто улыбнитесь. И с хорошим настроением давайте приступим к работе. У нас сегодня необычный урок.

2. Повторение. Определение темы урока.

- Что такое морфемы?

- Какие морфемы вы знаете? Что можете о них рассказать?

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слов по составу

3. Целеполагание.

- Напомните мне, что это такое?

 

 

- Откуда брали?

- Мы их не просто так собирали. Сегодня часть этого материала используем на уроке. А с каким корнем будем работать определите сами чуть позже.

- Я тоже приняла участие в этой работе. Послушайте отрывок из стихотворения Георгия Граубина:

       Забайкалье – в куржаке,

       Словно в белом парике.

       С промороженной опушки

       Долетает странный шум,

       Словно кто-то колотушкой

       По деревьям бум да бум.

- Какое слово позволило мне положить этот отрывок в корзинку? Почему? Назовите лексическое значение слова. А где можно уточнить значение?

- Запишем это слово с выбором букв (пропуская опасные места)

     С пр(а/о)м(а/о)рож(и/е)н?(а/о)й

- Много орфограмм (опасных мест)? Чтобы написать слово грамотно, надо знать в какой части слова находится орфограмма.

- Так зачем нам нужно уметь выделять части слов?

 

 

- На страничке однокоренных слов выберите корень, с которым мы сегодня будем работать, остальные аккуратно зачеркните. Сюда мы запишем  однокоренные слова и разберём их по составу. Потренируемся, а потом разберём слово «с промороженной» и вставим орфограммы.

4. Практическая работа.

Задание 1 - Послушайте загадки, которые вы положили в корзинку:

Старик у ворот тепло уволок.

                                 (Мороз)

- А есть ещё такая:

  Старик-шутник

  На улице стоять не велит,

  За нос домой тянет.

                                 (Мороз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записать тему урока.

 

Показать корзинку.

 

 

 

 

 

 

2 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толковый словарь – стр. 615

 

 

 

 

На доске: ЗАЧЕМ?

- для правописания;

 

Знакомство со страничкой.

 

- Запишите слово «мороз» в столбик справа на первую строку.

 

- Чтобы слово разобрать по составу, вспомните алгоритм.

 

 

 

- Я взяла несколько ваших предложений, из которых нужно выписать слово «мороз» в разных формах на рабочую часть странички.

 

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы. (Скороговорка)

 

Сами саночки бегут

Стелется позёмка,

И бубенчики поют

На морозе звонко. (Детская песенка)

 

Вот пришли морозцы -

И зима настала. (И. Суриков)

 

Январю-батюшке – морозы, а февралю – метели. (Поговорка)

 

- Проверим, какие формы выписали.

- Выделите морфемы в этом слове. (Один ученик идёт к доске.)

 - Что меняется? - Так какое окончание в слове «мороз»? (Нулевое)

- Корень? Знаете правописание корней? Вставьте пропущенные буквы.

 

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

 

Задание 2

- Какое однокоренное слово нам встретилось, которое мы можем записать на страничку? (морозцы)

- Назовите лексическое значение.

- Разберём его по составу. ( Ученик идёт к доске.)

- Какая морфема помогла образованию нового слова? (Суффикс) Вернёмся к вопросу:  ЗАЧЕМ надо знать состав слова?

- Каким другим родственным словом можно назвать слабый мороз? (Ученик разбирает слово на доске)

- Где возникла проблема? В какой части слова? Рассказать правописание суффиксов – ик, -ек,

Задание 3

- Прочитайте на слайде отрывки из детских произведений:

 На дворе морозище –

 Градусов под сорок.

 Плачутся воробышки,

 Что весна нескоро… (В. Звягина)

Хрустит за окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок – огонёк. (Е. Благинина)

-Поработайте в парах.  Выберите слова, которые мы можем записать на страничку однокоренных слов. Разберите их по составу и назовите суффиксы, которые помогли образованию новых слов. Оценивание

- Лексическое значение слова «морозище». Часть речи  «морозный»?

 

5. Физминутка.

 

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело плывут облака,

Опускаем руки мы по команде «Два»

Улыбнулось солнышко – в небо посмотри!

Обнимаем солнышко по команде «Три».

Раскрываем руки – небо шире, шире!

Опускаем руки мы на счёт «Четыре».

Завтра в школу радостно мы придём опять,

А сейчас садимся по команде «Пять».

 

Задание 4. Лексическое значение слов:

- Спишите, вставьте пропущенную букву, если уверены, а если нет – пропустите:

- Мелкий дождик в день туманный

  Называют изморо…ь,

  Снежный иней из тумана

  Рассыпает изморо…ь.

- Для того чтобы выбрать букву, надо:

- назвать лексическое значение слова;

- выделить морфемы;

-подобрать для проверки родственное слово или изменить форму данного слова.

- В какой части слова возникла трудность с правописанием?

- Какое из них мы запишем на нашу страничку?

- А проверочное можно записать туда же?

-Какая морфема добавилась? Для чего служат приставки? (Словообр.)

Задание 5. Работа с приставками (один ученик пишет на доске).

- Послушайте фразу. Как сказать одним словом? Напишите. Если сомневаетесь в правописании орфограммы, пропустите букву.

превратить воду в лёд  -          …..морозить

пробрать до костей  -               …..морозить

повредить щёки на морозе -  …..морозить

- Проверяем. Покажите приставку, с помощью которой образовали слово? Возникли трудности? Где?  Запишите его на страничку, выделите  морфемы. И т.д.

 

6. Решение проблемы:

- Вернёмся к слову «с промороженной»

- Для чего учимся разбирать слова по составу? (Правописание)

- Разберём по алгоритму:

- окончание -(меняем форму слова) по вопросу – ой –

- корень – мы сегодня назвали много однокоренных слов – морож

- приставка –  про –

- суффикс – если не знаете суффикса, обратитесь к словообразовательному словарю – ен, н –

-Запишите это слово на страничку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (если останется время)

- Напишите слова (можно с пропуском букв), разберите по составу:

Размораживать, морозостойкий, свежемороженый.

7. Итог урока.

- Какие знания, полученные на уроке, помогут в дальнейшем изучении русского языка?

 

 

- А как мы можем использовать страничку однокоренных слов?

- Эту работу вы можете продолжить дома. Поработайте самостоятельно с другими корнями и составьте свои странички, а в классе мы соберём маленький словообразовательный словарь.

- Спасибо всем за хорошую работу!

 

 

 

 

 

 

 

На доске помещается слово:

«м..ро..»

(Начинаем с окончания. Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова).

 

3 слайд – предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске для самопроверки:

от мороза

на морозе

морозы

 

 

 

 

 

 

Трудности:

-  различие формы слова и однокоренного слова;

 

«м…ро…цы»

 

 

ЗАЧЕМ?

- для словообразования.

«м…роз…к»

 

Трудности:

- правописание суффиксов;

 

4 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

«морозище»

«морозный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«изморозь»

«морозит»

 

Трудности:

- правописание корня ;

 

 

 

 

 

«з…морозить»

«пр…м…розить»

«…бм…розить»

Трудности:

- правописание приставок.

 

 

 

«морозный»

«заморозки»

 

 

 

Обращаемся к трудностям.

 

 

 

 

 

 

 

Я – вспомнил

    - узнал

    - повторил

    - удивился

В различных видах работ.

Домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_office_powerpoint_presentation.pptx911.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Тема: «Упражнение в разборе слов по составу» Учитель: Щукина В.В.

Слайд 2

Куржак

Слайд 3

Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. (Скороговорка) Сами саночки бегут Стелется позёмка, И бубенчики поют На морозе звонко. (Детская песенка) Вот пришли морозцы - И зима настала. (И. Суриков) Январю-батюшке – морозы, а февралю – метели. (Поговорка)

Слайд 4

На дворе морозище – Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна нескоро… (В. Звягина) Хрустит за окошком Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок – огонёк. (Е. Благинина)

Слайд 5

Мелкий дождик в день туманный Называют изморо … ь , Снежный иней из тумана Рассыпает изморо … ь .

Слайд 6

Изморось - моросИт

Слайд 7

Изморозь – морОзит , Изморози


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ", 3 КЛАСС...

Упражнения в разборе слов по составу

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Упражнения в разборе слов по составу 3 класс

Поэтапная презентация урока...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....