Упражнение в разборе слов по составу
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Аттестуемый педагог Щукина Виктория Васильевна
Образовательная область Возрастная группа
Тема занятия «Упражнение в разборе слов по составу»
Концептуальные основы занятия
Деятельность педагога | Примечание |
| |
1. Организационный момент -эмоциональный настрой на работу: Радостный луч заглянул к нам в окно. В школе от радости стало светло. И мне захотелось лучом засиять, Чтобы о радости всем рассказать. - Ребята, вспомните радостный момент в вашей жизни и просто улыбнитесь. И с хорошим настроением давайте приступим к работе. У нас сегодня необычный урок. 2. Повторение. Определение темы урока. - Что такое морфемы? - Какие морфемы вы знаете? Что можете о них рассказать? - Сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слов по составу 3. Целеполагание. - Напомните мне, что это такое?
- Откуда брали? - Мы их не просто так собирали. Сегодня часть этого материала используем на уроке. А с каким корнем будем работать определите сами чуть позже. - Я тоже приняла участие в этой работе. Послушайте отрывок из стихотворения Георгия Граубина: Забайкалье – в куржаке, Словно в белом парике. С промороженной опушки Долетает странный шум, Словно кто-то колотушкой По деревьям бум да бум. - Какое слово позволило мне положить этот отрывок в корзинку? Почему? Назовите лексическое значение слова. А где можно уточнить значение? - Запишем это слово с выбором букв (пропуская опасные места) С пр(а/о)м(а/о)рож(и/е)н?(а/о)й - Много орфограмм (опасных мест)? Чтобы написать слово грамотно, надо знать в какой части слова находится орфограмма. - Так зачем нам нужно уметь выделять части слов?
- На страничке однокоренных слов выберите корень, с которым мы сегодня будем работать, остальные аккуратно зачеркните. Сюда мы запишем однокоренные слова и разберём их по составу. Потренируемся, а потом разберём слово «с промороженной» и вставим орфограммы. 4. Практическая работа. Задание 1 - Послушайте загадки, которые вы положили в корзинку: Старик у ворот тепло уволок. (Мороз) - А есть ещё такая: Старик-шутник На улице стоять не велит, За нос домой тянет. (Мороз)
|
Записать тему урока.
Показать корзинку.
2 слайд
Толковый словарь – стр. 615
На доске: ЗАЧЕМ? - для правописания;
Знакомство со страничкой. |
| |
- Запишите слово «мороз» в столбик справа на первую строку.
- Чтобы слово разобрать по составу, вспомните алгоритм.
- Я взяла несколько ваших предложений, из которых нужно выписать слово «мороз» в разных формах на рабочую часть странички.
Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. (Скороговорка)
Сами саночки бегут Стелется позёмка, И бубенчики поют На морозе звонко. (Детская песенка)
Вот пришли морозцы - И зима настала. (И. Суриков)
Январю-батюшке – морозы, а февралю – метели. (Поговорка)
- Проверим, какие формы выписали. - Выделите морфемы в этом слове. (Один ученик идёт к доске.) - Что меняется? - Так какое окончание в слове «мороз»? (Нулевое) - Корень? Знаете правописание корней? Вставьте пропущенные буквы.
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
Задание 2 - Какое однокоренное слово нам встретилось, которое мы можем записать на страничку? (морозцы) - Назовите лексическое значение. - Разберём его по составу. ( Ученик идёт к доске.) - Какая морфема помогла образованию нового слова? (Суффикс) Вернёмся к вопросу: ЗАЧЕМ надо знать состав слова? - Каким другим родственным словом можно назвать слабый мороз? (Ученик разбирает слово на доске) - Где возникла проблема? В какой части слова? Рассказать правописание суффиксов – ик, -ек, Задание 3 - Прочитайте на слайде отрывки из детских произведений: На дворе морозище – Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна нескоро… (В. Звягина) Хрустит за окошком Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок – огонёк. (Е. Благинина) -Поработайте в парах. Выберите слова, которые мы можем записать на страничку однокоренных слов. Разберите их по составу и назовите суффиксы, которые помогли образованию новых слов. Оценивание - Лексическое значение слова «морозище». Часть речи «морозный»?
5. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «Раз». А над нами весело плывут облака, Опускаем руки мы по команде «Два» Улыбнулось солнышко – в небо посмотри! Обнимаем солнышко по команде «Три». Раскрываем руки – небо шире, шире! Опускаем руки мы на счёт «Четыре». Завтра в школу радостно мы придём опять, А сейчас садимся по команде «Пять».
Задание 4. Лексическое значение слов: - Спишите, вставьте пропущенную букву, если уверены, а если нет – пропустите: - Мелкий дождик в день туманный Называют изморо…ь, Снежный иней из тумана Рассыпает изморо…ь. - Для того чтобы выбрать букву, надо: - назвать лексическое значение слова; - выделить морфемы; -подобрать для проверки родственное слово или изменить форму данного слова. - В какой части слова возникла трудность с правописанием? - Какое из них мы запишем на нашу страничку? - А проверочное можно записать туда же? -Какая морфема добавилась? Для чего служат приставки? (Словообр.) Задание 5. Работа с приставками (один ученик пишет на доске). - Послушайте фразу. Как сказать одним словом? Напишите. Если сомневаетесь в правописании орфограммы, пропустите букву. превратить воду в лёд - …..морозить пробрать до костей - …..морозить повредить щёки на морозе - …..морозить - Проверяем. Покажите приставку, с помощью которой образовали слово? Возникли трудности? Где? Запишите его на страничку, выделите морфемы. И т.д.
6. Решение проблемы: - Вернёмся к слову «с промороженной» - Для чего учимся разбирать слова по составу? (Правописание) - Разберём по алгоритму: - окончание -(меняем форму слова) по вопросу – ой – - корень – мы сегодня назвали много однокоренных слов – морож – - приставка – про – - суффикс – если не знаете суффикса, обратитесь к словообразовательному словарю – ен, н – -Запишите это слово на страничку. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (если останется время) - Напишите слова (можно с пропуском букв), разберите по составу: Размораживать, морозостойкий, свежемороженый. 7. Итог урока. - Какие знания, полученные на уроке, помогут в дальнейшем изучении русского языка?
- А как мы можем использовать страничку однокоренных слов? - Эту работу вы можете продолжить дома. Поработайте самостоятельно с другими корнями и составьте свои странички, а в классе мы соберём маленький словообразовательный словарь. - Спасибо всем за хорошую работу!
| На доске помещается слово: «м..ро..» (Начинаем с окончания. Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова).
3 слайд – предложения
На доске для самопроверки: от мороза на морозе морозы
Трудности: - различие формы слова и однокоренного слова;
«м…ро…цы»
ЗАЧЕМ? - для словообразования. «м…роз…к»
Трудности: - правописание суффиксов;
4 слайд
«морозище» «морозный»
«изморозь» «морозит»
Трудности: - правописание корня ;
«з…морозить» «пр…м…розить» «…бм…розить» Трудности: - правописание приставок.
«морозный» «заморозки»
Обращаемся к трудностям.
Я – вспомнил - узнал - повторил - удивился В различных видах работ. Домашнее задание. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_office_powerpoint_presentation.pptx | 911.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Куржак
Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. (Скороговорка) Сами саночки бегут Стелется позёмка, И бубенчики поют На морозе звонко. (Детская песенка) Вот пришли морозцы - И зима настала. (И. Суриков) Январю-батюшке – морозы, а февралю – метели. (Поговорка)
На дворе морозище – Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна нескоро… (В. Звягина) Хрустит за окошком Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок – огонёк. (Е. Благинина)
Мелкий дождик в день туманный Называют изморо … ь , Снежный иней из тумана Рассыпает изморо … ь .
Изморось - моросИт
Изморозь – морОзит , Изморози
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.
Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....
УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ", 3 КЛАСС...
Упражнения в разборе слов по составу
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...
Упражнения в разборе слов по составу 3 класс
Поэтапная презентация урока...
Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
Методическая разработка...
Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....