Конспект урока русского языка во 2 классе "Наблюдение над словами - признаками.Развитие умения ставить к ним вопрос"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Формировать умение находить слова-признаки в предложениях, ставить к ним вопрос. Расширять знания учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему ""Наблюдение над словами - признаками | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока русского языка
во 2 Д классе
классе МБУ «Гимназия № 39» г.о.Тольятти
Дата проведения 29. 10. 2014 года
Преподаватель: Адамова Татьяна Викторовна
Предмет : русский язык
Класс: 2 Д
Тема урока: «Наблюдение над словами – признаками. Развитие умения ставить к ним вопрос»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Длительность: 40 минут
УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
(первый урок в разделе «Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?»)
Цель деятельности учителя | Развитие умения находить слова-признаки, ставить к ним вопросы |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать общее грамматическое значение; уметь находить прилагательные в тексте, задавать вопрос от существительного к прилагательному. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Планируемые результаты: уметь находить слова обозначающие признак предмета, ставить к словам вопросы. Уметь подбирать слова-признаки к предметам. Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Методы обучения |
|
Формы организации познавательной деятельности | индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно – демонстрационный материал | Презентация по теме урока, карточки с заданиями. |
Основные понятия | признак предмета - вопросы: какой? какая? какое? какие? (Имя прилагательное) |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации содействия | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока. Уточняет понимание и нужность работы. - Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение. (Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка». - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Значит, будем сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Организуется уточнение типа урока. Уточняется понимание и нужность работы. Вперёд к открытиям! | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Внимание, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Слайд 2. Девиз урока: «С маленькой удачи начинается большой успех». Слайд 3 - Как понимаете это предложение? | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока. Определяют тип урока.
| Фронтальная | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | ||
2.Актуализация знаний проблемное учебное действие. Чистописание Словарная работа. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р) -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р) - Развиваем умение слушать и понимать других.(К) - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) - Оформлять свои мысли в устной форме.(К) | Ввожу учеников в ситуацию общения. Напомнить правила оформления работы в тетради, алгоритм порядка действий при списывании. Организует запись словарных слов; выделение орфограмм; Организует взаимопроверку и самооценку; Включить учащихся на решение проблемной ситуации, подвести их к постановке темы и целей урока | Слайд 4. Как правильно сидеть при письме. Слайд 5. Проводим пальчиковую разминку «Пчела» (Выпрямить указательные пальцы, остальные прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательными пальцами и приговаривать: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Над цветочками кружу!) Образец записывается на интерактивной доске. Слайд 6. Запишите слова: (1 ученик у доски). Язык, человек, погода, ребята, русский, артист, собака, мороз. – Подчеркните опасные места в словах, проверьте правильность написания слов, орфограммы, постановку ударения. - Обменяйтесь тетрадками. - Сравните с записью на экране. -Оцените свою работу цветными кружочками на полях тетради. Поднимите руку, кто поставил себе зеленый и желтый кружки. - Какой совет мы могли бы дать одноклассникам по исправлению результата оценивания? - Молодцы. Прочтите еще раз девиз урока. Соединим воедино совет и девиз урока. - Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните слова, обозначающие одушевленные предметы, зеленым – неодушевленные. - На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевленные предметы? Неодушевленные предметы? (Проверка по слайду 7) - Скажите, ребята, а все ли слова вы подчеркнули? - Какое слово осталось? Почему? Наверное, вы просто забыли его подчеркнуть? - У вас возникло затруднение? -Какое? Проблема - А какой вопрос мы могли бы задать к этому слову? - Так вот оно что, оказывается, существуют слова, которые отвечают на другие вопросы. | Вспоминают правила посадки при письме. Работают в тетрадях по чистописанию урок 31. Используют алгоритм порядка действий при записи элементов букв. Контролируют последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи Оценивают собственную работу и работу собеседника с точки зрения соблюдения правил этикета. (тетради по чистописанию сдаются) (работа в тетради) Записывают дату и классная работа с комментированием. Проверяем то, что знаем. (орфограммы). . Записывают словарные слова.
Проверяют написание слов у себя, у соседа, проверяют по эталону; оценивают свою работу цветными карандашами на полях в тетради. Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. По результатам наблюдения выявляют отличительные признаки, формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы. | индивидуальная Индивидуальная фронтальная | Знать правильное написание изученных словарных слов Знать вопросы по которым узнают слова – предметы Уметь находить их и задавать к ним вопрос, Знать какие слова – предметы называются одушевленными, а какие неодушевленными и чем они отличаются | Регулятивные: тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля. Формирование графических навыков. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: формирование самоанализа и самоконтроля. Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения. | Организует подводящий к теме диалог; включает учащихся на решение проблемной ситуации, подводит их к постановке темы и целей урока. Организует составление плана работы на урок. | - Давайте продолжим разговор на эту тему. Откройте учебник на стр51. - Посмотрите как заинтересованно и удивленно смотрят Петя и Вова на Катю. - Как вы думаете, что их удивило и поразило, в облике Катюши? (Новый платок на голове). -На какой вопрос отвечает слово «платок»? -Рассмотрите и вы этот платок и опишите его. Какой он? - Что еще необычного заметили мальчики в наряде Кати? (Очки) - На какой вопрос отвечает слово очки? - Опишите очки, какие они? -Ну, а к слову Катя, какой бы вы задали вопрос? -Почему? Опишите Катю? Катя какая? - Что обозначают слова - платок, очки, Катя? - А, что показывают остальные слова? (Какие это предметы) - Как они называются? Слова признаки – предметов. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - И чему же мы будем учиться сегодня на уроке? - Составим план урока. Приложение №1 - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность) 1-2 мин Физкультминутка Слайд 8 | Работа по учебнику по центральному кадру диафильма стр51. Участие в подводящем к теме диалоге. Формулирование темы урока и плана работы на урок. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | фронтальная | Знать слова – признаки предметов.
Уметь находить их в предложении, словосочетании, тексте Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | |
4.Первичное закрепление нового. 5.Творческая практическая деятельность 6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону 7.Включение в систему знаний и повторение | Организует работу над текстом с текстом упр 62. Подводит учащихся к пониманию связи между словами – предметами и словами – признаками; -Помогает уч-ся определить роль слов – признаков в речи -Организация самопроверки; Организация самооценки. Организовать работу в группах, Осуществлять контроль за выполнением задания. Организовать работу в группах, Осуществлять контроль за выполнением задания. Организовать работу в группах, Осуществлять контроль за выполнением |
Послушайте, как я прочту это стихотворение. Прочтите сами. (1 читает) Представили себе картину, нарисованную словами? - Какие слова помогли вам в этом? -Почему? Давайте зададим к ним вопросы. - Читаем предложения и устанавливаем связь слов при помощи вопроса. Вывод: Слова признаки отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? и связаны со словами – предметами. Они называют их признаки. - Прочитайте стихотворение без выделенных слов. - Какой текст ярче, красивее? Почему? Вывод: Слова – признаки «украшают» текст, помогают лучше представить картину нарисованную словами. 2.Работа под руководством учителя Приложение №2 Игра «Отгадай предмет». Дети в каждой группе зашифровывают предмет с помощью слов признаков. Потом угадывают друг у друга.
(Слайд 9) - Почему вы легко отгадали о чем идет речь? (Много слов подсказок) -Какие признаки предметов могут называть слова – признаки? - Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя. -Ребята, как вы думаете, воробей зимующая птица или перелетная? - Нужно ли подкармливать птиц? -А вы подкармливаете птиц? -Когда это особенно необходимо? (Очень тяжело приходится птичкам зимой, когда так трудно найти пропитание, ведь все насекомые спрятались в норки и щели. Орнитологи утверждают, что если не помочь птицам в зимний период, то из десяти до весны доживут только две. Поэтому мы развешиваем кормушки. _ На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов? - Открою вам секрет, такие слова называются именами прилагательными. Интересное слово «прилагательное»? Оно нам, как будто говорит, что его можно что сделать? - Правильно приложить. - А к чему можно приложить прилагательное? - Почему? (сущ-е + прилаг-е) на доске схема – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? - А теперь мы сами попробуем нарисовать образную картину начала зимы. Вам нужно вставить пропущенные прилагательные. Приложение № 3. - Сейчас сравним, у кого лучше получилось? Почему? (Зачитываются работы, сравниваются работы групп) -Мне очень понравилось выражение, которое употребили ребята из первой группы: А у ребят из второй группы очень красивое выражение. - Как вы понимаете эти выражения? Ваша задача правильно соотнести красочные прилагательные к предложенным именам существительным, которые выражают настроение, отношение к ним.(Слайд 10) Приложение №4. -С помощью каких слов – частей речи мы характеризовали различные предметы? (Прилагательных) -Что обозначают имена прилагательные, для чего они служат в речи? (обозначают признак предмета, характеризуют предмет); -Почему, подбирая прилагательные, мы называем существительные? (учитель подводит к выводу, что прилагательные согласуются с существительными и совпадают с ними по форме) Приложение № 5. Игра «Назови признак предмета». (У каждого ребенка на парте лежит табличка со словом). -Дети вы все сейчас слова. -Попрошу к доске выйти слова – предметы. - А теперь попрошу выйти слова – вопросы и встать правильно. - Ну, а теперь – слова – признаки, прошу встать на свои места. Молодцы! Все по местам | Находят в тексте слова – названия предметов; Устанавливают связь между словами – названиями предметов и словами – признаками предметов. Устанавливают роль слов – признаков предметов в речи. Сравнивают тексты, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работа на карточках ( напечатаны слова) Подбирают слова по заданным основаниям (отвечающие на вопрос «какие?», «какой?», «какая?», «какое?») Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Работают в группах, вставляют пропущенные прилагательные Зачитывают свои работы, сравнивают. Работа на карточках. Подбирают прилагательные, Работа в тетради Выбегают к доске | Фронтальная Работа в группах. Работа в группах. Фронтальная работа Индивидуальная фронтальная | Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке. Сравнивают с образцом. Ставят вопросы к словам | Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.Выявлять сущность, особенности объектов. формируется умение задавать и различать вопросы. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: осуществляют, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | |
8.Домашнее Задание | Организует запись задания на дом в дневник | Запишите задание на дом Упр. 7, «Дидактический материал». | Записывают в дневник домашнее задание | ||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Слайд 11. -На какой вопрос отвечают – слова – названия признаков. Найдите слово признак – предмета. --Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ее или нет? -Что нового узнали на уроке? - Что было трудно, непонятно? -С каким настроением вы ушли с урока. Выберите смайлик, который передает ваше настроение в конце урока, и прикрепите его на доске. Карточки настроения. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Уметь делать выводы и умозаключения. -Уметь анализировать свою работу - уметь оценивать свою деятельность на уроке | Личностные: дают самооценку своей деятельности. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Литература:
1. Л. В. Кузнецова Русский язык. Методика быстрой проверки. Издат-Школа. Москва 1998г. 2 кл.
2. О. В. Печкурова Современные уроки . (Учение с увлечением). 2 кл. Ростов на Дону «Феникс» 2003 г.
3. Е. Ю. Сухаревская Интегрированное обучение в начальной школе. (Учение с увлечением). Ростов на Дону «Феникс» 2003 г.
4. А.Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение,2000г.
\Презентация Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопрос..ppt
Зам. директора по УВР МБУ «Гимназия № 39» ________________________ /Н.С. Евсеева
Приложение 1
План (Примерный) на доске.
1.Задавать к словам вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
2.Отвечать на эти вопросы.
3.Находить слова, отвечающие на эти вопросы в предложении и тексте.
4.Использовать их в речи.
Приложение 2
Игра «Отгадай предмет».
1 группе - дано слово море
2 группе - дано слово дыня
3 группе – дано слово воробей
1группа Соленое, теплое…
2группа Сладкая, сахарная….
3 группа Озорной, любопытный…
Приложение 3
Наконец выпал _______ снежок. Он укрыл ________ землю. Вокруг наступила_________ тишина. _______ осень уступает __________ зиме. Уж совсем скоро задуют ___________ ветра, природа погрузится в_________ сон.
Приложение 4
СОЛНЦЕ ...........................(какое?) (яркое, весёлое, теплое)
НЕБО .................................(какое?) (прозрачное, бездонное, голубое)
ЗЕМЛЯ ............................. (какая?) (нарядная)
СНЕЖИНКИ ..................... (какие?) (узорчатые, волшебные, холодные)
ПОГОДА .............................(какая?) (теплая, прекрасная)
Приложение 5
Игра «Назови признак предмета».
(У каждого ребенка на парте лежит табличка со словом).
-Дети вы все сейчас слова.
-Попрошу к доске выйти слова – предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"
Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа 2100". Данный урок может быть проведен с использованием мультимедийного устройства....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...
Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс
Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 1)
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 2)
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей". Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....