Развитие связной письменной речи «Работа с деформированным текстом».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макаренко Татьяна Николаевна

   Конспект занятия по развитию речи.
Работа с деформированным текстом.

Цели:

1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.      

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа – интернат».

Открытый урок

4 класс

Развитие связной письменной речи

«Работа с деформированным текстом».

Разработала и провела

учитель Т.Н.Макаренко

г. Зеленогорск, 2016

   Конспект занятия по развитию речи.
Работа с деформированным текстом.

Цели:

1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.      

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Речевая разминка.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстом.

-Что такое текст?

Прочитайте предложения,  заменить повторяющиеся слова другими, близкими по значению.

На столе лежит книга. Петя взял книгу. Петя хочет прочитать эту книгу.

 (правильный вариант текста)

На столе лежит книга. Петя взял ее. Мальчик хочет прочитать книгу.

3. Актуализация знаний.

А). Перед вами карточки с номерами 1 и 2. Прочитайте их, найдите текст. Объясните, почему вы так думаете.

1). У нее было сломано крыло.

Он лечил птичку.

В парке Петя увидел синичку.

Весной синичка улетела.

Мальчик принес бедняжку домой.

2).Дети играли в саду. Там яма.

В яму упал мячик. Лёша и Яша полезли в яму.

Мальчики взяли мяч. Смелые ребята.

- В каком рассказе предложения связаны между собой по смыслу? Почему?

- В тексте или рассказе все предложения связаны между собой и стоят в определённом порядке. Если этот порядок нарушается, то текст распадается. Чтобы снова составить рассказ из предложений, надо восстановить порядок, связать предложения и озаглавить полученный текст.

Как вы уже заметили,  нарушен порядок предложений в тексте о синице.

-Что вы знаете о синице? (зимующая птица)

Картинка (изображение синицы).

«Спинкою зеленовата,

Животиком беловата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика»

- Легко ли зимующим птицам зимовать? Почему?

(Легко, если они не голодны)

- Зимой можно услышать пение синицы?

(Да, если птице тепло и сытно)

(Слова из басни И.А.Крылова «И кому же в ум пойдет на желудок петь голодный?»)

4. Физминутка. 

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

5. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем восстанавливать порядок предложений в тексте о синице.

Научимся составлять рассказ, опираясь на то, что уже знаем.

6. Работа по теме урока.

1). Прочитать еще раз предложения о синице.

У нее было сломано крыло.

Он лечил птичку.

В парке Петя увидел синичку.

Весной синичка улетела.

Мальчик принес бедняжку домой.

2) Беседа по содержанию.

- В этом тексте, о какой птице говорится?

- Связаны ли эти предложения общим содержанием?

- Можно ли из них составить связный текст?

- А как установить порядок в предложениях? Надо подумать,  что произошло сначала, что потом   и чем всё   кончилось.

- О ком здесь рассказывается? (о мальчике)

- Чтобы установить порядок предложений, надо представить себе, что делал этот мальчик.                                                                      

 -  Где Петя нашёл синичку?

- Из какого предложения вы об этом узнали?

- Прочитайте хором.

- Что случилось с синичкой? Прочитайте предложение.

- Что сделал мальчик?  Прочитайте.

- Что было потом? Прочитайте.

- Чем все закончилось? Прочитайте.

Сколько частей можно выделить в тексте?

3) В тексте всегда есть 3 части:  начало, основная часть и концовка.

3) Найдем начало рассказа.

В парке Петя увидел синичку.

Основная часть.

У нее было сломано крыло. Мальчик принес бедняжку домой.

Он лечил птичку.

Концовка.

Весной синичка улетела.

4)  Пересказ составленного текста.

5) Озаглавливание текста.

- Можно ли озаглавить текст?

- Какое заглавие подойдёт к тексту?

«Поступок Пети», «Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Не оставил в беде».

6). Словарно-орфографическая работа.

1). Поиграем в игру «Буквы спрятались»

Нужно найти в словах спрятавшиеся буквы.

Л.чил, в.сной, бедня.ка, д.мой (бедняжка, несчастная, жалкая, страдалица )

2). Обратить внимание на раздельное написание:

У нее, в парке.

3). Какие слова употребляются в тексте вместо слова синичка?

(синичка, птичка, бедняжка, она, у нее)

 Зачем это делается?

Какие слова употребляются в тексте вместо слова мальчик?

(Петя, мальчик, он)

7. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  МОТОРИКИ  КИСТЕЙ РУК

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели, посидели,

Снова полетели.

8. Самостоятельная работа.

Запись рассказа по частям. Три части, каждая с красной строки.

9. Упражнение для глаз «Солнышко»

9. Проверка.

Прочитать полученный рассказ.

Мы получили с вами связный рассказ. По порядку описали все события.

Как можно назвать поступок мальчика? (благородным, добрым)

10. Рефлексия. Итог урока.

Чему научил нас рассказ?

Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

О чем вы задумались?

Возьмите сигнальную карточку.. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- покажите зеленый цвет.

Если вам  было интересно, но не все поняли - красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом"

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.Задачи: ·                  Развитие письменной р...

Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.

В  данной статье  приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....

Конспект урока развития речи по теме: Работа с деформированным текстом «По грибы».

Цели: Научить работать с деформированным текстом.Задачи: Общеучебные УУД:Давать полные ответы на вопросы; подбирать предложения к картинкам. Формировать умение делить слова на слоги, определять количе...

Урок развития речи по теме "Работа с деформированным текстом "Котёнок"" (2 класс 1 отделение)

Технологическая карта по развитию речи по теме: "Работа с деформированным текстом "Котёнок"". На уроке восстановлен из предложений текст, проведена словарная работа с применением п...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста".

Тема занятия. Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста.   Лексическая тема: Перелетные птицы.Грамматическая тема: Предложение. Текст....