Конспект занятия по развитию связной письменной речи
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Данный конспект расчитан на обучающихся третьих классов. Конспект разработан на основе пособия для логопедов Н.Г. Андреевой "Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников".
Отдельные задания и приёмы могут использоваться учителями начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vorobey_na_chasakh.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема «Воробей на часах»
Цель занятия: развитие связной устной и письменной речи обучающихся.
Задачи: развитие навыка чтения, развитие языкового анализа и синтеза, формирование умения пересказывать по опорным картинкам и плану, составление плана рассказа, устанавливать последовательность частей текста, развитие связной речи, развитие внимания, мышления, памяти, обогащение словарного запаса.
Оборудование: карточки с тестом, карточки с заданиями, серия сюжетных картинок.
Ход занятия:
- Организационный момент: Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна). А какие признаки на это указывают? (тают снега, прилетают птицы, солнце сильнее греет). А какие птицы зимовали? (ворона, галка, воробей, синица).
- Работа с текстом: Сейчас мы прочитаем вслух текст, в котором будет говориться об одной из вышеназванных птиц.
Один из обучающихся читает рассказ Л. Толстова «Воробей на часах».
В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидел злодея и следит за ним.
Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.
- Можно ли сказать, что это текст? Что на это указывает?
Какова основная мысль текста?
Какое название мы можем дать ему? (На доске написано четыре варианта названия: часовщик, воробей на часах, Воробьята, Ястреб). Каждое название обсуждается и объясняется, почему оно не подходит или подходит к данному тексту. При необходимости объясняется значение слова ЧАСОВЩИК (профессия человека, который чинит часы).
Открываем тетради, записываем число и название текста (по середине). В названии текста подчеркиваются орфограммы (в слове воробей –оро- в слове часах – ча-ща). - Раздаются карточки с заданиями. Первое задание: как автор называет старого воробья? (найти предложение и записать его) Как автор называет ястреба? (Найти и записать предложения). В выписанных предложениях подчеркнуть орфограммы.
- Найти предложение, в котором авто называет ястреба лютой птицей. Объясните слово «Лютый», подберите к нему синонимы (опасный, беспощадный, злой, свирепый). Подберите к словам-синонимам слова-антонимы: опасный – безопасный, злой – добрый, свирепый – ласковый.
При необходимости повторить понятия «синоним», «антоним». - Работа с текстом и в тетради. Задание второе: внимательно прочитать текст про себя, найти и выписать слова с орфограммами:
- орфограмма правописания сочетаний –ОРО- -ОЛО-;
- орфограмма буквосочетаний ЖИ-ЖИ;
- орфограмма буквосочетаний ЧА-ЩА. - На доску выставляется серия сюжетных картинок «Воробей на часах» в неправильной последовательности. Задание третье: учащиеся должны расставить серию сюжетной в правильной последовательности. Каждую картинку озаглавить и составить план пересказа.
Примерный план пересказа: Картинка 1: Старый воробей охраняет малышей;
картинка 2: появляется ястреб; картинка 3: Тревога; картинка 4: воробей снова на часах. - Учитель – логопед забирает у детей карточки с текстом. Читает обучающимся в последний раз текст. Учащиеся опираясь на составленный план пересказа и серию сюжетных картин пересказывают рассказ Л. Толстова «Воробей на часах».
- Итог занятия. Учитель – логопед просит учащихся еще раз сформулировать основную мысль рассказа (Старый воробей защищает и оберегает своих детей). Можем ли мы найти подтверждение данного выражения в нашей жизни, когда старшие оберегают младших, приглядывают за ними и предостерегают от опасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»
Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Планирование уроков развития связной письменной речи учащихся начальных классов.
Существует огромное многообразие предлагаемых работ по данной тематике, но я постаралась систематизировать накопленный опыт. В качестве инновации представляю планирование системы уроков развития...
Развитие связной письменной речи. Тема "Ёж - спаситель"
Презентация разработана как методический материал, способствующий развитию связной письменной речи для учащихся-логопатов 3-4 классов. В презентацию включены содержание текста, вопросы, словарно...
«Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»
Теоретические основы работы над развитием связной письменной речи учащихся в начальной школе. Методики, задания, формы работы....
Статья "Развитие связной письменной речи в процессе написания изложения".
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации....
Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
В данной статье приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....