Конспект занятия по развитию связной письменной речи
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Данный конспект расчитан на обучающихся третьих классов. Конспект разработан на основе пособия для логопедов Н.Г. Андреевой "Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников".

Отдельные задания и приёмы могут использоваться учителями начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vorobey_na_chasakh.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема «Воробей на часах»

Цель занятия: развитие связной устной и письменной речи обучающихся.

Задачи: развитие навыка чтения, развитие языкового анализа и синтеза, формирование умения пересказывать по опорным картинкам и плану, составление плана рассказа, устанавливать последовательность частей текста, развитие связной речи, развитие внимания, мышления, памяти, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с тестом, карточки с заданиями, серия сюжетных картинок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна). А какие признаки на это указывают? (тают снега, прилетают птицы, солнце сильнее греет). А какие птицы зимовали? (ворона, галка, воробей, синица).
  2. Работа с текстом: Сейчас мы прочитаем вслух текст, в котором будет говориться об одной из вышеназванных птиц.
    Один из обучающихся читает рассказ Л. Толстова «Воробей на часах».
               
                В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидел злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

  1. Можно ли сказать, что это текст? Что на это указывает?
    Какова основная мысль текста?
    Какое название мы можем дать ему? (На доске написано четыре варианта названия: часовщик, воробей на часах, Воробьята, Ястреб). Каждое название обсуждается и объясняется, почему оно не подходит или подходит к данному тексту. При необходимости объясняется значение слова ЧАСОВЩИК (профессия человека, который чинит часы).
    Открываем тетради, записываем число и  название текста (по середине). В названии текста подчеркиваются орфограммы (в слове воробей –оро- в слове часах – ча-ща).
  2. Раздаются карточки с заданиями. Первое задание: как автор называет старого воробья? (найти предложение и записать его) Как автор называет ястреба? (Найти и записать предложения). В выписанных предложениях подчеркнуть орфограммы.
  3. Найти предложение, в котором авто называет ястреба лютой птицей. Объясните слово «Лютый», подберите к нему синонимы (опасный, беспощадный, злой, свирепый). Подберите к словам-синонимам слова-антонимы: опасный – безопасный, злой – добрый, свирепый – ласковый.
    При необходимости повторить понятия «синоним», «антоним».
  4. Работа с текстом и в тетради. Задание второе: внимательно прочитать текст про себя, найти и выписать слова с орфограммами:
    - орфограмма  правописания сочетаний –ОРО- -ОЛО-;
    - орфограмма буквосочетаний ЖИ-ЖИ;
    - орфограмма буквосочетаний ЧА-ЩА.
  5. На доску выставляется серия сюжетных картинок «Воробей на часах» в неправильной последовательности. Задание третье: учащиеся должны расставить серию сюжетной в правильной последовательности. Каждую картинку озаглавить и составить план пересказа.
    Примерный план пересказа: Картинка 1: Старый воробей охраняет малышей;
    картинка 2: появляется ястреб; картинка 3: Тревога; картинка 4: воробей снова на часах.
  6. Учитель – логопед забирает у детей карточки с текстом. Читает обучающимся в последний раз текст. Учащиеся опираясь на составленный план пересказа и серию сюжетных картин пересказывают рассказ Л. Толстова «Воробей на часах».
  7. Итог занятия. Учитель – логопед просит учащихся еще раз сформулировать основную мысль рассказа (Старый воробей защищает и оберегает своих детей). Можем ли мы найти подтверждение данного выражения в нашей жизни, когда старшие оберегают младших, приглядывают за ними и предостерегают от опасности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»

Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы  «Развитие связной письменной речи»...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Планирование уроков развития связной письменной речи учащихся начальных классов.

Существует  огромное многообразие предлагаемых работ по данной тематике, но я постаралась систематизировать накопленный опыт. В качестве инновации представляю планирование системы уроков развития...

Развитие связной письменной речи. Тема "Ёж - спаситель"

Презентация разработана как методический материал, способствующий  развитию связной письменной речи для учащихся-логопатов 3-4 классов. В презентацию включены содержание текста, вопросы, словарно...

«Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»

Теоретические основы работы над развитием связной письменной речи учащихся в начальной школе. Методики, задания, формы работы....

Статья "Развитие связной письменной речи в процессе написания изложения".

Развитие речи - важная задача обучения родному языку.   Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации....

Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.

В  данной статье  приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....