Конспект урока "Строение слов. Обобщение." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Конспект урока "Строение слов. Обобщение." 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_20.04.docx137.41 КБ

Предварительный просмотр:

Психологически настрой на работу

У. Сегодня у нас на уроке русского языка присутствуют гости, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.  Повернёмся, поприветствуем улыбкой гостей, а теперь улыбнулись соседу по парте, а теперь мне. И вот с таким настроением продолжим наш урок.                 

-Откройте тетради.

        -Запишите число, классная работа.

Сообщение темы и цели урока

-Начнем урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, ОКОНЧАНИЕ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

У. – Мы не случайно начали урок с этого задания. Какую тему  мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

Уч-ся: - Строение слова

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Уч-ся: - Состав слова может объяснить образование слов.

Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Слайд 2                                                                                                                                  “Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

                                                     Н. Асеев

Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка. Всё что изучили, применим при выполнении заданий.

-Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Уч-ся: - Повторим все, что знаем о частях слова.

-Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

-Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, упражняться в разборе слов по составу.

 

Минутка чистописания

- Сейчас минутка чистописания. Но сначала вспомним правила красивого письма (спина, рука, локти, ножки, наклон тетради).

Запишите без отрыва 4 раза  четвёртую букву в слове кипеть  ееее

1 раз  первую букву в слове  класс ,     к

2 раза 2 букву, в слове  город,     оо

6 раз   последнюю букву в слове рисовать  ьььььь

4 раза четвёртую   букву в слове деревня.     нннн

3 раза третью букву в слове горох.   ррр

-Составьте слово. (один на доске)

Уч-ся:  Корень.

 - А что такое корень слова?

Уч-ся: очень важная часть, самая значимая

                                               

– У чего ещё есть корень?

Уч-ся: У растений.  

-Может ли растение жить без корня? Почему?  

А слово без корня?

Уч-ся: Без корня нельзя составить слово.

-Какие орфограммы в  корне  слова  встречаются?

Уч-ся: Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная.

-Какой секрет мы знаем о корнях родственных слов?

Уч-ся: -Корни родственных слов пишутся одинаково.

Работа словом «Морковь»

- Запишите в тетрадях слово – морковь. Какие орфограммы есть в этом слове?

- Можно ли подобрать проверочные слова к этому слову? (нет, оно словарное)

- Найдём это слово в словаре на с.149., вспомним его написание. Пишем, отмечаем орфограммы.

- Это слово относится к какой группе слов? (названия предмета)

- Образуйте от этого слова слово-название признака. (морковный)

- по секрету корней запишем рядом это слово.

- А теперь выполним разбор этих слов по составу, опираясь на памятку, с которой познакомились на прошлом уроке.

- Выполняем разбор. (один работает у доски интер.)

 При помощи какой части слова образовали новое слово?

 (суфикса)

-Кто помнит, есть в нашем справочнике суффиксов для слов названий признаков такой суффикс?

Работа по Кирилл И Мефодий

- Выполним задания с учёным ёжиком.

Урок 2. – один у доски, остальные в тетрадях рисуют схему.

Урок 4. – один у доски, остальные в тетрадях

Фронтальная работа

- сейчас мы с вами из частей,  как  по кирпичикам построим   новые слова, но из слов будем брать только те, части , которые  заданы на карточке. Но чтобы их правильно выделить, нужно выполнить разбор всех слов по составу.

-Какие слова получились?

Пословица,

научит,  

мудрость.  

-Составьте из слов предложение. Запишите его   в тетради. Что это за предложение?

Как понимаете смысл пословицы? Отметим орфограммы.

Пословица научит мудрости.

Работа в группах

Теперь разделимся на две группы и выполним такое же задание на карточках по командам. Образуйте новые слова из частей других слов и составьте предложение. Предложение запишите в тетрадь, отмечая орфограммы.

- Проверяем.

1-я команда составили предложение:

Пословица – делам помощница.

2-я команда составили:

Пословица -  соль речи .

- Пора отдохнуть.

Физкультминутка.

 

Работа в парах

Следующее задание вы выполните в парах.

 Задание у всех одинаковое.

Подберите к схеме слова из списка и запишите их в тетрадь, выделяя части слова.

Слова: подводный, газовый, липонька, пригорок, снежок, лётчик, подснежник.

Самостоятельная работа

Упр. 541, стр.119

 

 -О ком предложение?

Уч-ся: О карпах и их детёнышах.

-Какой секрет корней помог тебе понять значение слова к.рпята?

-Какое значение вносит в слово указанный суффикс?

Проверка с комментированием с места.

Итог урока

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Чему учились на уроке?

Уч-ся:  Разбирать слова по составу, составлять слова из заданных частей, выделять лишние слова из группы слов.

-А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Уч-ся: Состав слова может объяснить образование слов.

-Знание состава слова помогает мне увидеть орфограммы.  

-Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу.

Рефлексия

- покажите пальчиком значок:

Кто всё понял на уроке, задания не вызывали трудности

У кого остались вопросы, непонятные задания

Кому показался урок сложным и оставил много непонятного

Я думаю, на последующих уроках мы разрешим все ваши вопросы

Домашнее задание.

Оценки за урок

Спасибо за работу.

З Н

А

Т

О

К

И

Подбери слова к схеме :

Слова: подводный, газовый, липонька, пригорок, снежок, лётчик, подснежник.

Подбери слова к схеме :

Слова: подводный, газовый, липонька, пригорок, снежок, лётчик, подснежник.

Подбери слова к схеме :

Слова: подводный, газовый, липонька, пригорок, снежок, лётчик, подснежник.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

час

деловой

куст

сёлам

рос

помощь

-н -иц

стена

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

карета

солёный

стул

тень

котёнок

речь

лес

сани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные в корне слова. Обобщение"

Данный урок русского языка по программе Школа 2100  . На уроке  идёт работа с разными источниками информации Ребята ,закрепляя тему о правописании безударной гласной обращаются к словарям, р...