Конспект урока "Корень слова. Обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Уонспект урока. Русский язык. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема урока: Корень слова. Обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне.

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Цель: Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:

1.Формировать умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать родственные слова, развивать орфографическую зоркость при правописании орфограмм корня.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3. Формировать универсальные учебные действия:

Планируемые результаты:

 Предметные:

Сформировать умения находить орфограммы в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.

Метапредметные:

 Личностные УУД: развивать познавательный интерес к наблюдениям за словом, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения.

Познавательные УУД: освоить навыки правописания корня на основе сопоставления трёх правил, формировать умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Приемы ТРКМЧП: «Мозговой штурм» «Верные и неверные утверждения», «Кластер».

Формы организации деятельности: фронтальная,  парная, индивидуальная.

Этап урока-

Стадия

Задачи  этапа

Содержание  этапа, используемый  прием

1  стадия

Вызов

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к  получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения

Учитель: Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

 Учитель: Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

Для начала мы немного поиграем. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).

Ковёр, Рома, тупик, друзья, река, ванна.

(Буквы, обозначающие орфограммы, записываются учителем для образца: О, Р, К, Ь, Е, Н).

Учитель: Запишите буквы, расшифруйте слово и запишите его. Задумайтесь, почему я выбрала именно эти буквы.

 Дети:  Возможно, речь пойдёт о корне слова.

  Приём «Мозговой штурм»

На доске записано предложение. В городке стоит грустная зима.

Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать о предложении? Какие задания можете предложить к этому предложению?

Дети: Разобрать по членам предложения. Определить части речи. Поставить в словах ударения. Разделить слова на слоги и т. д.

Учитель: Молодцы! Видите, сколько знаний вы уже имеете!

Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и выделите корень. (Ученик, который первым справился с работой в тетради, выходит к доске и выполняет данное задание). Класс оценивает работу с помощью сигнальных карточек.

Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать наводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?)

Дети: В корне.

Прием «Кластер»

Вспомните, что такое корень? Попробуем изобразить схему на доске. Такая схема называется кластер.

 (Составляется кластер)

                                                  КОРЕНЬ

             

Главная часть              Передаёт основное            Общая часть

слова                            значение слова              однокоренных

                                                                                                слов

Учитель: Какие орфографические правила мы должны знать, чтобы правильно писать корень слова?

Дети: Это правила о безударных гласных, о непроизносимых согласных, об однокоренных словах, о написании парных согласных

Учитель: Да, мы умеем уже проверять и безударные гласные, и сомнительные согласные. А что ещё осталось нам непонятным по этой теме? (При затруднении задать вопрос: Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь?) Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех  случаев?

Дети:  -Нельзя, потому что это разные правила.

             -А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем вывести общее правило для слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными.

.

2  стадия

Осмысление  содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

       получение новой             информации;

корректировка учеником поставленных  целей обучения    

             

Прием «Кластер»

 Учитель: Назовите орфограммы, о которых мы говорили.  

Безударные           Непроизносимые           Парные

      гласные                согласные                         согласные

 Учитель: Пока карточки ничего не связывает. Выполните задание: Прочитайте слова.  (На доске запись: Поздний, опоздать, поездка, солнце, зелёный, вылез, честный, бежать,  пробежка). Подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам? Дети обсуждают различные варианты (Можно распределить слова по орфограммам или по частям речи). Приходят к выводу, что первый вариант более удачный на сегодняшнем уроке. У доски работают три ученика. ( Проверка с помощью сигнальных карточек)

Поздний          опоздать          поездка

Солнце             зелёный               вылез

Честный           бежать             пробежка

Учитель: Вернемся к словам каждого столбика. Что их объединяет? Устно проверим и подберем проверочные слова. Сравните три правила. Что интересное заметили?

Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.

- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.

- Чтобы проверить орфограммы, нужно подобрать однокоренные проверочные слова.

Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова. Теперь мы можем закончить кластер. Слово, которое объединяет все орфограммы – корень. Закончим формирование кластера.

                                     Корень

   

Безударные              Непроизносимые           Парные

       гласные                   согласные                 согласные                          

                             

                       

                Однокоренные проверочные слова

     

         

Учитель: С помощью кластера сформулируйте правило проверки орфограмм в корне слова.

Учитель: Прочитайте задание учебника Упр.№179. Определите, какая группа слов относится к каждому правилу. Докажите. Выполните задание по рядам: каждый ряд свою группу слов.

Учитель: Дети, скажите, кому нужна зоркость? (Лётчику, моряку, ястребу).

Но оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью.

Задание 1( Работа в парах.) 

Учитель раздаёт детям карточки, дети вставляют пропущенную орфограмму, устно подбирают однокоренное проверочное слово и записывают правильный вариант в тетрадь. 1 вариант записывают слова с безударными гласными, а 2 вариант с непроизносимыми и парными согласными. (В…сёлый, д…жди, ска…ка, ло…ка, мес…ный, капус…ный, поз…ний, д…лёкий). )  (Взаимопроверка в парах)

Задание 2 Работа по учебнику

. Задание: прочитать стихотворение. Найти и исправить ошибки. Списать без ошибок. (Упр.№182)  (Взаимопроверка в парах)

Физминутка

Задание 3 (Задание на экране)

 Учитель показывает на экране предложения, нужно найти ошибки обсудить и правильно списать текст в тетрадь.

 На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. (Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек)

Разноуровневые задания.

Учитель: Выберите себе задание сами по степени трудности от 1 до 4. Готовое задание сдать на проверку.

1 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы.

Мышка, лиса, травка, солнце, нора, грустный, лапка, известный, зима.

2 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы, вставляя пропущенные буквы.

 Мы__ка, л__са, тра__ка, со__нце, н__ра, грус__ный, ла(б/п)ка, извес__ный, з__ма.

3 группа. Запишите слова и словосочетания, исправляя допущенные в них ошибки.

Зимняя пара, халодное сонце, марозный день, сияет снек, на серце хорашо и радосно.

4 группа. Составьте текст из предложенных слов, исправляя допущенные в нём орфографические ошибки.

чудесная Наступила пара зимняя. светит Ярко сонце халодное. В день марозный снек сияет блёстками цветными. серце На хорашо и радосно.

3 стадия

Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

размышление, рождение нового знания;

 постановка учеником новых целей обучения

оценка своей

 работы

Учитель: Вернёмся к началу урока. Вы предположили, что речь на уроке пойдёт о корне. Верно ли это?

Дети: Не совсем. Мы говорили об орфограммах корня и их проверке.

Учитель: Давайте проверим себя. Всё ли вы поняли. Для этого заполним таблицу.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Учитель: Если вы согласны с утверждением, ставьте знак “+”, если не согласны – знак “-” и заполняйте поле коррекции.

                               

Фамилия

ДА

НЕТ

КОРРЕКЦИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Корень – это главная часть родственных слов.
  2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
  3. Во всех однокоренных словах корень имеет одинаковое написание.
  4. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
  5. Ко всем орфограммам можно подобрать проверочные слова.
  6. В корне заключено основное значение всех родственных слов
  7. Слова  моряки, морской, моржи -однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
  8. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать  однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным.

(проверка фронтальная, озвучиваются только неверные утверждения)

Учитель: Сегодня вы хорошо потрудились. Давайте оценим свои знания по этой теме. Для этого предлагаю вам 3 вопроса, которые у вас записаны на обратной стороне карточки. Если вы уверены, то поставьте «!» знак в клетках. Если сомневаетесь, то поставьте «?» знак. Ну, а если вы ничего не знаете, то поставьте точку.

Опросный лист:hello_html_accefde.gif

- я знаю правила орфографии

- я умею объяснять, почему я применяю это правило

- я умею применять правила hello_html_accefde.gif

hello_html_accefde.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Урок русского языка во 2 классе. Тема «Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».

«Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова». 2 класс, 3 четверть...

Урок русского языка в 3 классе "Проверяемые орфограммы в корне слова".

Данный материал  можно использовать на уроке для повторения в начале года, так и  на уроке обобщения и закрепления работы по данным  темам....

Тема: «Проверяемые орфограммы в корне слова»

Это урок русского языка для 2 класса. Конспект поможет учителю провести урок интересно и познавательно....