Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.

Цели урока: формирование понятия «сложные слова»

Планируемые результаты:

·        Предметные: понимать назначение сложных слов в языке и разбирать их по составу.

·        Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova_3_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.

Цели урока: формирование понятия «сложные слова»

Планируемые результаты:

  • Предметные: понимать назначение сложных слов в языке и разбирать их по составу.
  • Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

Сегодня раскрыть новую тайну родного языка поможет сказка Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», путешествуя по её страницам:

Не скучайте, не ленитесь,

Новым знаньям улыбнитесь.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно,

Будьте аккуратны,

В общении приятны,

В сторону баловство и смех-

И тогда вас ждет успех.

Учитель:

-Путешествуя по страницам сказки, мы узнаем кое-что новое о родном языке, у нас будут и помощники- буквы русского алфавита

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

А как вы думаете, какая погода нравится Снежной королеве? (Ответы детей)

Чтобы сделать погоду именно такой, как вы её описали, Снежная Королева завела себе помощников. Угадайте, что или кто это?  (Это слово «снег»)

- Запишите слово в тетрадях. (Ученик, отгадавший слово, записывает его на доске, остальные – в тетрадях. Далее аналогично ведётся работа над словами «снеговик», «снежинка», «подснежник», «снегопад» (Слайд 13, 14, 15, 16).

- Как называются записанные вами слова? (Однокоренные слова)

- Как можно доказать, что они однокоренные? (Нужно разобрать их по составу)

(Далее ученики, поочерёдно выходя к доске, разбирают по составу записанные слова, остальные ученики – в тетрадях. При этом уточняется способ образования разбираемого слова: приставочный, суффиксальный, приставочно–суффиксальный, учителем вывешиваются на доску карточки с названием способа образования слов).

 -В каком слове возникло затруднение при выполнении задания. (Слово «снегопад»)

-Чем оно отличается от остальных? (Образовалось из двух слов - «снег» и «падать»)

- Сформулируйте цель нашей работы на уроке (Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования)

-Тема нашего урока «Сложные слова».

Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

Опираясь на предыдущие рассуждения, давайте вместе подумаем, каким из известных способов образовалось сложное слово «снегопад»? (Ни один из известных способов не подходит. Это слово мы получили, сложив два слова «снег» и «падать»)

- При этом мы взяли слова полностью или только их части. (Первое слово взяли полностью, а от второго только его корень)

-Что добавили, чтобы «склеить», соединить эти части? (Взяли гласную «О»)

-Как можно в таком случае назвать данную букву? (Соединительная гласная.)

-Верно. Попробуйте обобщить всё то, что только что сказали. Какой новый способ образования новых слов стал вам известен? (Это способ сложения двух основ или основы и корня)

-Молодцы! Проверьте себя по учебнику (правило, с.41, читают самостоятельно, делают заключение о правильности своего вывода).

-Как вы думаете, если в сложных словах две основы, сколько в них можно выделить корней, соединённых гласными? (Два корня, соединённых гласными)

-Опираясь на вывод, дайте определение сложным словам. (Сложные слова- это слова, в которых несколько корней, соединённых гласными «о» или «е»)

-Проверьте правильность вывода по учебнику с. 40. (Дети читают определение хором, делают вывод о правильности своего заключения)

- А теперь попробуйте сами устно составить подобные сложные слова.

-Молодцы! Пока вы так успешно боролись с «помощниками» Снежной королевы, Герда, спасая Кая, добралась до севера.

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать произведение.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

11 мин

Герда, наконец, нашла Кая в царстве Снежной королевы. Она застала его за складыванием изо льда слова «вечность». Выполняя задание на карточках, вы также образовывали новые слова изученным сегодня способом. Об этих словах вы узнали, что в их состав входит два корня. Проверим это на практике. Выполните упражнение 78 с. 41. (Комментированная с места запись и разбор слов из упражнения)

Спишите данные сложные слова и разберите их по составу.

Мясорубка, водокачка, мышеловка, хлеборезка, газопровод, водопроводчик.

Объясните, почему об этих словах говорят, что они образованы сложением двух основ. Скажите, из каких частей состоит первая основа каждого слова, их каких вторая.

Образец рассуждений при разборе слова по составу:

выделю окончание, изменив форму слова

всё, что без окончания –основа. Данное слово образовано сложением двух основ: …

соединительная гласная -…

первая основа состоит из (корня, приставки, суффикса) …

вторая основа состоит из (корня, приставки, суффикса).

Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Искать однокоренные слова.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

 Подведём итог урока:

Назовите тему урока.

Какие слова называются сложными?

Почему они так называются?

Что помогло вам на уроке получить новое знание?

Запишите домашнее задание стр. 41 № 79.

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова

Тип урока Урок изучения нового материалаТема Сложные словаЦель Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение э...

Урок русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Сложные слова"

Цель урока: создание  условий для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Сложные слова"

Цель урока: создание  условий для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...