Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень».
Задачи урока:
Дидактические:
1. Обобщить и систематизировать знания о понятии «корень».
2. Учить определять корень в слове.
Развивающие:
1. Развивать умение понимать свои ошибки.
2. Развивать умения выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
1. Пробудить чувство ответственности у обучающихся.
2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знают понятие «корень».
2. Умеют находить корень в слове.
Личностные:
1. Уважительное отношение к иному мнению.
2. Осознание важности русского языка как средство общения и средство самовыражения.
УМК: «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык: 2 кл. 1 ч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 28.10.2022 Школа: ОЦ «Ньютон» Класс: 2-8 Урок: 4 Время: 15:45 – 16:25 Кабинет: 106 | Студент: Тачилкина Екатерина Николаевна Группа: 44 Учитель: Шамурина Виктория Васильевна Методист: Галиуллина Нижия Камиловна |
Тема урока: «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о понятии «корень». 2. Учить определять корень в слове. | Предметные: 1. Знают понятие «корень». 2. Умеют находить корень в слове. |
Развивающие: 1. Развивать умение понимать свои ошибки. 2. Развивать умения выступать перед аудиторией. | Личностные:
|
Воспитательные: 1. Пробудить чувство ответственности у обучающихся. 2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости. |
УМК: «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык: 2 кл. 1 ч.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Беседа Лист самооценивания | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Николаевна и сегодня я у вас проведу урок русского языка. 2. Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.
- Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? - Правильно, каждый день вы совершенствуете и узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке вы окунёмся в это море знаний. - На уроке вас ждёт много интересного. - Улыбнитесь друг другу и у вас всё получится! 3. Организовывает внимание и даёт пояснение по работе с оценочным листом. - У вас на парте лежат «Листы самооценивания», после каждого выполненного задания мы будем оценивать вашу работу. | 1. Приветствуют учителя и показывают готовность к уроку. 2. Высказывают мнение о понимании эпиграфа. - Любую мысль можно рассказать по – разному, но используя при этом, один язык. 3. Знакомятся с оценочным листом. | УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; УУРД: делать выбор и брать ответственность за решение и т.д. | Слайд 1 Слайд 2 |
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Беседа | 2. Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.
- Ребята, откройте рабочую тетрадь, запишите число и классная работа. Вспоминаем, как должен сидеть ученик за партой и держать ручку. - Итак, записываем: «Двадцать восьмое октября; классная работа». Напоминаю, в слове классная работа, удвоенная буква «с». - Хорошо, а теперь, ребята, посмотрите внимательно на ряд слов на слайде, и определите, какая буква потерялась? (...аленки, сло…о, бук…а, Моск…а, д…а.) - Какую букву мы будем с вами писать? - Посмотрите на слайд, прочитайте цепочку из буквы, слога и слова на слайде. - Какую вы заметили закономерность? - Какое соединение у букв в слоге? - Какое соединение букв «в» и «е» в слове? - Запишите закономерность к себе в тетрадь. | 1. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.
- Буква «в». - Букву «в». - В, во, велосипед. - Начала идёт буква «в», потом слог с буквой «в», затем слово с буквой «в». - Верхнее - Среднее | УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды и т.д. УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Слайд 3 Слайд 4 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Беседа
Фрагменты темы | 1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и цели урока;
- Корень — это слова основа, Без основы нету слова, Нету слова - строчки нет, Строчки нет - к чему поэт? - Скажите, о чём стихотворение. 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.
- Поставьте в правильном порядке слова. И сформулируйте тему нашего урока. - Вставьте пропущенные слова и скажите цель нашего урока.
- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока. - Наш план будет звучать так: 1. Повторим, что такое корень. 2. Будем учиться находить корень в словах. 3. Выполним самостоятельную работу 4. Подведём итоги. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, учувствуют в обсуждении; 2. Планируют собственную деятельность на уроке. - О корне слова. - Корень как общая часть родственных слов. - Повторить, что такое корень и определять его в словах. | УУПД: выявлять причинно – следственные связи и т.д. УУКД: в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения и т.д. УУРД: составлять план действий; | Слайд 5,6 Слайд 7,8 Слайд 9 |
Обобщение и систематизация знаний и умений (15 – 20 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Фронтальная Беседа Метод. материал Индивидуальная | 1. Работа с учебником. - Напомните мне, что такое корень? - Откройте учебник на стр. 91, выполним 1 упр. Кто хочет прочитать? - Давайте разберём образец. Посмотрим на первое слово в первом столбце. Кто прочитает его? - Что выделили в этом слове? - На какой вопрос отвечает это слово? - Какая особенность этого слова? - Прочитаем слово из второго столбца. - На какой вопрос отвечает? - Какой корень у этого слова? - Выпишем слово из третьего столбца. - На какой вопрос отвечает? - Какой корень у этого слова? - Что объединяет все эти три слова? - Значит эти слова называют как?
- Теперь попробуем составить в парах такую цепочку слов. - Для начала вспомним как работать в паре. - Вы будете работать в своих тетрадях. На следующей строчке напишите номер упражнения. Ваша задача, в паре составить цепочки слов, а так же выделить в словах корень. - Начинайте выполнять задание. - Кто расскажет, что у вас получилось? - Оцените свою работу в ваших листах самооценивания. - Итак, ребята. Вы заметили, нам встретилось слово «звонИт». Как произнесём это слово? Какой слог ударный? - Посмотрите на слайд и повторяйте за мной слова: «ЗвонИт, звонЯт, позвонИт» - Ребята, запомните эти слова, ударение в них менять нельзя. Ударный слог только второй. - Ребята, посмотрите на второе упражнение. Прочитайте задание.
- А сейчас вы будете работать в группах. Мы делимся на 3 группы. - Я напомню вам правила работы в группе.
- Сначала вы читаете слово, потом задаёте вопрос к слову и заем определяете корень. - В каждой цепочке слов вы определяете лишнее слово. Потом объясняете почему именно его выбрали. - Можете начинать выполнять задание. - Давайте проверим. Какие слова лишние и почему? - Ребята, вы выделили корень в словах из каждой группы, что вы заметили? - Что это значит? - Молодцы, ребята! - Оцените свою работу в ваших листах самооценивания. - Теперь давайте прочитаем правило под упражнением. - Что содержит в себе корень? - Верно. Прочитайте цепочку слов, данную в правиле. Что вы можете сказать об этих словах? Они являются однокоренными? Почему?
| 1. Работа с учебником. - Главная, общая часть родственных слов, в коротой заключено их основное значение. - Запиши в тетради по образцу ряды слов. Обозначь корень. - Свет. - Корень - На вопрос «Что?». - Всё слово является корнем. - Светлый - На вопрос «Какой?» - Свет - Светит - На вопрос «Что делаешь?» - Свет - Корень свет. - Однокоренными
- Работают оба, разговаривают тихо. Оценивают свою работу - Произносим слово «ЗвонИт». Ударный второй слог. Повторяют за учителем - Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Все ли слова родственные?
Выполняют задание в группе - Левша, водитель, делить. У этих слов другой корень, это не родственные слова, у них другое значение. - Содержит общее значение родственных (однокоренных) слов. - Они являются однокоренными. Потому что имеют один корень. Оценивают свою работу - Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов. - Содержит общее значение родственных слов - Рука – рукав – рукавица. Город – городок – городской. Они являются однокоренными. Потому что имеют один корень, и схожее лексическое значение. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | |
Динамическая пауза. «Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки… На уроке – не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно!» | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Беседа | 1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Теперь переворачиваем на страницу 92, и прочитайте правило, данное сверху. - Как называется общая часть родственных слов? - Прочитайте слово в первом столбике. - Посмотрите слова в первом столбике. Что общего в них? - Какой корень у этих слов? - Теперь посмотрите на слова во втором столбике. Что у них общего? Какой у них корень? - Теперь самостоятельно выполните это задание у себя в тетради. - Что требуется сделать? - Даю вам пару минут на выполнение этого задания. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Оцените свою работу в ваших листах самооценивания. | - Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные слова (родственные) слова. Общая часть родственных слов – корень. - Корень - Цветок - Они являются однокоренными. - Цвет. - Это однокоренные слова, корень «крас» - Что объединяет слова в каждой группе? Можно ли назвать их родственными? Докажи своё мнение. - Слова не имеют общего корня, поэтому не являются однокоренными или родственными. Слова просто имеют похожее лексическое значение. У слов нет общей части (одного корня) есть только общее значение. Оценивают свою работу | УУКД: выражать свою точку зрения в устных текстах; УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; | |
Рефлексия деятельности (2 - 3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Словесный метод: беседа | 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? - Мы все пункты плана выполнили? - Что мы изучали сегодня? - Кто может сейчас рассказать, что такое корень и привести примеры? - Какие трудности возникли у вас на уроке? - Что понравилось на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось? - Молодцы, ребята. - У кого что-то не получилось? Почему? - Я уверена, в следующий раз у вас все получится! - Спасибо вам за работу, до свидания! | 1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2. Оцениваю свою работу на уроке. - Корень как общая часть родственных слов. - Повторить, что такое корень и определять его в словах. Да, достигли. - Да - Корень - Главная, общая часть родственных слов, в коротой заключено их основное значение. Слово водитель, корень «вод». Отвечают на вопросы учителя | УУПД: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; УУРД: выявлять и анализировать причины эмоций; | Слайд 13 Слайд 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"
Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)
Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Единственное и множественное число прилагательных» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.Задачи урокаДидактические:1) формировать знания уч...
Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...
Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...