РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 108.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
3 класс (базовый уровень)
Планируемые результаты изучения курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс.
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
- Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко - буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного курса
Наша речь и наш язык. (2ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание. (14ч)
Различение предложения и текста. Признаки текста.
Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Слово в языке и речи. (17ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (18ч).
Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс). Сложные слова. Выделение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
Морфемный разбор ясных по составу слов. Подбор однокоренные слова разных частей речи.
Правописание частей слова (29ч).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ и Ь.
Части речи (77ч)
Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Имя существительное (31 ч)
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Имя прилагательное (18 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Местоимение (5 ч)
Местоимение, значение и употребление. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.
Глагол (21 ч).
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Глаголы 2 лица единственного числа.
Повторение изученного за год (15ч).
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Характеристика УУД по теме | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и речь (2часа) | Предметные: Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Метапредметные: Регулятивные. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Личностные: Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка. | ||||
1 | 1 | Наша речь. Виды речи. | |||
2 | 2 | Наш язык | |||
Текст. Предложение. Словосочетание. (14часов: диктантов – 1) | Предметные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Использовать виды чтения: ознакомительное ,изучающее, поисковое. Осознавать цель чтения. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста, обосновывать правильность выделения. Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку знаков препинания. Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации. Объяснять что такое обращение и находить его в предложении. Устанавливать связь между членами предложений с помощью вопросов, различать главные и второстепенные члены предложения. Различать и составлять простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания. Различать словосочетание и предложение, выделять словосочетание. Отличать предложение от группы слов. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Метапредметные: Регулятивные: Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Познавательные: Уметь применять правила и пользоваться инструкцией. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное. Анализ объектов с целью выделения существенные и несущественных признаков. Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Коммуникативные: Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Личностные: Развитие этических чувств, развитие способности к самооценке. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Ценить и принимать базовые ценности «добро» и«терпение». Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. | ||||
3 | 1 | Текст. Типы текстов. | |||
4 | 2 | Текст. Типы текстов. | |||
5 | 3 | Предложение. | |||
6 | 4 | Предложение. | |||
7 | 5 | Виды предложений по интонации. | |||
8 | 6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | |||
9 | 7 | Предложения с обращением. | |||
10 | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
11 | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
12 | 10 | Простое и сложное предложение. | |||
13 | 11 | Простое и сложное предложение. | |||
14 | 12 | Словосочетание. | |||
15 | 13 | Словосочетание. | |||
16 | 14 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | |||
Слово в языке и речи (17 часов; диктантов – 1, обучающих изложений – 2) | Предметные: Распознать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Находить синонимы и антонимы среди других слов, в предложениям, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложениях фразеологизмы, объяснять их значение. Подробно излагать текст. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложениях, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей. Распознавать имя числительное. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. Объяснять значение выбранного слова, понимать как пишется словарная статья. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
17 | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |||
18 | 2 | Синонимы и антонимы. Омонимы. | |||
19 | 3 | Слово и словосочетание. | |||
20 | 4 | Фразеологизмы. | |||
21 | 5 | Обучающее изложение. Упр.88 с.52 | |||
22 | 6 | Части речи. | |||
23 | 7 | Имя существительное. | |||
24 | 8 | Имя прилагательное. | |||
25 | 9 | Глагол. | |||
26 | 10 | Что такое имя числительное? | |||
27 | 11 | Однокоренные слова. | |||
28 | 12 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | |||
29 | 13 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | |||
30 | 14 | Обучающее изложение. Упр.129 с.70 | |||
31 | 15 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | |||
32 | 16 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | |||
33 | 17 | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». | |||
Состав слова (18 часов: диктантов -1, обучающих изложений – 1, сочинений – 1) | Предметные: Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова ( с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Формулировать определение приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки иди суффикса. Выделять в словах основу слова. Подробно излагать текст, находит нужную орфограмму при письме. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Выделяет в словах основу слова. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами. Метапредметные: Регулятивные. Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
34 | 1 | Что такое корень слова? | |||
35 | 2 | Как найти в слове корень? | |||
36 | 3 | Сложные слова. | |||
37 | 4 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |||
38 | 5 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |||
39 | 6 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |||
40 | 7 | Значение приставок. | |||
41 | 8 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |||
42 | 9 | Значение суффиксов. | |||
43 | 10 | Повторение о составе слова. | |||
44 | 11 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». Упр.177 с.94 | |||
45 | 12 | Что такое основа слова? | |||
46 | 13 | Обучающее изложение. Упр.191 с.99 | |||
47 | 14 | Закрепление знаний о составе слова. | |||
48 | 15 | Обобщение знаний о составе слова. | |||
49 | 16 | Обобщение знаний о составе слова. | |||
50 | 17 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |||
51 | 18 | Анализ диктанта. Проект «Семья слов». | |||
Правописание частей слова (29 часов: диктантов -2, обучающих изложений -2,сочинений -1) | Предметные: Определять наличие в слове изученных орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Запомнить правило проверки слов с непроизносимыми согласными. Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
52 | 1 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | |||
53 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||
54 | 3 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||
55 | 4 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||
56 | 5 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |||
57 | 6 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |||
58 | 7 | Правописание слов с глухими и звонками согласными в корне. | |||
59 | 8 | Правописание слов с глухими и звонками согласными в корне. | |||
60 | 9 | Обучающее изложение. | |||
61 | 10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||
62 | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||
63 | 12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||
64 | 13 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |||
65 | 14 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | |||
66 | 15 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |||
67 | 16 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | |||
68 | 17 | Правописание суффиксов и приставок. | |||
69 | 18 | Правописание суффиксов и приставок. | |||
70 | 19 | Правописание суффиксов и приставок. | |||
71 | 20 | Правописание суффиксов и приставок. | |||
72 | 21 | Правописание приставок и предлогов. | |||
73 | 22 | Правописание приставок и предлогов. | |||
74 | 23 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | |||
75 | 24 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | |||
76 | 25 | Обучающее изложение. | |||
77 | 26 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | |||
78 | 27 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | |||
79 | 28 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание частей слова». | |||
80 | 29 | Проект «Составляем орфографический словарь». | |||
Части речи. Имя существительное (31 час: диктантов – 2, обучающих изложений – 3,сочинений – 2) | Предметные: Распознавать имена существительных среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Выделять среди имен. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Подробно излагать текст. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменять форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имен существительных. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность слова с изученными орфограммами. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительные. Распознавать падеж в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу и предлогу. Сопоставлять и различать внешние и сходные падежные формы. Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами. Производить исследовательскую работу, составлять словарь слова. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
81 | 1 | Имя существительное и его роль в речи. | |||
82 | 2 | Имя существительное и его роль в речи. | |||
83 | 3 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |||
84 | 4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |||
85 | 5 | Обучающее изложение | |||
86 | 6 | Собственные и нарицательные имена существительные. | |||
87 | 7 | Проект «Тайна имени». | |||
88 | 8 | Число имен существительных. | |||
89 | 9 | Число имен существительных. | |||
90 | 10 | Род имен существительных. | |||
91 | 11 | Род имен существительных. | |||
92 | 12 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | |||
93 | 13 | Обучающее изложение. | |||
94 | 14 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | |||
95 | 15 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | |||
96 | 16 | Склонение имен существительных. | |||
97 | 17 | Падеж имен существительных. | |||
98 | 18 | Падеж имен существительных. | |||
99 | 19 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». | |||
100 | 20 | Именительный падеж. | |||
101 | 21 | Родительный падеж. | |||
102 | 22 | Дательный падеж. | |||
103 | 23 | Винительный падеж. | |||
104 | 24 | Творительный падеж. | |||
105 | 25 | Предложный падеж. | |||
106 | 26 | Обучающее изложение. | |||
107 | 27 | Распознавание падежей. | |||
108 | 28 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |||
109 | 29 | Обобщение знаний. | |||
110 | 30 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | |||
111 | 31 | Проект «Зимняя страничка» | |||
Части речи. Имя прилагательное (18 часов: диктантов -1, отзывов по картине – 2) | Предметные: Определять лексическое значение имен прилагательных. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. Определять каким членом предложения является имя прилагательное. Подробно излагать текст. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами. Производить исследовательскую работу, составлять словарь слов. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
112 | 1 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | |||
113 | 2 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | |||
114 | 3 | Роль имен прилагательных в тексте. | |||
115 | 4 | Текст – описание. | |||
116 | 5 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». | |||
117 | 6 | Род имен прилагательных. | |||
118 | 7 | Изменение имен прилагательных по родам. | |||
119 | 8 | Изменение имен прилагательных по родам. | |||
120 | 9 | Число имен прилагательных. | |||
121 | 10 | Число имен прилагательных. | |||
122 | 11 | Изменение имен прилагательных по падежам. | |||
123 | 12 | Изменение имен прилагательных по падежам. | |||
124 | 13 | Обобщение знаний. | |||
125 | 14 | Обобщение знаний. | |||
126 | 15 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | |||
127 | 16 | Обобщение знаний. | |||
128 | 17 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |||
129 | 18 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | |||
Части речи. Местоимение (5 часов: обучающее изложение -1) | Предметные: Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Разбирать личное местоимение как часть речи. Подробно излагать текст. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
130 | 1 | Личные местоимения. | |||
131 | 2 | Изменение личных местоимений по родам. | |||
132 | 3 | Местоимение. | |||
133 | 4 | Местоимение. | |||
134 | 5 | Обучающее изложение. | |||
Части речи. Глагол (21 час: диктантов -1, обучающих изложений – 1) | Предметные: Распознавать глаголы среди других частей речи. Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Подробно излагать текст. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать окончания глагола в прошедшем времени. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Распознавать части речи, определять из лексическое значение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
135 | 1 | Значение и употребление глаголов в речи. | |||
136 | 2 | Значение и употребление глаголов в речи. | |||
137 | 3 | Значение и употребление глаголов в речи. | |||
138 | 4 | Неопределенная форма глагола. | |||
139 | 5 | Неопределенная форма глагола. | |||
140 | 6 | Число глаголов. | |||
141 | 7 | Число глаголов. | |||
142 | 8 | Времена глаголов. | |||
143 | 9 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | |||
144 | 10 | Изменение глаголов по временам. | |||
145 | 11 | Изменение глаголов по временам. | |||
146 | 12 | Обучающее изложение. | |||
147 | 13 | Род глаголов в прошедшем времени. | |||
148 | 14 | Род глаголов в прошедшем времени. | |||
149 | 15 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | |||
150 | 16 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | |||
151 | 17 | Обобщение знаний. | |||
152 | 18 | Обобщение знаний. | |||
153 | 19 | Обобщение знаний. | |||
154 | 20 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | |||
155 | 21 | Анализ диктанта. Закрепление. | |||
Повторение (15 часов: диктантов – 1 час, обучающее изложение – 1) | Предметные: Распознавать части речи, определять их лексическое значение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Метапредметные: Регулятивные. Планировать ( в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решений учебной задачи. Принимать и сохранять цели и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Оценка – выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные. Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материла. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно). Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Ценить и принимать базовые ценности «добро» и «терпение». Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного обращения. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. | ||||
156 | 1 | Части речи. | |||
157 | 2 | Обобщение изученного о слове и предложении. | |||
158 | 3 | Правописание окончаний имен прилагательных. | |||
159 | 4 | Правописание приставок и предлогов. | |||
160 | 5 | Правописание безударных гласных. | |||
161 | 6 | Правописание значимых частей слова. | |||
162 | 7 | Итоговый контрольный диктант. | |||
163 | 8 | Анализ диктанта. Однокоренные слова. | |||
164 | 9 | Обучающее изложение. | |||
165 | 10 | Резервный урок | |||
166 | 11 | Резервный урок | |||
167 | 12 | Резервный урок | |||
168 | 13 | Резервный урок | |||
169 | 14 | Резервный урок | |||
170 | 15 | КВН «Знатоки русского языка» |
Контрольно - измерительные материалы по русскому языку
3 класс
Диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.»
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
Вариант 1.
1. Слова русский, листья разделите для переноса.
2. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Вариант 2.
1.Слова птичьи, пестрым разделите для переноса.
2.В пятом предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Диктант по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
Вариант 1.
1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Вариант 2.
1. В десятом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв меньше, чем звуков.
Диктант по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Диктант №1 по теме «Правописание частей слова»
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2. Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; вариант 2 — белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Диктант №2 по теме «Правописание частей слова»
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
(Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая, пушистые.)
Грамматическое задание
1. Разберите предложения по членам: вариант 1 - третье, вариант 2 — десятое.
2. Разберите по составу слова осинка, переход.
3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Диктант №1 по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка- ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова рыбка, тишина.
Диктант №2 по теме «Имя существительное»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи
Вариант 2
1. Определите падеж имён существительных в седьмом предложении.
2. В первом предложении слово мышь разберите как часть речи
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 -пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г. Скребицкому
Грамматическое задание
- Разберите предложение по членам: вариант 1 — седьмое, вариант 2 — девятое.
- Разберите слова по составу: вариант 1 — засветило, утренний, берёзки; вариант 2 — развесили, весёлый, местечко.
- Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант
Лето.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
(68 слов)
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
Грамматические задания.
Вариант 1.
- Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
- Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.
Вариант 2.
- Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
- Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
- Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:1.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс базовый уровень
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» , 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (базовый уровень). УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" расчитана на136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели)....
Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс
Программа учебного предмета «Русский родной язык» направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русскому) (базовый уровень) 1 класс
Аннотация к рабочей программе Родной язык (русский) для 1 классаРабочая программа по родному языку для 1 класса (предметная область «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном яз...