Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_4_klass_hk.doc_prilagat.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого
интегрированного урока
русского языка и литературы в 4 классе
Учитель: Соловьева Елена Николаевна
Школа: № 2043
Класс: 4 «Б»
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Цели: 1.Образовательная:
- формирование умения распознавать слова, относящиеся к именам прилагательным, совершенствовать умения написания окончаний имен прилагательных;
- совершенствовать навык сознательного чтения.
2.Развивающая:
- развивать навыки точного употребления имен прилагательных в речи;
- развитие зрительного восприятия;
- способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи, кругозора.
3.Воспитательная:
- воспитание интереса к урокам русского языка.
Учебный материал:
1.Ксерокопия параграфа 10 из учебника Граник Г.Г., Кантаровская О.З. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразов. учрежд. В трех кн. Кн. 3 «Слово».- М.: «Мой учебник», 2007.
2.Таблица «Самостоятельные части речи» (демонстративная)
3.Материал для орфографической работы.
4.Глобус .
- Карточка с инструкцией.
- Диск «История географических открытий (БДЭ)
- Набор зрительных диктантов И.Т. Федоренко(аналогичные предложения по количеству букв).
Название этапа урока | Деятельность | |
Учителя | Учащихся (по группам) | |
1.Организационный момент | Запись числа на доске. У: Мы с вами продолжаем работать по теме «Имя прилагательное», повторяем материал об этой части речи и совершенствуем наши знания о существенных признаках имен прилагательных, о правописании окончаний имен прилагательных и существительных. | Запись числа в рабочей тетради. |
2.Письмо по памяти. 3. Словарно-орфографическая работа. 4.Движение темы 5.Чтение сначала про себя, затем вслух п. 10. «Как правильно писать безударные окончания имен прилагательных»
| На доске. Но вот волны принесли к кораблям Колумба зелёную ветку.(46 букв) (Учащимся предъявляется предложение, которое в течение 5 минут они стараются запомнить, а затем записать в тетрадь. Работа по карточкам . У: Каждая команда получает карточку, на которой несколько видов орфограмм. Группа ответственна за определенную орфограмму. Вы должны вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. (Дается время для расстановки букв). У: Проверяем по командам. Показ карточек с окончаниями имен прилагательных. У: Назовите часть речи, которой принадлежит это окончание( -его, -ому, -им, -ем) У: Какие грамматические признаки вы можете назвать по этому окончанию? Д: Мы можем назвать часть речи, число, род , падеж. -У: Прочитайте словосочетание, написанное на доске. Д: Испанский адмирал У: Кто знает, кто такой адмирал? Д: Это главный чин высшего командного состава военно-морских сил. У: А вы знаете испанского адмирала? Д:…. У: С испанским адмиралом мы познакомимся немного позже, а сейчас посмотрим на это словосочетание – испанский адмирал У:В каком роде, числе и падеже стоит прилагательное? Д: Имя прилагательное стоит в единственном числе, мужском роде, Им. п. У: Какие окончания у имен прилагательных в мужском роде единственного числа? Д: - ый, -ий. У: Чтобы это вспомнить, просклоняем, выделяя окончания. У: Проверяем работу. У: Как правильно писать безударные окончания имен прилагательных, узнаете из параграфа 10. У: Одинаково ли изменяются имена существительные и имена прилагательные? Д: И имена существительные, и имена прилагательные изменяются по падежам и числам. У: А имена существительные изменяются по родам? Д: Имена существительные относятся к определенному роду (не изменяются по родам, а именно относятся). - | Учащиеся читают предложение 3 раза орфографически: сначала тихо, затем громче, ещё громче. Стараются запомнить его. Затем предложение стирается, и учащиеся записывают его. При проверке каждый член группы читает слово орфографически, подбирает проверочное слово, где это возможно. Фронтальная работа с классом. Учащиеся по окончаниям называют грамматические признаки прилагательных.
У доски работают 2 учащихся, все остальные в тетради. Р. п. адмирала(какого?) испанского Д.п. адмиралу (какому?) испанскому В. П. адмирала (какого?) испанского Т.п. адмиралом (каким?) испанским П.п. об адмирале (каком?) испанском . |
6.Беседа по прочитанному | У: В какой форме имена прилагательные имеют окончание -ый,- ий ? Д: В форме ед. ч., м.р., Им.п. У: Как определить, что надо писать в безударном окончании имен прилагательных в других формах ? Д: Надо найти «товарищей по окончанию» У: Как найти « товарища по окончанию»? Д: Надо поставить к имени прилагательному вопрос. Какое окончание в вопросе, такое же напишем и в прилагательном. -У: Итак, как мы рассуждаем при написании безударных окончаний имен прилагательных: У: Прилагательное имеет безударное окончание в мужском роде, ед. числе. Им. п? У: Если да. Тогда что надо делать? Д: Зовём товарища по окончанию», т. е. вопрос, на который отвечает прилагательное и напишем такое же окончание, что и в вопросе. У: А если нет ? Д: Пишем то, что слышим. У: Прочтите инструкцию на карточке. |
Чтение инструкции |
7.Физкультурная минутка | ||
8.Работа с текстом | Подготовка к восприятию: У: Как зовут испанского адмирала, который в 15 веке открыл Америку? У: …..Христофор Колумб -Показ портрета на компьютере -Рассматривание глобуса с показом маршрута Христофора Колумба. -Небольшой рассказ о нем. У: Христофор Колумб- знаменитый мореход, открывший Америку. Совершил несколько экспедиций, во время которых открыл не только материк, но и острова. | |
9. Упражнения. Текст дается полностью. | У: А теперь вы можете сами прочитать про Христофора Колумба и узнать про его путешествие . 1.Чтение текста «жужжащим чтением» 2.Беседа по прочитанному:: У: Куда плыл Христофор Колумб? Д: В Индию. У: Каким был путь моряков ? Д: Очень трудным. У: Что служило сигналом о приближении земли? Д: Зеленая ветка послужила сигналом приближения земли. У: Кого встретил Христофор Колумб на этой земле? Д: Местные жители с чёрными волосами. У: Как называется материк, открытый Христофором Колумбом? Д: Южная Америка. У: Запишите 1и 2 предложения из этого текста, обозначьте словосочетания в этих предложениях прил.+сущ. У: Выпишите существительные с прилагательными, в которых пропущены окончания, обозначьте зависимости прилагательных от существительных. У: Возьмите карточки. Прочитайте задание. Карточки с заданием. А) Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите номер ряда, в котором все прилагательные стоят в форме винительного падежа. 1.О радостн… дне, по высок… крыше, среди сказочн… чудовищ, в зимн… пору. 2. В рыхл… земле, за дальн… лесом, под соснов… поленом, о тих… вечере. 3.В светл… комнату, на зелен… поляну, под стройн… березу, в дальн… дорогу. У: Каждая группа выбирает словосочетание и составляет с ним предложение. (1 группа: По высокой крыше сползают остатки растаявшего снега. 2 группа: Семья собирается в дальнюю дорогу. 3 группа: Малыш вбежал в светлую комнату. У: А теперь разверните это предложение в небольшой текст. Д: Текст одной из групп: Солнце пригревает. Появились первые проталины. По высокой крыше сползают остатки растаявшего снега. Звенит капель. Весна пришла. Б) С данными однокоренными прилагательными составьте и запишите словосочетания с подходящими по смыслу существительными. Выделите родовые окончания прилагательных. Понятный, понятливый (малыш, объяснение) Стекольный, стеклянный (ваза, завод) | Запись 1и 2 предложений с обозначением словосочетаний прил.+сущ. |
10. Рефлексия. | -Как определить, что надо писать в безударном окончании имен прилагательных ? (Надо найти «товарищей по окончанию») - Как найти « товарища по окончанию»? (надо поставить к имени прилагательному вопрос и написать в окончании то же, что и в вопросе.) | |
11.Домашнее задание | Из хрестоматии по литературе выписать 10 словосочетаний со связью согласование, обозначить число, род, падеж имен прилагательных. |
Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, прилегающая к наружной стенки корабля. (пол)
Прочитайте:
Флот уж к острову подходит,( 8)
Князь Гвидон трубу наводит: (6)
Царь на палубе стоит. (5)
Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Кто из команд найдет и пояснит все орфограммы и знаки препинания?
Что такое палуба?
-Какая часть речи отсутствует в этом отрывке?
- Какой частью речи являются большинство слов?
- Каким членом предложения является имя существительное?
- Красиво и без ошибок запишите предложение в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе
Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина; 2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление."
На уроке использован материал на весеннюю тему. Подобраны тексты о бережном отношении к природе с исрользованием НРК....
Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...
Презентация к уроку русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Родовые окончания имен прилагательных"
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 1 класс Начальная школа XXI века
МАОУ Успенская СОШФИО учителя Ганихина Екатерина СергеевнаКласс: 1 «В»Дата: 19.12.2018Предмет: Литературное чтение, русский языкТема урока: Развитие восприятия художественного пр...