Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный материал может быть использован при работе по другим УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_predlozheniya_4_klass.zip | 415.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (русский язык-чтение) 4 класс
Тема. Закрепление знаний об однородных членах предложения на
роизведениях А.С.Пушкина
Цели .
Обучающие:
-закрепить знания учащихся об однородных членах предложения(ОЧП) *, совершенствовать умения в употреблении однородных членов предложения в устной и письменной речи;
-закрепить способы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения;
-расширять представления о красоте родного языка, используя произведения А.С.Пушкина;
-обучать работе в группе;
-пополнять словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать выразительную речь, память, внимание.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь и уважение к русской литературе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Ожидаемый результат:
-умение применять полученные теоретические знания об однородных членах предложения на практике.
I.Организационный момент.
1)Запишите число, вставляя пропущенные буквы в числительное и замените транскрипцию имени существительного словом:
∆* Оди.а.цатое [акт ,ибр ,а] (ПРОВЕРКА)
2) Дать характеристику звуку [т].
II.Постановка целей. Тема урока.
1)Прочитайте слова : (слайд)
«Сказка ложь,да вней намёк!
Добрым молодцам урок.»
-Кому принадлежат эти слова? (Ответ детей)
-Какое произведение заканчивается этими словами? (Ответ: Сказка о золотом петушке)
2) На прошлых уроках литературного чтения мы изучили ещё несколько произведений этого писателя (портрет-слайд), которые помогут нам сегодня закрепить тему по русскому языку:
Одна+родина+больной +злые члены предложения(закрепление).
+ + +
-Возьмите указанные морфемы слов и сложите, чтобы получить первое слово.
-Какую тему мы сегодня будем закреплять? (слайд- Однородные члены предложения (ОЧП*)
III.Чистописание.
1) Работа над буквой.
Урок начнём с чистописания, вспомним правописание буквы, с которой начинаются эти слова: ∆ ..чера ..езде ..осток ..месте (ответ- «В»)
Работа в тетради (Т) (пока дети пишут, учитель вставляет букву на доске)
2)Работа над новым словом.
-Назовите лишнее слово? (Ответ: восток)Почему?(Ответы: это существительное, остальные слова-наречия)
-Каково значение этого слова? (Ответы: часть света, сторона горизонта)
-Составьте устно словосочетания с этим словом или его однокоренными словами. (Ответы: идти на восток, восточный ветер, восточный экспресс, восходит на востоке и т.п.)
_Какую букву в слове «восток» надо запомнить? (ответ «О»)
3)Работа над предложением.
–А вот как использовал А.С.Пушкин это слово в одном из своих произведений :
∆ Царь (с)кл.кает трет?ю рать
И в.дёт её (к) в.стоку.
Прочитайте. Из какого произведения слова?(Ответы)
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.Т (ПРОВЕРКА: один у доски, объясняя )
4)Синтаксический разбор предложения .Самостоятельная работа.
-Дайте характеристику предложению(Ответы: Простое, повествовательное, невосклицательное, с ОЧП)
-Назовите однородные ОЧП. Почему не поставили запятую? (ответы: ОЧП связаны одиночным союзом «и»)
-Какие члены предложения называют «однородными»?(Ответы: ОЧП называют слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)
-Какие члены предложения могут быть однородными? (ответы: ОЧП могут быть и главные и второстепенные ЧП*)
5) Словообразовательный разбор слова «скликает».Взаимопроверка.
6) Лексическая работа.
-Вспомните значение слова «рать»?(ответы: войско, дружина)
-Образуйте от этого слова однокоренное имя существительное, используя суффикс –НИК. (Ответы: ратник)
-Подберите к этому слову СИНОНИМЫ? ( Ответы: воин, защитник, богатырь, боец, витязь, дружинник) (слайд)
IV. Упражнения в нахождении ОЧП в тексте.
1)Связь ОЧП.Нахождение ОЧП на слух.
-В разные времена защитников Родины называли по-разному. Обратимся снова к произведению Пушкина. Просмотрим и прослушаем отрывок из его сочинения.
ЗАДАЧА: Услышать в отрывке ОЧП.
DVD «Руслан и Людмила» (отрывок-Встреча Руслана с головой)
(ОТВЕТЫ)
-Как могут быть связаны ОЧП?(Ответ: союзной и бессоюзной связью)
- Как произносятся ОЧП? (Ответ: с интонацией перечисления)
-Из какого произведения этот отрывок?(Ответ: поэма «Руслан и Людмила»)
Физминутка (минутка-отдыха)
Произведения А.С.Пушкина положены на музыку. Вот, например , композитор Римский-Корсаков написал оперу по «Сказке о золотом петушке».Мы немного отдохнем под арию Шамаханской царицы.(музыка)
2) Знаки препинания при ОЧП. Проверка домашнего задания. Работа по учебнику «Литературное чтение» Ефросиньиной Л.4 класс.
-Проверим домашнее задание .Необходимо было в «Сказке о золотом петушке» найти отрывок с ОЧП, подчеркнув член предложения ,которым они являются.
(Ответы: зачитываются 3-5 отрывков, называются ОЧП)
-Какие знаки препинания ставятся между ОЧП?(Ответы: Запятые ставим , если связь бессоюзная и ОЧП произносятся с интонацией перечисления; связь союзная: повторяющийся союз «И», перед союзами «А», «НО»)
3) Работа в парах. Расстановка знаков препинания в отрывках из произведений Пушкина.(4варианта)См. приложени1.(Листки у детей на столах)
-Расставьте знаки препинания, подчеркните ОЧП.
При проверке назвать произведение, из которого взяты строки.
V. Игра «Я поэт». Работа в группах.
-ЗАДАЧА: Из разбросанных строк собрать отрывок. Узнать произведение, подчеркните ОЧП.(См. приложение 2)
Проверка.
VI. Работа над схемами предложений с ОЧП.
(Слайд)
Ничего (не)ск.зала ры.ка
Лишь хв.стом (по)в.де плеснула
И (у)шла (в)глубок мор.
- Из какого произведения отрывок? ТСпишите.Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Докажите.
-Составьте схему этого предложения?
О,О и О
.
-Чего в ней не хватает?(Ответ: неуказанны какими членами предложения являются ОЧП) Указываем.
-О чём рассказывают схемы предложения?(Ответы: о том, как записываются предложения с ОЧП и какие знаки препинания расставляются при этом)
VII.Итоги. Рефлексия.
Подведение итогов проводится с помощью теста(2варианта)См. приложении 3 или игры «ДА и НЕТ», в зависимости от времени. См.приложение 4.
VIII .Д/З
IX.Резерв.
-Спиши, вставь пропущенный союз, подчеркни ОЧП.Т
А) Обнимает он ц.рицу
…сынка…м.лодицу.
Б) И отроки тотчас (с) к.нём отошли
…князю другого к.ня (под)в.ли.
В)Воеводы (не) др.мали
…никак (не )усп.вали.
Г) Я там был мё. пиво пил
…усы лишь (об)м.чил.
Обозначения:
∆-на доске; Т –работа в тетради; ОЧП- однородные члены предложения
Работа по презентации может быть заменена работой на интерактивной доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе
Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина; 2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема урока: "Ударение". Я.Пинясов «Кем быть и кем не быть»
Этот урок поможет учащимся усвоить значение ударения в слове....
Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...
Интегрированный уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема урока: « Как прекрасен этот мир-посмотри ! Добрый праздник среди зимы.» Цели урока: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении....
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 1 классе."Ударение"
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 1 классе."Ударение"...