Мастерская творческого письма «Мой класс – мои друзья» 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Черных Галина Валентиновна

В рамках урока русского языка в третьем классе была разработана и успешно реализована мастерская творческого письма на тему "Мой класс - мои друзья". Целями такой мастерской стали развитие образной, выразительной речи; обогащение словарного запаса; воспитание милосердия и доброго отношения друг к другу; формирование навыков совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Учитель: Черных Галина Валентиновна ГБОУ гимназия №426 Петродворцового района Санкт - Петербурга

Тема урока: Мастерская творческого письма «Мой класс – мои друзья».

Урок развития речи. 3 класс.

Технология: КСО, игровая, элементы технологии критического мышления.

Планируемые результаты урока:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Различать основные
  • языковые средства ( слова, словосочетания, предложения)
  • Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения ( умение слышать, поддерживать разговор)
  • Оценивать уместность и точность использования слов в тексте
  • Выражать собственное мнение

  • Учиться работать в группе
  • Учиться оценивать свою учебную деятельность
  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Редактировать устные и письменные высказывания
  • Участвовать в коллективном обсуждении
  • Сотрудничать с одноклассниками
  • Понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств

Цели урока: развитие образной, выразительной речи;

обогащение словарного запаса;

воспитание милосердия и доброго отношения друг к другу;

формирование навыков совместной деятельности.

Ход урока.

  1. Звучит «Песня о дружбе»                                            

…Друг в беде не бросит,

Ни о чём не спросит. Все мы разные, но при этом дружим друг с другом

Вот, что значит настоящий, верный друг…

- Кто понял, о чём эта песня?

- Нарисуйте облачко и раскрасьте его таким цветом, каким вы представляете дружбу.

- Какой цвет преобладает? – Почему вы выбрали такой цвет?

2. Обсуждение в группах задания: «Продолжи фразу». (Дети сидят по группам, в каждой группе 5 учащихся).

- Обсудите в своей группе и продолжите фразу: Дружба – это ….

- Самую красивую фразу напишите на альбомном листке и подарите всему классу. ( Учитель вывешивает фразы – подарки на доску).

- А теперь обратимся к Толковым словарям, которые лежат у вас на партах. Найдите и прочитайте объяснение слова «дружба» в них. ( Дружба - это отношения между кем- либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов) - Какое объяснение вам больше понравилось? Почему?

3. Работа над пословицами о дружбе. – Как вы думаете, в далёком будущем исчезнет понятие дружбы? Может люди обойдутся без неё? – Обсудите этот вопрос в группе.

- К какому выводу вы пришли?

- Действительно, дружба необходима каждому человеку вчера, сегодня, завтра и еще сотни лет.

- Этому пример устное народное творчество: пословицы и поговорки, созданные сотни лет назад.

- Соберите пословицы из частей. ( Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами

http://fs00.infourok.ru/images/doc/224/24719/4/img0.jpg

Образец:

Без друга                                     познаётся в беде

Верному другу                            самому себе постылым быть

Друг                                              в жизни туго

Без друга жить                              не жаль ни хлеба, ни досуга

Для хорошего друга                    цены нет

- Выберите понравившуюся пословицу, как вы её поняли? ( обсуждение в группе, озвучивание).

4. Сочинение синквейна о дружбе.

- Теперь вы сами попробуйте сочинить стихотворение о дружбе.

Образец:

              Дружба

Необходимая, важная

Помогает, утешает, развивает

         Смысл жизни

          Верность!

- От каждой группы выберите лучший вариант синквейна и прочтите.

5. Выполнение творческого задания.

- Иногда случается, что люди живут вместе, работают, учатся, а друг друга плохо знают, слова доброго друг о друге сказать не могут.

- А как у вас?

- Давайте проверим. Нарисуйте свой портрет в центре солнышка, потом передавайте друг другу свои портреты, а дети на солнечных лучиках напишут только добрые слова о вас.

- Что вас удивило, когда солнышки – портреты вернулись к вам на парты? - Как вы себя чувствовали в этот момент?

http://tl4s.org/images/5617f8f729a1f.jpg

6. Создание ассоциативного ряда.

- Закройте глаза, подумайте, представьте, какие слова возникают у вас в душе, когда вы слышите слово «друг».

- Откройте глаза и запишите ассоциативный ряд к этому слову.

- Прочитайте, что у вас получилось.

8. Письмо сочинения «Я – глазами одноклассников».

- Пришло время написать сочинение. Только писать вы его будете не в своей тетради, а в тетради своего товарища и не о себе, а о нём.

- Поменяйтесь тетрадями и приступайте к работе.

9. Проверка выполненной работы. Чтение сочинений по желанию.

10. Игра «Связующая нить».

- В конце урока я хочу провести игру. Дети сидят, передают друг другу клубок ниток так, чтобы каждый взялся за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети сейчас чувствуют, хотят для себя и что могут пожелать другим. Учитель начинает: «Я хочу, чтобы в ваши сердца не попали  льдинки Снежной королевы». Далее продолжают дети.

После того, как дети сказали свои пожелания, натягивается нить, закрываются глаза, учащиеся представляют, что они составляют целое, что каждый из них важен и значим в этом мире.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская творческого письма

Статья и краткий план-конспект урока литературного чтения во 2 классе в технологии "Мастерская творческого письма"...

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

Мастерская творческого письмаИнтегрированное занятие: русский язык + окружающий мирТема: ПТИЦЫАвтор: Корякова Мария АлександровнаГБОУ гимназия № 70  г. Санкт-ПетербургаВыход: сочинение-миниатюраЦ...

Мастерская творческого письма на основе литературного текста

Разработка урока по технологии "Мастерская творческого письма".Приложение: хокку....

Инновационные технологии. Мастерская творческого письма.

Материал подойдёт для работы по развитию речи....

Урок русского языка в технологии "Мастерская творческого письма"

Мастерская творческого письма по созданию коллективного сочинения-повествования...

Мастерская творческого письма

Тема мастерской "Что зовем мы Родиной?"...

Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое ...