Мастерская творческого письма на основе литературного текста
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Разработка урока по технологии "Мастерская творческого письма".
Приложение: хокку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx | 51.34 КБ |
hokku.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.
Удочка в руке.
Чуть коснулась лески
Летняя луна.
Полнолуния ночь!
Даже птицы не заперли
Двери в гнёздах своих.
Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
Утром на белом снегу.
Роса на цветах шафрана!
Прольётся на землю она
И станет простою водой.
Над волной ручья
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
О, светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.
Мастерская творческого письма
на основе литературного текста
Задачи урока:
- познакомить с поэтической миниатюрой хокку и вовлечь в написание текста;
- открыть в участниках способность работать со словом легко, без напряжения, вдохновенно и продуктивно;
- пробудить интерес к творчеству других;
- раскрыть ценностный мир участников, развивать внимание к внутреннему миру каждого автора;
- развивать способность сопереживать, радоваться, восхищаться;
- на примере японских хокку дать первое представление о понятии «художественный образ»;
- постепенно создавать представление о том, что образ не сам предмет, но то, как его воспринимает читатель
Ход урока:
Сегодня на уроке у нас будет творческая мастерская. Это будет эксперимент. Основой для мастерской служат написанные на листочках маленькие тексты. Я предлагаю вам сразу перейти к делу: подойти к столам и выбрать себе понравившийся текст (прочитав его)
Алгоритм мастерской творческого письма
- Тексты трехстиший (каждое на отдельной карточке) раскладываются на предназначенные для этой цели столы так, чтобы к ним можно было свободно подойти
- Машинописные листы бумаги раздаются участникам на рабочие столы, затем предлагается ряд заданий:
- Внимательно прочитать разложенные на столах тексты
- Выбрать один текст
- Переписать его на свой лист
- У А. Блока есть слова: «Стихотворение – это покрывало, натянутое на острия слов, которые светятся, как звезды». Найти слова, которые светятся, как звезды, т. е. держат стихотворную «ткань»
- Записать их в строчку
- К каждому слову подобрать слова, связанные с ним по смыслу, т. е. ряд ассоциаций, и записать их
- Еще раз вернуться к первоначально выписанным словам, которые выписаны в строчку
- Какое из этих слов вам ближе всего? Выписать это слово слева на строке
- Рядом написать слово «Я»
- Попробовать подобрать слова, которые обозначают (называют, выражают) отношения (существующие, предполагаемые) между этими двумя словами
- Теперь из всех слов, которые есть на странице, выбрать одно. Это будет название текста, его тема, идея, содержание
- Написать текст на выбранную тему (он у вас в головушках, только быстро напишите его, не бойтесь)
- Прослушаем, что получилось
- Рефлексия.
Какие возникли вопросы? Разговор об авторах – мастерах японской поэзии. Что такое хокку?
Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.
Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.
Поэт должен отрешиться от всех представлений, связанных с его собственным человеческим "я", и сконцентрироваться на предмете, чтобы проникнуть в его суть.
Классикой написания хокку считается мастерство, при котором поэт способен в трех строках описать момент «здесь и сейчас». Первая строка хокку при этом отвечает на вопрос «Где?», вторая строка - на вопрос «Что?», третья строка отвечает на вопрос «Когда?». Но это, безусловно, не жесткое правило, так что нередки хокку без ответа на эти вопросы, особенно когда речь идет о чувствах и эмоциях.
Сказать много небольшим количеством слов, знаков - главный принцип поэзии хокку.
Несмотря на заданный формат стиха, семнадцать слогов, 5-7-5, это не исключает поэтической вольности, особенно у таких великих поэтов, каким был Мацуо Басе (самый знаменитый в Японии автор хокку) (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.
На русский язык японские трехстишья переводил поэт Константин Бальмонт. Некоторое время он жил в Японии и был впечатлен традициями и поэзией этой удивительной страны.
Теперь, когда вы узнали про хокку, сравните их со своими текстами. Похоже, или нет? Рифм в хокку нет. Ваши впечатления об уроке. Что понравилось, что нет? Чему научились, что хочется еще сделать? Появился ли у вас интерес к тексту и желание с ним работать?
Хокку любят, знают наизусть, и сочиняют до сих пор. И не только в Японии, но и по всему миру. На разных языках множество людей передают свои чувства при помощи простой, на первый взгляд, но вместе с тем глубокой и емкой формы японской поэзии – хокку!
Что же у нас в учебнике? Стр.65. Дома прочитать три хокку и попробовать тоже проделать, т. е. написать свое хокку.
Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
,
Предварительный просмотр:
О, мотылёчек,
Ты весь – движенье:
Сидишь, трепещешь.
Подумал я: опавшие цветы
На ветки возвращаются. Но нет:
То были бабочки в сиянье пестроты.
Лист опадает.
Лист и ещё опадёт
Волею ветра.
На мёртвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.
На перевале
Стою я горном.
Я выше птиц.
О, опавшие листья.
Как вас много. Так много
На деревьях я вас не видал.
Росу услышишь.
Кто тихий в тихом?
Сколько листьев опавших!
Столько листьев зеленых
Я не видел в лесу весной.
Я пробудилась.
Сон прекратился.
Но ирис тот же.
Спят цветы в сновиденьях.
Мотылька расспросил бы:
Мотылёк безглагольный.
Деревушка пустынная,
Дымом вся опоясана.
Приближаются сумерки.
Собака воет.
Дом опустелый.
Трепещет плющ.
Уходя с колокольни,
О, какой он прохладный
Этот звук колокольный.
Белое облачко?
Нет, это лилия
Клонит свой цвет.
Я верхом проезжаю.
Конь мой щиплет траву.
Я любуюсь луной.
По листьям опавшим
Шаги зашуршали.
Ждала. Он подходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская творческого письма
Статья и краткий план-конспект урока литературного чтения во 2 классе в технологии "Мастерская творческого письма"...
МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
Мастерская творческого письмаИнтегрированное занятие: русский язык + окружающий мирТема: ПТИЦЫАвтор: Корякова Мария АлександровнаГБОУ гимназия № 70 г. Санкт-ПетербургаВыход: сочинение-миниатюраЦ...
Инновационные технологии. Мастерская творческого письма.
Материал подойдёт для работы по развитию речи....
Урок русского языка в технологии "Мастерская творческого письма"
Мастерская творческого письма по созданию коллективного сочинения-повествования...
Мастерская творческого письма
Тема мастерской "Что зовем мы Родиной?"...
план урока "Мастерская творческого письма"
урок мастерская творческого письма "Мой друг" для учеников 3 класса...
Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".
Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое ...