Предложение? Предложение. Предложение! 2-й класс Тема. "Предложение. Знаки препинания в конце предложений". Цели. Закрепить знания о видах и составе речи; дать понятие предложения; познакомить с пунктуацией в конце предложений; развивать творческие возможности детей; учить анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитывать желание самостоятельно добывать знания. ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель. В какой цвет вы бы окрасили свое настроение? Запишите. Дети выполняют задание. II. Сообщение темы урока У. Тема нашего урока – "Предложение. Знаки, которые ставятся в конце предложений" – записана на доске. Сегодня мы будем творчески работать, сочинять, играть и даже рисовать. III. Повторение пройденного материала У. Но сначала вспомним то, что вы уже знаете с предыдущих уроков. С помощью чего общаются животные? Дети. Животные общаются с помощью звуков. У. А каким образом мы выражаем свои мысли? Д. Мы выражаем свои мысли с помощью речи. У. Какая бывает речь? Д. Речь бывает устная, когда мы говорим, и письменная, когда мы пишем. У. Верно. Теперь давайте вспомним, из чего состоит речь. У меня на магнитном полотне уже составлена схема состава речи. Посмотрите на нее. На доске: Д. Эта схема составлена неверно, потому что речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков в устной речи и букв в письменной речи. Дети выходят к доске и исправляют схему, переставляя карточки с понятиями. На доске: У. Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи. IV. Объяснение нового материала Работа над определением предложения У. На этом и последующих уроках мы будем рассматривать состав речи более подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения. Подумайте и скажите, как вы считаете, что такое предложение? Д. Предложение состоит из слов, звуков и букв. У. Хорошо, но посмотрите, что я запишу на доске исходя из вашего рассуждения. На доске: С д сирень ь ы весна й [ю]расцветают. |
Д. Предложение – это фраза, которая состоит из слов. У. Посмотрим, что может у нас получиться исходя из этого определения. Учитель пишет на доске: Д. Так не говорят: "Сирень весна расцветают". Можно сказать: "Сирень весной расцветает" или "Весной расцветает сирень". То есть слова в предложении должны быть связаны по смыслу. У. Какое же определение у нас получилось? Д. Предложение – это фраза, которая состоит из связанных по смыслу слов. У. Хорошо, а сейчас давайте сравним наше определение с определением в учебнике. Дети читают определение в учебнике, сопоставляют со своим. Д. Предложение – это законченная мысль, которая может быть выражена одним или несколькими словами. У. Что мы не учли в своем определении? Д. Мы не учли, что слова в предложении должны выражать законченную мысль. У. Действительно, ребята, если слова связаны между собой, но не выражают законченной мысли, то это не предложение. Прочитайте мои записи на доске. На доске: На городской башне; прыгали веселые; приподнял с земли. |
У. Это предложения? Д. Нет. У. Слова связаны между собой? Д. Да. У. Выражают ли они законченные мысли? Д. Нет. У. Действительно, посмотрите: "На городской башне", – а что на башне произошло, непонятно; или: "прыгали веселые" – кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А почему? Д. Потому что мысли не закончены. У. Верно, поэтому ваша задача – творчески дополнить словосочетания, записанные на доске так, чтобы получились интересные предложения. Дети предлагают свои варианты, выслушиваются все, дается позитивная оценка каждому ребенку. Д. На городской башне сидел Карлсон и не знал, как спуститься. – В моей тетрадке прыгали веселые запятые и радовались, что их правильно расставили. – Приподнимаю я как-то с земли большой камень, а там гномик сидит. Работа над пунктуацией в конце предложений У. Молодцы, интересные предложения у вас получились. Что вы знаете о пунктуации в предложении? Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце ставится точка. У. Верно! А теперь небольшое творческое задание. Вот перед вами знаки пунктуации: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Нарисуйте цветок, используя только эти знаки. Поиграйте ими, чтобы ваш цветок получился красивым, оригинальным. . ! ? Дети рисуют на альбомных листах, затем их работы вывешиваются на мини-выставку. – Молодцы! Вот и настало время узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце. Посмотрите на доску. На доске: Осенью наша семья собрала много грибов и ягод. |
– Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. Приведите свои примеры. Ученики устно приводят свои примеры. – Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. Такое предложение произносится с вопросительной интонацией. На доске: – Приведите свои примеры вопросительных предложений. Ученики приводят свои примеры. – Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость, – то в конце ставится восклицательный знак. И произносится такое предложение с чувством, эмоционально. На доске: – Попробуйте выразить свои чувства, приведите примеры таких предложений. Ученики приводят примеры устно, если необходимо, учитель помогает. V. Закрепление нового материала Игра "Ассоциация" У. Предлагаю вам сыграть в игру "Ассоциация". Напомните правила игры. Д. Вы нам скажете какое-либо слово, а мы должны записать в столбик слова-ассоциации, которые придут в голову в первый момент. У. Итак, это слово мяч. Дети подбирают различные ассоциации и записывают в столбик. – Прочитайте, что вы записали. То, что вы услышите от других ребят, записывайте к себе в тетрадь в столбик! Каждый ученик зачитывает свои ассоциации. Остальные дополняют свои записи новыми словами, например: прыгает, забивает, резиновый, звонкий, летает, маленький, футбольный, поле, лето, кожаный, волейбол, сетка, вратарь, Марадона, перчатки, эстафета, баскетбол, регби, "Спартак", кольцо, гол, большой... – Составьте предложения со словом мяч, используя как можно больше слов-ассоциаций из вашего столбика. Ученики составляют и записывают предложения в тетрадь. – Послушаем ваши предложения. Дети зачитывают свои предложения. Педагог позитивно оценивает каждого, акцентируя внимание на более оригинальных вариантах. – Футбольный мяч перелетел через все поле и попал в ворота. Работа в группах У. Сейчас работа для групп (дети делятся на 2 группы). Посмотрите на карточки с записями. Работая в группе, вы должны решить, какие из записей являются предложениями, а какие нет. Прежде чем приступить к выполнению, советую снова прочесть определение предложения. Дается минутка для повторного чтения определения. Карточка 1. Наступило прекрасное утро. 2. Я живу на третьем этаже. 3. Мой брат коллекционирует старинные монеты. 4. в воскресенье друзьями пошли в театр. 5. Я читаю интересную книгу. 6. Под мой окном свила гнездо птичка 7. Когда золотистый одуванчик... 8. Ночью стало прохладно. Номера предложений: ... |
Дети, работая в группе, рассуждают, анализируют, сопоставляют записи с определением, совещаются, приходят к выводу, выписывают предложения в тетрадь, готовятся защищать свою точку зрения. – Какая группа хотела бы ответить первой? Д. Отвечает вторая группа. Мы считаем, что записи под номерами 1, 3, 5, 8 являются предложениями, так как они выражают законченную мысль и пунктуация соответствует пунктуации предложений. У. Согласна ли первая группа со второй? Д. Да. Мы бы хотели объяснить, почему записи под номерами 2, 4, 6, 7 не являются предложениями. У. Пожалуйста. Д. Дело в том, что в записях под номерами 2, 4, 6 не все слова связаны между собой, в записи 7 не закончена мысль, кроме того, в записях 4 и 6 нарушена пунктуация. При несовпадении выводов детей возможна дискуссия. Это приветствуется педагогом; происходит обсуждение, в результате которого рождается истина. Работа по развитию речи У. Молодцы! Следующее задание тоже для групп. У меня на карточке записано начало сказки, но проблема в том, что слова в предложении запутались. Вашей задачей будет не только распутать слова в предложениях, но и придумать предложение сказки. Проявите творчество! Карточка 1. Жил на опушке леса. Хомяк 2. в его норе Как-то раз много гостей. Собрались 3. ореха под соусом из крапивы. уже стояло вкусное На столе угощение – жареные 4. Но вдруг... |
Дети восстанавливают деформированные предложения, совместно сочиняют продолжение сказки, записывают; учитель тоже сочиняет свою версию продолжения. – Закончили обсуждение. Выберите представителя от группы, который будет озвучивать вашу сказку. Д. Жил на опушке леса Хомяк. Как-то раз много гостей собралось в его норе. На столе уже стояло вкусное угощение – жареные орехи под соусом. Но вдруг... По очереди представители от групп и учитель зачитывают свои варианты продолжения сказки. Следует позитивная оценка сотворчества учеников. У. Замечательные сказки, ребята, получились у вас. А получились они у вас благодаря умению строить предложения. В этом задании вы проявили максимум творчества. В следующем задании вам нужно проявить умение ставить вопросы к словам предложения. Перед вами карточка "Анализ предложения". Рассмотрите ее. С другой стороны этой карточки есть кармашек со словами, которые необходимо расставить в зависимости от вопросов карточки. Анализ предложения Какой? Что делал? Где? Из чего? | Щенок |
|
Слова в кармашке: лежал, из прутьев, лохматый, на коврике. Д. Лохматый щенок лежал на коврике из прутьев. Анализ предложения Какой? Что делал? Куда? Какие? | Кораблик |
|
Слова в кармашке: далекие, маленький, в страны, уплывал. Дети, работая в группах, задают вопросы к словам и в соответствии с этим расставляют их на карточке. Д. Маленький кораблик уплывал в далекие страны. VI. Творческая работа У. Вернемся к пунктуации в конце предложений. О каких знаках мы говорили в начале урока? Посмотрите на свои цветы из знаков. Д. Мы говорили о точке, о вопросительном и восклицательном знаках. У. Давайте представим эти знаки в виде сказочных человечков с глазками, с ручками, с ножками... В этом нам помогут цветные карандаши и фломастеры. Перед вами чистые альбомные листы, но не спешите. Вы же знаете, что у сказочного персонажа, как и у каждого человека, есть свой неповторимый характер, которым он отличается от всех остальных. Поэтому предварительно нам нужно выяснить характеры знаков препинания. Вспомните, в конце каких предложений ставится точка? Д. Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. У. Как вы думаете, какой тогда характер у сказочной точки? На кого она может быть похожа? Д. Я думаю, что она умеет выслушать, ей все интересно. – Мне кажется, что она сама любит рассказывать, наверное, она похожа на старушку в очках. У. А почему именно старушка? Д. Потому что она умная и все знает. – А я думаю, что она маленькая озорная девочка, потому что она самая маленькая из всех знаков препинания. У. Да, я тоже так думаю. И, наверное, очень разговорчивая. Судя по всему, у вас уже сложился образ сказочной точки. Теперь разберемся с вопросительным знаком. В конце каких предложений он ставится? Д. Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. У. Закройте глазки, мысленно представьте его. Какой у него характер? Чем отличается он от точки? Д. Мне он представляется очень любопытным, все время что-то спрашивает. – У него большой нос, который он везде сует. У. А на кого он похож? Д. Я думаю, что он похож на Незнайку, он же ничего не знает. – Может, это учитель на уроке задает вопросы детям. У. Вижу, что вы уже знаете, каким будет ваш сказочный вопросительный знак. Про кого мы еще не говорили? Д. Про восклицательный знак. У. В каком случае ставится восклицательный знак? Д. Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость. – Мне кажется, сказочный восклицательный знак любит все красивое. – Да, наверное, он художник или поэт. – Скорее всего, он любит музыку и природу. У. Фантазировали вы замечательно, теперь выразите свои фантазии в рисунках. Рисовать можно любой из знаков на выбор, но можете нарисовать их и все вместе. Дети выполняют задание. У. А сейчас каждый из вас представит нам свою работу и расскажет, какие мысли приходили ему в голову, пока он рисовал, и отразились ли эти мысли в рисунке. Дети по желанию выходят с рисунками к доске, делятся своими рассуждениями и фантазиями, затем все творческие работы вывешиваются на доске. VII. Подведение итогов урока У. Итак, наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, что нового для себя вы узнали сегодня? Д. Мы узнали, что такое предложение. – Я узнал, когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложения. – Я узнал, что знаки препинания можно представлять в виде сказочных существ. У. Хорошо, а теперь откройте свои "Дневники откровений" и ответьте самому себе на несколько вопросов: 1. Как я выполнял свою работу? 2. Что явилось для меня новым? 3. Какие у меня возникли трудности? 4. Как я их преодолевал? 5. Что нового для себя узнал? |