Методическая разработка: "Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Предложение""
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Хегай Алла Александровна

Методическая разработка в помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_predlozhenie.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение?
Предложение.
Предложение!

 

2-й класс

 

 

Тема. "Предложение. Знаки препинания в конце предложений".

Цели. Закрепить знания о видах и составе речи; дать понятие предложения; познакомить с пунктуацией в конце предложений; развивать творческие возможности детей; учить анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитывать желание самостоятельно добывать знания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. В какой цвет вы бы окрасили свое настроение? Запишите.

Дети выполняют задание.

II. Сообщение темы урока

У. Тема нашего урока – "Предложение. Знаки, которые ставятся в конце предложений" – записана на доске. Сегодня мы будем творчески работать, сочинять, играть и даже рисовать.

III. Повторение пройденного материала

У. Но сначала вспомним то, что вы уже знаете с предыдущих уроков. С помощью чего общаются животные?

Дети. Животные общаются с помощью звуков.

У. А каким образом мы выражаем свои мысли?

Д. Мы выражаем свои мысли с помощью речи.

У. Какая бывает речь?

Д. Речь бывает устная, когда мы говорим, и письменная, когда мы пишем.

У. Верно. Теперь давайте вспомним, из чего состоит речь. У меня на магнитном полотне уже составлена схема состава речи. Посмотрите на нее.

На доске:

Д. Эта схема составлена неверно, потому что речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков в устной речи и букв в письменной речи.

Дети выходят к доске и исправляют схему, переставляя карточки с понятиями.

На доске:

У. Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.

IV. Объяснение нового материала

Работа над определением предложения

У. На этом и последующих уроках мы будем рассматривать состав речи более подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения. Подумайте и скажите, как вы считаете, что такое предложение?

Д. Предложение состоит из слов, звуков и букв.

У. Хорошо, но посмотрите, что я запишу на доске исходя из вашего рассуждения.

На доске:

С д сирень ь ы весна й [ю]расцветают.

Д. Предложение – это фраза, которая состоит из слов.

У. Посмотрим, что может у нас получиться исходя из этого определения.

Учитель пишет на доске:

Сирень весна расцветают.

Д. Так не говорят: "Сирень весна расцветают". Можно сказать: "Сирень весной расцветает" или "Весной расцветает сирень". То есть слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

У. Какое же определение у нас получилось?

Д. Предложение – это фраза, которая состоит из связанных по смыслу слов.

У. Хорошо, а сейчас давайте сравним наше определение с определением в учебнике.

Дети читают определение в учебнике, сопоставляют со своим.

Д. Предложение – это законченная мысль, которая может быть выражена одним или несколькими словами.

У. Что мы не учли в своем определении?

Д. Мы не учли, что слова в предложении должны выражать законченную мысль.

У. Действительно, ребята, если слова связаны между собой, но не выражают законченной мысли, то это не предложение. Прочитайте мои записи на доске.

На доске:

На городской башне;
прыгали веселые;
приподнял с земли
.

У. Это предложения?

Д. Нет.

У. Слова связаны между собой?

Д. Да.

У. Выражают ли они законченные мысли?

Д. Нет.

У. Действительно, посмотрите: "На городской башне", – а что на башне произошло, непонятно; или: "прыгали веселые" – кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А почему?

Д. Потому что мысли не закончены.

У. Верно, поэтому ваша задача – творчески дополнить словосочетания, записанные на доске так, чтобы получились интересные предложения.

Дети предлагают свои варианты, выслушиваются все, дается позитивная оценка каждому ребенку.

Д. На городской башне сидел Карлсон и не знал, как спуститься.
– В моей тетрадке прыгали веселые запятые и радовались, что их правильно расставили.
– Приподнимаю я как-то с земли большой камень, а там гномик сидит.

Работа над пунктуацией в конце предложений

У. Молодцы, интересные предложения у вас получились. Что вы знаете о пунктуации в предложении?

Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.

У. Верно! А теперь небольшое творческое задание. Вот перед вами знаки пунктуации: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Нарисуйте цветок, используя только эти знаки. Поиграйте ими, чтобы ваш цветок получился красивым, оригинальным.

. ! ?

Дети рисуют на альбомных листах, затем их работы вывешиваются на мини-выставку.

 Молодцы! Вот и настало время узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце.

Посмотрите на доску.

На доске:

Осенью наша семья собрала много грибов и ягод.

– Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. Приведите свои примеры.

Ученики устно приводят свои примеры.

 Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. Такое предложение произносится с вопросительной интонацией.

На доске:

Ты сегодня чистил зубы?

 Приведите свои примеры вопросительных предложений.

Ученики приводят свои примеры.

 Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость, – то в конце ставится восклицательный знак. И произносится такое предложение с чувством, эмоционально.

На доске:

Как хорошо летом в лесу!

 Попробуйте выразить свои чувства, приведите примеры таких предложений.

Ученики приводят примеры устно, если необходимо, учитель помогает.

V. Закрепление нового материала

Игра "Ассоциация"

У. Предлагаю вам сыграть в игру "Ассоциация". Напомните правила игры.

Д. Вы нам скажете какое-либо слово, а мы должны записать в столбик слова-ассоциации, которые придут в голову в первый момент.

У. Итак, это слово мяч.

Дети подбирают различные ассоциации и записывают в столбик.

 Прочитайте, что вы записали. То, что вы услышите от других ребят, записывайте к себе в тетрадь в столбик!

Каждый ученик зачитывает свои ассоциации. Остальные дополняют свои записи новыми словами, например: прыгает, забивает, резиновый, звонкий, летает, маленький, футбольный, поле, лето, кожаный, волейбол, сетка, вратарь, Марадона, перчатки, эстафета, баскетбол, регби, "Спартак", кольцо, гол, большой...

 Составьте предложения со словом мяч, используя как можно больше слов-ассоциаций из вашего столбика.

Ученики составляют и записывают предложения в тетрадь.

 Послушаем ваши предложения.

Дети зачитывают свои предложения. Педагог позитивно оценивает каждого, акцентируя внимание на более оригинальных вариантах.

 Футбольный мяч перелетел через все поле и попал в ворота.

Работа в группах

У. Сейчас работа для групп (дети делятся на 2 группы). Посмотрите на карточки с записями. Работая в группе, вы должны решить, какие из записей являются предложениями, а какие нет. Прежде чем приступить к выполнению, советую снова прочесть определение предложения.

Дается минутка для повторного чтения определения.

Карточка

1. Наступило прекрасное утро.
2. Я живу на третьем этаже.
3. Мой брат коллекционирует старинные монеты.
4. в воскресенье друзьями пошли в театр.
5. Я читаю интересную книгу.
6. Под мой окном свила гнездо птичка
7. Когда золотистый одуванчик...
8. Ночью стало прохладно.
Номера предложений: ...

Дети, работая в группе, рассуждают, анализируют, сопоставляют записи с определением, совещаются, приходят к выводу, выписывают предложения в тетрадь, готовятся защищать свою точку зрения.

 Какая группа хотела бы ответить первой?

Д. Отвечает вторая группа. Мы считаем, что записи под номерами 1, 3, 5, 8 являются предложениями, так как они выражают законченную мысль и пунктуация соответствует пунктуации предложений.

У. Согласна ли первая группа со второй?

Д. Да. Мы бы хотели объяснить, почему записи под номерами 2, 4, 6, 7 не являются предложениями.

У. Пожалуйста.

Д. Дело в том, что в записях под номерами 2, 4, 6 не все слова связаны между собой, в записи 7 не закончена мысль, кроме того, в записях 4 и 6 нарушена пунктуация.

При несовпадении выводов детей возможна дискуссия. Это приветствуется педагогом; происходит обсуждение, в результате которого рождается истина.

Работа по развитию речи

У. Молодцы! Следующее задание тоже для групп. У меня на карточке записано начало сказки, но проблема в том, что слова в предложении запутались. Вашей задачей будет не только распутать слова в предложениях, но и придумать предложение сказки. Проявите творчество!

Карточка

1. Жил на опушке леса. Хомяк
2. в его норе Как-то раз много гостей. Собрались
3. ореха под соусом из крапивы. уже стояло вкусное На столе угощение – жареные
4. Но вдруг...

Дети восстанавливают деформированные предложения, совместно сочиняют продолжение сказки, записывают; учитель тоже сочиняет свою версию продолжения.

– Закончили обсуждение. Выберите представителя от группы, который будет озвучивать вашу сказку.

Д. Жил на опушке леса Хомяк. Как-то раз много гостей собралось в его норе. На столе уже стояло вкусное угощение – жареные орехи под соусом. Но вдруг...

По очереди представители от групп и учитель зачитывают свои варианты продолжения сказки. Следует позитивная оценка сотворчества учеников.

У. Замечательные сказки, ребята, получились у вас. А получились они у вас благодаря умению строить предложения. В этом задании вы проявили максимум творчества. В следующем задании вам нужно проявить умение ставить вопросы к словам предложения. Перед вами карточка "Анализ предложения". Рассмотрите ее. С другой стороны этой карточки есть кармашек со словами, которые необходимо расставить в зависимости от вопросов карточки.

Анализ предложения

Какой?
Что делал?
Где?
Из чего?

Щенок

Слова в кармашке: лежал, из прутьев, лохматый, на коврике.

Д. Лохматый щенок лежал на коврике из прутьев.

Анализ предложения

Какой?
Что делал?
Куда?
Какие?

Кораблик

Слова в кармашке: далекие, маленький, в страны, уплывал.

Дети, работая в группах, задают вопросы к словам и в соответствии с этим расставляют их на карточке.

Д. Маленький кораблик уплывал в далекие страны.

VI. Творческая работа

У. Вернемся к пунктуации в конце предложений. О каких знаках мы говорили в начале урока? Посмотрите на свои цветы из знаков.

Д. Мы говорили о точке, о вопросительном и восклицательном знаках.

У. Давайте представим эти знаки в виде сказочных человечков с глазками, с ручками, с ножками... В этом нам помогут цветные карандаши и фломастеры. Перед вами чистые альбомные листы, но не спешите. Вы же знаете, что у сказочного персонажа, как и у каждого человека, есть свой неповторимый характер, которым он отличается от всех остальных. Поэтому предварительно нам нужно выяснить характеры знаков препинания. Вспомните, в конце каких предложений ставится точка?

Д. Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка.

У. Как вы думаете, какой тогда характер у сказочной точки? На кого она может быть похожа?

Д. Я думаю, что она умеет выслушать, ей все интересно.
– Мне кажется, что она сама любит рассказывать, наверное, она похожа на старушку в очках.

У. А почему именно старушка?

Д. Потому что она умная и все знает.
– А я думаю, что она маленькая озорная девочка, потому что она самая маленькая из всех знаков препинания.

У. Да, я тоже так думаю. И, наверное, очень разговорчивая. Судя по всему, у вас уже сложился образ сказочной точки. Теперь разберемся с вопросительным знаком. В конце каких предложений он ставится?

Д. Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак.

У. Закройте глазки, мысленно представьте его. Какой у него характер? Чем отличается он от точки?

Д. Мне он представляется очень любопытным, все время что-то спрашивает.
– У него большой нос, который он везде сует.

У. А на кого он похож?

Д. Я думаю, что он похож на Незнайку, он же ничего не знает.
– Может, это учитель на уроке задает вопросы детям.

У. Вижу, что вы уже знаете, каким будет ваш сказочный вопросительный знак. Про кого мы еще не говорили?

Д. Про восклицательный знак.

У. В каком случае ставится восклицательный знак?

Д. Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость.
– Мне кажется, сказочный восклицательный знак любит все красивое.
– Да, наверное, он художник или поэт.
– Скорее всего, он любит музыку и природу.

У. Фантазировали вы замечательно, теперь выразите свои фантазии в рисунках. Рисовать можно любой из знаков на выбор, но можете нарисовать их и все вместе.

Дети выполняют задание.

У. А сейчас каждый из вас представит нам свою работу и расскажет, какие мысли приходили ему в голову, пока он рисовал, и отразились ли эти мысли в рисунке.

Дети по желанию выходят с рисунками к доске, делятся своими рассуждениями и фантазиями, затем все творческие работы вывешиваются на доске.

VII. Подведение итогов урока

У. Итак, наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, что нового для себя вы узнали сегодня?

Д. Мы узнали, что такое предложение.
– Я узнал, когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложения.
– Я узнал, что знаки препинания можно представлять в виде сказочных существ.

У. Хорошо, а теперь откройте свои "Дневники откровений" и ответьте самому себе на несколько вопросов:

1. Как я выполнял свою работу?
2. Что явилось для меня новым?
3. Какие у меня возникли трудности?
4. Как я их преодолевал?
5. Что нового для себя узнал? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс

Интерактивная презентация к уроку русского языка 2 класс Гармония....