Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/______________ ФИО Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ № 10 __________/______________ ФИО от «____»_________20___г. | «Утверждено»
Приказ №_____ от «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
4 «А» класса
Красноперова Л.Н. –высшая категория
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Класс: 4 А
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и составлена на основе программы Н.Н. Каландаровой «Уроки речевого творчества» 1-4 класс, Москва, Вако, 2009 год
Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приемы, используемые на занятиях речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе.
Цель программы:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи программы:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы. Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Речевое творчество»
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- учебно-познавательный интерес к предмету;
- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- развитие морально-этического сознания;
- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение строить суждения в простой форме;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметные УУД:
- определять крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы; фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки;
- отличать текст от группы предложений;
- формулировать тему текста; выделять опорные слова; работать с заголовками: выбирать наиболее точный, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку, находить главную мысль, определять характер произведения;
- определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску), речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.;
- составлять пробный и творческий пересказ по плану, текст по вопросам учителя; редактировать текст;
- создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать;
- писать изложения, сочинения; сочинять загадки, стихи, сказки.
Содержание программы
Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыхание в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения: обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст после предварительной коллективной подготовки.
Слово
Прямое и переносное значение слова. Изобразительные средства языка: явное и скрытое сравнение. «Вежливые» слова.
Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения слова, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение по образцу, из данных учителем слов, использовать слова с переносным значением при составлении и редактировании предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание
Порядок слов в предложении: положение определения по отношению к определяемому слову, положение обстоятельства по отношению к сказуемому и т.д. Понятие о группе подлежащего и группе сказуемого. Предложения с нейтральным (прямым) и эмоциональным (обратным) порядком слов.
Умение редактировать предложение: исправлять неудачный порядок слов, заменять неуместно употребленные слова. Умение распространять предложение: вставить подходящие определения-эпитеты, выразительные слова со значением действия. Умение составить предложение, аналогичное данному по теме, по структуре. Умение выразительно прочитать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение-объяснение, рассуждение- доказательство, сравнительное описание. Стилистическая дифференциация текстов. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять широкую и узкую тему, микротему, основную мысль текста.
План текста. Виды плана. Умение составлять планы разных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тесте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек. Загадок.
Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составить диалог по аналогии с данным.
Культура общения
«Волшебные» слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в транспорте, в магазине. Умение использовать «вежливые» слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Сочинение в рисунках (пиктография) | |
2 | Осенний листок. Листопад | |
3 | Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка | |
4 | Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать» | |
5 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «Доброта» | |
6 | Сочинение стихотворений по заданной рифме | |
7 | Моя мечта | |
8 | Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов | |
9 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба» | |
10 | Сравнительное описание птиц | |
11 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство» | |
12 | Моя любимая одежда | |
13 | Моя любимая фотография | |
14 | Что я умею делать | |
15 | Я хочу быть.. | |
16 | Олимпиада | |
17 | Моя любимая игра | |
18 | Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. | |
19 | Сравнительное описание кошки и собаки | |
20 | Кактусы | |
21 | Сочинение загадки наоборот | |
22 | Весенние загадки | |
23 | Бабушка и дедушка в моей жизни | |
24 | Волшебная сказка (работа в группах) | |
25 | Реклама. Заметка в газету | |
26 | Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…» | |
27 | Укрась слово | |
28 | Сочинение на свободную тему (в парах) | |
29 | Что я знаю о цифре 7? | |
30 | Аквариум | |
31 | Вулканы | |
32 | Дожди | |
33 | Что красивее всего? | |
34 | Олимпиада |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс
Данный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. это пл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 1 класса на основе авторской программы Каландаровой...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 2 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 2 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "речевое творчество" 4 класс...