Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Красноперова Людмила Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СОШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

                                 

Приказ №_____

от «____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

                                                     4 «А» класса

 Красноперова Л.Н. –высшая категория

2013/2014  учебный год

Пояснительная записка

Класс: 4 А

Всего 34 часа,   в неделю 1 час

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования  и составлена на основе программы  Н.Н. Каландаровой  «Уроки речевого творчества»  1-4  класс, Москва, Вако, 2009 год

       Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приемы, используемые  на занятиях  речевого творчества, повышают эмоциональный уровень  ребенка, способствуют формированию позитивного  отношения к учебе.

Цель программы:

Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи программы:

1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы. Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Речевое творчество»

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

- учебно-познавательный интерес к предмету;

- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- развитие морально-этического сознания;

- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение учитывать установленные правила в планировании;

- умение решать проблемы творческого характера;

- умение адекватно воспринимать оценку;

- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение добывать новые знания;

- умение перерабатывать информацию;

- умение строить суждения в простой форме;

- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение договариваться;

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение адекватно использовать речевые средства;

- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Предметные  УУД:

- определять крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы; фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки;

- отличать текст от группы предложений;

- формулировать тему текста; выделять опорные слова; работать с заголовками: выбирать наиболее точный, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку, находить главную мысль, определять характер произведения;

- определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску), речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.;

- составлять пробный и творческий пересказ по плану, текст по вопросам учителя; редактировать текст;

- создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять  и совершенствовать;

- писать изложения, сочинения; сочинять загадки, стихи, сказки.

Содержание  программы

Речь. Техника и выразительность речи

   Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

    Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыхание в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения: обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст после предварительной коллективной подготовки.

Слово

        Прямое и переносное значение слова. Изобразительные средства языка: явное и скрытое сравнение. «Вежливые» слова.

    Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

    Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения слова, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение по образцу, из данных учителем слов, использовать слова с переносным значением при составлении и редактировании предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание

    Порядок слов в предложении: положение  определения по отношению к определяемому слову, положение обстоятельства по отношению к сказуемому и т.д.  Понятие  о группе подлежащего и  группе сказуемого. Предложения с нейтральным (прямым) и эмоциональным (обратным) порядком слов.

    Умение редактировать предложение: исправлять неудачный порядок слов, заменять неуместно употребленные слова. Умение распространять предложение: вставить подходящие определения-эпитеты, выразительные слова со значением действия. Умение составить предложение, аналогичное данному по теме, по структуре. Умение выразительно прочитать предложения, разные по цели высказывания и интонации.

Текст

    Текст. Типы текстов: рассуждение-объяснение, рассуждение- доказательство, сравнительное описание. Стилистическая дифференциация текстов. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.

    Тема и основная мысль текста. Умение определять широкую и узкую тему, микротему, основную мысль текста.

    План текста. Виды плана. Умение составлять планы разных видов.

    Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тесте, составлять цепочки связей из опорных слов.

    Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

    Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек. Загадок.

    Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте.  Умение выразительно исполнять диалог. Умение составить диалог по аналогии с данным.

Культура общения

     «Волшебные»  слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в транспорте, в магазине. Умение использовать  «вежливые» слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.

Тема занятия

Дата

1

Сочинение в рисунках (пиктография)

2

Осенний листок. Листопад

3

Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка

4

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»

5

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «Доброта»

6

Сочинение стихотворений по заданной рифме

7

Моя мечта

8

Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов

9

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба»

10

Сравнительное описание птиц

11

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство»

12

Моя любимая одежда

13

Моя любимая фотография

14

Что я умею делать

15

Я хочу быть..

16

Олимпиада

17

Моя любимая игра

18

Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок.

19

Сравнительное описание кошки и собаки

20

Кактусы

21

Сочинение загадки наоборот

22

Весенние загадки

23

Бабушка и дедушка в моей жизни

24

Волшебная сказка (работа в группах)

25

Реклама. Заметка в газету

26

Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…»

27

Укрась слово

28

Сочинение на свободную тему (в парах)

29

Что я знаю о цифре 7?

30

Аквариум

31

Вулканы

32

Дожди

33

Что красивее всего?

34

Олимпиада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс

Данный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. это пл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 1 класса на основе авторской программы Каландаровой...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 2 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 2 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "речевое творчество" 4 класс...