Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 4 класс
статья (4 класс)

Брылёва Елена Карповна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "речевое творчество" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

                                           

    Рекомендовано к утверждению на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета МБОУ ТСОШ №1                                        Директор МБОУ ТСОШ №1

       Протокол №1 от 30.08.2022 г.                                                      ______________А.С. Малов

   Председатель педагогического совета                                         Приказ № 235 от 31.08.2022 года

        _______________А.С. Малов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

Направление: общекультурное

класс

Уровень общего образования: начальное общее образование

Количество часов: 33

Учитель: Брылёва Елена Карповна

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  1. - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2022-2023 учебный год (утверждена приказом директора школы от 31.08.2022 г. № 235 ).

Постановления:

-- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказы:

-  Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Письма:

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н.,  с использованием   методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.

Место курса в плане внеурочной деятельности

        Всего 34 часа,  1 час в неделю. В соответствии с производственным календарем на 2023 учебный год 1 час в 4 б классе приходится на праздничный день (08.03.2023), поэтому программный материал будет освоен за 33 часа.

   Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на четыре года обучения.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

    Программа курса "Речевое творчество" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

   Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные УУД:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- развитие морально-этического сознания;

- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение учитывать установленные правила в планировании;

- умение решать проблемы творческого характера;

- умение адекватно воспринимать оценку;

- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение добывать новые знания;

- умение перерабатывать информацию;

- умение строить суждения в простой форме;

- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение договариваться;

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение адекватно использовать речевые средства;

- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
  • использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
  • отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому предмету.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Развитие речевых умений и навыков (устная форма)

  Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.

  Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.

  Развитие речевых умений и навыков (письменная форма). Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

  Основные формы организации деятельности

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- дидактические игры;

- познавательно - развлекательные викторины;

- конкурсы;

- выставки.

Основные виды деятельности:

- слушание, чтение, словотворчество (составление словариков, предложений, рассказов, сказок, сочинение миниатюр, загадок и чистоговорок);

 - инсценирование;

- иллюстрирование;

 

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Дата (по плану)

Дата (факт)

   1

Сочинение в рисунках (пиктография)

1

 Обучающиеся знакомятся с понятием пиктография, работают над стихотворением «Осень», отгадывают ребусы, загадки, работают с деформированными предложениями, текстом и планом к нему, участвуют в игре «Языковая игра», учатся сочинять по рисункам- пиктограммам.

07.09

2

Осенний листок. Листопад

1

 Обучающиеся участвуют в беседе, отгадывают осенние загадки, проводят словообразовательный анализ слова, составляют словарик на тему «Осенний листок. Листопад», работают с деформированными предложениями, текстом и планом к нему, участвуют в игре «Языковая игра», работают с пословицами и стихотворениями, над сочинением- миниатюрой и учатся иллюстрировать его.

14.09

3

Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка

1

 Обучающиеся работают над стихотворением Е. Руженцева, участвуют в беседе, отгадывают загадки о природе, составляют словарик на тему «Лесная сказка», работают с деформированными предложениями, участвуют в игре «Языковая игра», работают над стихотворением-миниатюрой.

21.09

4

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать»

1

 Обучающиеся участвуют в беседе, работают над лексическим значением слов, с пословицами, над деформированными предложениями и текстом, составляют словарик.

28.09

5

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта»

1

 Обучающиеся работают над лексическим значением слова «доброта», играют в игру, работают с рассказом- сказкой Ш. Сильверстейна «Щедрое дерево», составляют план рассказа- сказки, работают с пословицами.

05.10

6

Сочинение стихотворений по заданной рифме

1

 Обучающиеся учатся сочинять стихотворение по заданной рифме, участвуют в беседе, составляют словарик, играют в рифмы, работают с пословицами, поговорками, загадками, с деформированным предложением и планом.

12.10

7

Моя мечта

1

 Обучающиеся учатся читать по ролям, составляют словарик, работают с загадками и ребусами, участвуют в игре «Языковая игра», работают с деформированными предложениями, текстом

19.10

8

Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов

1

Обучающиеся участвуют в беседе, отгадывают загадки, работают со стихотворением, фразеологизмами и учатся сочинять текст на тему «В цирке».

26.10

9

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба»

1

Обучающиеся играют в игру «Четвёртый лишний», работают с фразеологизмами, со стихотворением, выполняют тест,  работают с пословицами, с деформированными предложениями, планом.

09.11

10

Сравнительное описание птиц

1

Обучающиеся участвуют в беседе, работают над лексическим значением слов, отгадывают загадки, составляют словарик, участвуют в играх «Весёлый наборщик», «Пословицы шутят», учатся составлять тексты-миниатюры.

16.11

11

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство»

1

 Обучающиеся участвуют в играх «Найди лишнее», «Языковая игра», работают с деформированными предложениями, продолжают учиться составлять тексты- миниатюры.

23.11

12

Моя любимая одежда

1

 Обучающиеся развивают устную речь, работают с текстом составленном на искусственном языке, выполняют текс, участвуют в беседе.

30.11

13

Моя любимая фотография

1

 Обучающиеся отгадывают загадки, участвуют в языковой игре «Слово спряталось», учатся сочинять чистоговорки, выполняют тест, работают с деформированным текстом, участвуют в беседе.

07.12

14

Что я умею делать

1

 Обучающиеся работают с этимологическим словарём, составляют словарик, участвуют в игре «Языковая игра», работают с деформированными предложениями и текстом.

14.12

15

 Я хочу быть …

1

  Обучающиеся работают со стихотворением, развивают устную речь, отгадывают загадки, участвуют в игре на знание профессий, составляют словарик, работают с пословицами, стихотворениями, деформированным планом, развивают письменную речь.

21.12

16

Олимпиада

1

 Обучающиеся готовятся к олимпиаде по русскому языку, развивают мышление, память.

28.12

17

Моя любимая игра

1

 Обучающиеся участвуют в беседах, в инсценировании диалогов, отгадывают ребусы, загадки, работают со стихотворениями, пословицами.

11.01

18

Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок

1

 Обучающиеся отгадывают загадки- шутки, составляют словарик на тему «Школа», развивают память, участвуют в беседе.

18.01

19

Сравнительное описание кошки и собаки

1

 Обучающиеся работают над скороговорками, фразеологизмами, выполняют литературоведческий тест, участвуют в беседе, учатся составлять текст- описание окошке и собаке.

25.01

20

Кактусы

1

 Обучающиеся разгадывают кроссворд, участвуют в игре «Языковая игра», работают над лексическим значением слов, составляют словарик, выполняют литературоведческий тест, сочиняют чистоговорки, работают с деформированным текстом и планом.

01.02

21

Сочинение загадки наоборот

1

 Обучающиеся участвуют в игре «С какого дерева упали листья», проводят морфемный анализ слова, участвуют в литературной викторине, беседах, учатся сочинять загадки наоборот.

08.02

22

Весенние загадки

1

 Обучающиеся составляют словарик, участвуют в беседе, отгадывают загадки, находят ошибки, работают с текстом, пословицами, учатся сочинять загадки, иллюстрировать их.

15.02

23

Бабушка и дедушка в моей жизни

1

 Обучающиеся работают с деформированными предложениями, участвуют в литературной викторине, беседе, работают с рассказом В. Сухомлинского «Посмеялись над бабушкой», развивают устную речь.

22.02

24

Волшебная сказка (работа в группах)

1

 Обучающиеся учатся составлять рассказ по фразеологизму, работают с деформированным планом, в группах, участвуют в литературной викторине, в сочинении сказки.

01.03

25

Реклама. Заметка в газету

1

 Обучающиеся участвуют в играх «Почему удивился автор», «Хитрые слова», работают над лексическим значением слов «заметка» и «реклама», учатся сочинять рекламу.

15.03

26

Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…»

1

 Обучающиеся составляют рассказ по фразеологизму, выполняют литературоведческий тест, работают над сочинением- миниатюрой.

05.04

27

Укрась слово

1

 Обучающиеся участвуют в игре «Грамотей», учатся составлять рассказ по синтаксической модели, участвуют в эстафете восторга, в  играх «Прочти, что нарисовано», «Укрась слово», рисуют эмблемы и участвуют в выставке их.

12.04

28

Сочинение на свободную тему (в парах)

1

 Обучающиеся выполняют олимпиадные задания, составляют словарик, учатся составлять рассказ по опорным словам, работают с деформированным планом.

19.04

29

Что я знаю о цифре 7?

1

 Обучающиеся решают лингвистические задачи, работают с фразеологизмами, над сочинением- миниатюрой на тему «Что ч знаю о цифре 7», участвуют в беседе.

26.04

30

Аквариум

1

 Обучающиеся работают с фразеологизмами, над лексическим значением слов, участвуют в игре «Весёлый наборщик», работают над сочинением- миниатюрой на тему «Аквариум», работают с деформированным текстом и планом.

03.05

31

Вулканы

1

 Обучающиеся работают с этимологическим словарём, составляют словарик, участвуют в игре «Весёлый наборщик», работают с деформированным текстом и планом. продолжают сочинять тексты- миниатюры и иллюстрировать их.

10.05

32

Дожди

1

 Обучающиеся участвуют в играх «Доскажи словечко», «Подбери пару», «Языковая игра», «Что бывает раньше», сочиняют чистоговорки, работают с деформированным текстом и планом

17.05

33

Сочинение-миниатюра «Скоро лето»

1

 Обучающиеся развивают устную и письменную речь, работают над сочинением- миниатюрой на тему «Скоро лето», отгадывают загадки на тему «Лето»

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...