Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 4 класс
статья (4 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "речевое творчество" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета МБОУ ТСОШ №1 Директор МБОУ ТСОШ №1
Протокол №1 от 30.08.2022 г. ______________А.С. Малов
Председатель педагогического совета Приказ № 235 от 31.08.2022 года
_______________А.С. Малов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
Направление: общекультурное
4б класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов: 33
Учитель: Брылёва Елена Карповна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2022-2023 учебный год (утверждена приказом директора школы от 31.08.2022 г. № 235 ).
Постановления:
-- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письма:
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н., с использованием методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Всего 34 часа, 1 час в неделю. В соответствии с производственным календарем на 2023 учебный год 1 час в 4 б классе приходится на праздничный день (08.03.2023), поэтому программный материал будет освоен за 33 часа.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на четыре года обучения.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.
Программа курса "Речевое творчество" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- развитие морально-этического сознания;
- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение строить суждения в простой форме;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому предмету.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма). Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Основные формы организации деятельности
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- дидактические игры;
- познавательно - развлекательные викторины;
- конкурсы;
- выставки.
Основные виды деятельности:
- слушание, чтение, словотворчество (составление словариков, предложений, рассказов, сказок, сочинение миниатюр, загадок и чистоговорок);
- инсценирование;
- иллюстрирование;
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Дата (по плану) | Дата (факт) |
1 | Сочинение в рисунках (пиктография) | 1 | Обучающиеся знакомятся с понятием пиктография, работают над стихотворением «Осень», отгадывают ребусы, загадки, работают с деформированными предложениями, текстом и планом к нему, участвуют в игре «Языковая игра», учатся сочинять по рисункам- пиктограммам. | 07.09 | |
2 | Осенний листок. Листопад | 1 | Обучающиеся участвуют в беседе, отгадывают осенние загадки, проводят словообразовательный анализ слова, составляют словарик на тему «Осенний листок. Листопад», работают с деформированными предложениями, текстом и планом к нему, участвуют в игре «Языковая игра», работают с пословицами и стихотворениями, над сочинением- миниатюрой и учатся иллюстрировать его. | 14.09 | |
3 | Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка | 1 | Обучающиеся работают над стихотворением Е. Руженцева, участвуют в беседе, отгадывают загадки о природе, составляют словарик на тему «Лесная сказка», работают с деформированными предложениями, участвуют в игре «Языковая игра», работают над стихотворением-миниатюрой. | 21.09 | |
4 | Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать» | 1 | Обучающиеся участвуют в беседе, работают над лексическим значением слов, с пословицами, над деформированными предложениями и текстом, составляют словарик. | 28.09 | |
5 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта» | 1 | Обучающиеся работают над лексическим значением слова «доброта», играют в игру, работают с рассказом- сказкой Ш. Сильверстейна «Щедрое дерево», составляют план рассказа- сказки, работают с пословицами. | 05.10 | |
6 | Сочинение стихотворений по заданной рифме | 1 | Обучающиеся учатся сочинять стихотворение по заданной рифме, участвуют в беседе, составляют словарик, играют в рифмы, работают с пословицами, поговорками, загадками, с деформированным предложением и планом. | 12.10 | |
7 | Моя мечта | 1 | Обучающиеся учатся читать по ролям, составляют словарик, работают с загадками и ребусами, участвуют в игре «Языковая игра», работают с деформированными предложениями, текстом | 19.10 | |
8 | Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов | 1 | Обучающиеся участвуют в беседе, отгадывают загадки, работают со стихотворением, фразеологизмами и учатся сочинять текст на тему «В цирке». | 26.10 | |
9 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба» | 1 | Обучающиеся играют в игру «Четвёртый лишний», работают с фразеологизмами, со стихотворением, выполняют тест, работают с пословицами, с деформированными предложениями, планом. | 09.11 | |
10 | Сравнительное описание птиц | 1 | Обучающиеся участвуют в беседе, работают над лексическим значением слов, отгадывают загадки, составляют словарик, участвуют в играх «Весёлый наборщик», «Пословицы шутят», учатся составлять тексты-миниатюры. | 16.11 | |
11 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство» | 1 | Обучающиеся участвуют в играх «Найди лишнее», «Языковая игра», работают с деформированными предложениями, продолжают учиться составлять тексты- миниатюры. | 23.11 | |
12 | Моя любимая одежда | 1 | Обучающиеся развивают устную речь, работают с текстом составленном на искусственном языке, выполняют текс, участвуют в беседе. | 30.11 | |
13 | Моя любимая фотография | 1 | Обучающиеся отгадывают загадки, участвуют в языковой игре «Слово спряталось», учатся сочинять чистоговорки, выполняют тест, работают с деформированным текстом, участвуют в беседе. | 07.12 | |
14 | Что я умею делать | 1 | Обучающиеся работают с этимологическим словарём, составляют словарик, участвуют в игре «Языковая игра», работают с деформированными предложениями и текстом. | 14.12 | |
15 | Я хочу быть … | 1 | Обучающиеся работают со стихотворением, развивают устную речь, отгадывают загадки, участвуют в игре на знание профессий, составляют словарик, работают с пословицами, стихотворениями, деформированным планом, развивают письменную речь. | 21.12 | |
16 | Олимпиада | 1 | Обучающиеся готовятся к олимпиаде по русскому языку, развивают мышление, память. | 28.12 | |
17 | Моя любимая игра | 1 | Обучающиеся участвуют в беседах, в инсценировании диалогов, отгадывают ребусы, загадки, работают со стихотворениями, пословицами. | 11.01 | |
18 | Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок | 1 | Обучающиеся отгадывают загадки- шутки, составляют словарик на тему «Школа», развивают память, участвуют в беседе. | 18.01 | |
19 | Сравнительное описание кошки и собаки | 1 | Обучающиеся работают над скороговорками, фразеологизмами, выполняют литературоведческий тест, участвуют в беседе, учатся составлять текст- описание окошке и собаке. | 25.01 | |
20 | Кактусы | 1 | Обучающиеся разгадывают кроссворд, участвуют в игре «Языковая игра», работают над лексическим значением слов, составляют словарик, выполняют литературоведческий тест, сочиняют чистоговорки, работают с деформированным текстом и планом. | 01.02 | |
21 | Сочинение загадки наоборот | 1 | Обучающиеся участвуют в игре «С какого дерева упали листья», проводят морфемный анализ слова, участвуют в литературной викторине, беседах, учатся сочинять загадки наоборот. | 08.02 | |
22 | Весенние загадки | 1 | Обучающиеся составляют словарик, участвуют в беседе, отгадывают загадки, находят ошибки, работают с текстом, пословицами, учатся сочинять загадки, иллюстрировать их. | 15.02 | |
23 | Бабушка и дедушка в моей жизни | 1 | Обучающиеся работают с деформированными предложениями, участвуют в литературной викторине, беседе, работают с рассказом В. Сухомлинского «Посмеялись над бабушкой», развивают устную речь. | 22.02 | |
24 | Волшебная сказка (работа в группах) | 1 | Обучающиеся учатся составлять рассказ по фразеологизму, работают с деформированным планом, в группах, участвуют в литературной викторине, в сочинении сказки. | 01.03 | |
25 | Реклама. Заметка в газету | 1 | Обучающиеся участвуют в играх «Почему удивился автор», «Хитрые слова», работают над лексическим значением слов «заметка» и «реклама», учатся сочинять рекламу. | 15.03 | |
26 | Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…» | 1 | Обучающиеся составляют рассказ по фразеологизму, выполняют литературоведческий тест, работают над сочинением- миниатюрой. | 05.04 | |
27 | Укрась слово | 1 | Обучающиеся участвуют в игре «Грамотей», учатся составлять рассказ по синтаксической модели, участвуют в эстафете восторга, в играх «Прочти, что нарисовано», «Укрась слово», рисуют эмблемы и участвуют в выставке их. | 12.04 | |
28 | Сочинение на свободную тему (в парах) | 1 | Обучающиеся выполняют олимпиадные задания, составляют словарик, учатся составлять рассказ по опорным словам, работают с деформированным планом. | 19.04 | |
29 | Что я знаю о цифре 7? | 1 | Обучающиеся решают лингвистические задачи, работают с фразеологизмами, над сочинением- миниатюрой на тему «Что ч знаю о цифре 7», участвуют в беседе. | 26.04 | |
30 | Аквариум | 1 | Обучающиеся работают с фразеологизмами, над лексическим значением слов, участвуют в игре «Весёлый наборщик», работают над сочинением- миниатюрой на тему «Аквариум», работают с деформированным текстом и планом. | 03.05 | |
31 | Вулканы | 1 | Обучающиеся работают с этимологическим словарём, составляют словарик, участвуют в игре «Весёлый наборщик», работают с деформированным текстом и планом. продолжают сочинять тексты- миниатюры и иллюстрировать их. | 10.05 | |
32 | Дожди | 1 | Обучающиеся участвуют в играх «Доскажи словечко», «Подбери пару», «Языковая игра», «Что бывает раньше», сочиняют чистоговорки, работают с деформированным текстом и планом | 17.05 | |
33 | Сочинение-миниатюра «Скоро лето» | 1 | Обучающиеся развивают устную и письменную речь, работают над сочинением- миниатюрой на тему «Скоро лето», отгадывают загадки на тему «Лето» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...