Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 1 класса на основе авторской программы Каландаровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rechevoe_tvorchestvo_1b_brylyova_e.k.docx | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета МБОУ ТСОШ №1 Директор МБОУ ТСОШ №1
Протокол №1 от 28.08.2019 г. ______________А.С. Малов
Председатель педагогического совета Приказ № 235 от 28.08.2019 года
_______________А.С. Малов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
Направление: общекультурное
1б класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов 33
Учитель Брылёва Елена Карповна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2019-2020 учебный год (утверждена приказом директора школы
от 28 .08.2019г. № 235).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письма:
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н., с использованием методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Всего 33 часа, 1 час в неделю.
.
Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- развитие морально-этического сознания;
- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение строить суждения в простой форме;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Речевого творчества» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю;
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому;
-умение слушать собеседника, соблюдать правила речевого этикета;
-составлять связные тексты на заданную тему.
Содержание курса
Курс «Речевое творчество» носит интеграционный характер: включает в себя лингвистический материал, литературный материал и развитие речи (культура общения)
Лингвистический материал: разучивание скороговорок, работа над загадками, работа над ребусами, составление тематических словариков, составление предложений, различные игры со словами, орфографические игры, лингвистические викторины, кроссворды, тематические рассказы педагога.
Литературный материал: слушание, чтение, сочинение стихотворений, рассказов, сказок, сочинение чистоговорок, разгадывание кроссвордов, литературные игры, работа над смыслом пословиц, выполнение иллюстраций к составленным рассказам, сказкам, инсценирование.
Развитие речи (культура общения): вербальные и невербальные средства общения, правила речевого этикета, этикетные фразы и их использование в речи.
Материал данных разделов входит в содержание каждого из основных занятий.
Проектная деятельность: подбор, сочинение, красочное оформление, презентация ребусов, загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов, рассказов, сказок и др. на определённую тему.
Примерная структура занятия: формулирование темы, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей ( чтецов), орфографическая минутка, речевое творчество
( коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану, иллюстрирование).
Основные формы организации деятельности
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки.
Основные виды деятельности:
- слушание, чтение, словотворчество (составление словариков, предложений, рассказов, сказок, сочинение стихов и чистоговорок);
- инсценирование;
- иллюстрирование;
- проектная деятельность.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Раздел (глава) | Количество часов | Характеристика деятельности | Дата | Дата |
Тема занятия | (по плану) | (факт) | |||
1 | Мои игрушки | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего. Работают с загадками, ребусами, составляют словарик игрушек, рассказывают наизусть детские стихи А. Барто и С. Михалкова об игрушках, составляют рассказ о своей любимой игрушке. | 04.09 | |
2 | Мой любимый цветок | 1 | Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывать загадки, ребусы, работают над рассказом Э.Шима «Ландыш», составляют рассказ о любимых цветах. Выполняют рисунок «Мой любимый цветок». | 11.09 | |
3 | Мое любимое животное | 1 | Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. Разгадывают загадки, участвуют в играх, сочиняют чистоговорки, анализируют стихи А. Барто, А. Усачева, составляют рассказ с «Мои любимые животные», иллюстрируют рассказ. | 18.09 | |
4 | Моя осень | 1 | Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы, кроссворд, принимают участие в играх, анализируют стихи об осени Ю. Лермонтова, Е. Благининой, Е. Трутневой, К. Бальмонта, составляют рассказ и выполняют рисунок на тему «Моя осень». | 25.09 | |
5 | Во саду ли, в огороде | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснение, разгадывают загадки, принимают участие в играх, прослушивают и анализируют стихи об овощах и фруктах В. Коркина, Г.Сапгира, Н Кончаловской, составляют рассказ на тему «Во саду ли, в огороде». | 02.10 | |
6 | Ягоды | 1 | Учатся анализировать и оценивать общение. Составляют словарик на тему «Ягоды», участвуют в играх «Из одного слова – несколько», «Измени слово». Составляют рассказ о смородине по плану. | 09.10 | |
7 | Листопад | 1 | Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворение И. Бунина «Листопад» и рассказ И. Соколова-Микитова «Осенний лес», участвуют в играх, составляют предложения, составляют рассказ на тему « Осень», выполняют рисунок на тему, участвуют в конкурсе рисунков. | 16.10 | |
8 | Мой любимый праздник | 1 | Учатся умению ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне). Прослушивают рассказ учителя о видах праздников, анализируют стихотворения Г. Ладонщикова «Подарок», составляют словарик на тему. Инсценирование «День рождения ослика Иа», составляют рассказ на тему «Мой любимый праздник». | 23.10 | |
9 | Цветная сказка | 1 | Учатся использовать словесные и несловесные средства общения. Разучивают стихотворение Н. Саконской «Шары», слушают и анализируют стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски». Принимают участие в игре «Светофор», разгадывают загадки, прослушивают и анализируют рассказ учителя о цветах «Почему нас так назвали», составляют устный рассказ на тему «Цветная сказка», выполняют рисунок на тему. | 30.10 | |
10 | В мире профессий | 1 | Учатся использовать несловесные средства общения-жесты, мимику, темп, громкость в устных высказываниях. Разгадывание загадок, ребусов, инсценирование на тему, анализируют прослушанные стихи В Курченко, А. Шибаева о профессиях, разгадывают анаграммы, участвуют в играх «Путаница», «Сюрприз» составление рассказа на тему «Когда я вырасту, я буду…» | 13.11 | |
11 | Внимание, дорога! | 1 | Учатся анализировать и оценивать общение. Разгадывают загадки, ребусы, составляют словарик на тему «Дорога – это опасно», сочиняют чистоговорки, прослушивают рассказ учителя «Почему нас так назвали», составляют рассказ на тему «Внимание – дорога!». | 20.11 | |
12 | День рождения | 1 | Учатся корректировать речевое поведение в различных ситуациях. Выполняют речевую разминку (работают над скороговоркой), разгадывают загадки, составляют словарик на тему, участвуют в играх «Веселый наборщик», «Грамматическая арифметика», «Бесконечное предложение», сочиняют чистоговорки, составляют рассказ о любимом подарке. | 27.11 | |
13 | Моя мечта | 1 | Обучаются вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. Разгадывают ребусы, принимают участие в играх «Грамматическая арифметика», «Путаница» «Сюрприз», «Цветик-семицветик», сочиняют чистоговорки, составляют рассказ на тему «Моя мечта». | 04.12 | |
14 | Я и спорт | 1 | Учатся замечать недочёты в речи говорящего и корректно исправлять их. Работают над загадками и ребусами, прослушивают и анализируют стихотворение Г Сапгира «Футбол», работают над пословицами, участвуют в играх «Грамматическая арифметика», «Бокс», «Забей 6 голов», «Гол в ворота будьдога». | 11.12 | |
15 | В гостях у сказки | 1 | Учатся использовать в речи средства несловесного общения: | 18.12 | |
16 | Моя зима | 1 | Учатся правильно подбирать заголовок к тексту. Разгадывают ребусы, загадки, кроссворд «Цвет зимы», сочиняют чистоговорки, анализируют стихи о зиме И. Сурикова, А. Прокофьева, З.Александровой, участвуют в конкурсе чтецов, составляют рассказы о зиме на тему «Моя зима», «Снежный человечек». | 25.12 | |
17 | В библиотеке | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. Работают над пословицами, участвуют в играх «Буква потерялась», «Буква заблудилась», «Веселый наборщик», «Грамотей». | 15.01 | |
18 | Век живи – век учись | 1 | Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над пословицами, загадками, принимают участие в играх «Путаница», «Доскажи словечко», «Волшебный наборщик» прослушивание и анализ стихотворения Н. Найденовой «Я читаю», составление рассказа «Век живи-век учись». | 22.01 | |
19 | Любимое время года | 1 | Участвуют в викторине «Времена года». Работают над стихотворениями И. Бунина, А. Пушкина, А. Толстого о временах года, чистоговорками, пословицами, загадками, составляют рассказ «Любимое время года», рисунок на тему. | 29.01 | |
20 | Хлеб – всему голова | 1 | Учатся быть хорошими слушателями, учатся сочинять чистоговорки, анализируют пословицы, участвуют в играх «Собери пословицу», «Веселый наборщик», «Путаница», составляют рассказ на тему «Хлеб – всему голова». | 05.02 | |
21 | Животные. Заяц. | 1 | Учатся слушать учителя, работают над загадками, участвуют в играх «Волшебные квадраты», «Бесконечное предложение, разгадывают ребусы, сочиняют чистоговорки, составляют рассказ на тему « Заяц». | 19.02 | |
22 | Природа - наш дом | 1 | Учатся исправлять замеченные ошибки. Принимают участие в играх «Волшебный наборщик», «Бесконечное предложение», в викторине, в беседе. Составляют рассказ на тему «Природа-наш дом». | 26.02 | |
23 | В гостях у бабушки | 1 | Учатся быть хорошими слушателями. Работают над загадками, ребусами, участвуют в играх «»Подбери пару», «Грамматическая арифметика», анализируют стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», составляют рассказ на тему «В гостях у бабушки». | 04.03 | |
24 | Мой любимый сказочный герой | 1 | Учатся правильно строить свою речь, работают над загадками, вспоминают и исполняют детские песни о сказочных героях, составляют рассказ о любимом сказочном герое, выполняют рисунок на тему, участвуют в конкурсе рисунков. | 11.03 | |
25 | Как я помогаю маме | 1 | Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение З. Орловой «Мамочке подарочки», составляют словарик на тему, участвуют в игре «Как я убираю в комнате», составляют рассказ «Как я помогаю маме». | 18.03 | |
26 | Деревья | 1 | Учатся быть хорошими слушателями. Работают над загадками, пословицами, шарадами, кроссвордом, составляют словарик на тему, составляют рассказ о деревьях. | 01.04 | |
27 | Сказка | 1 | Учатся умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях, говорении. Принимают участие в играх «Восстанови стихи», «Сюрприз», «Веселый наборщик», сочиняют сказку по началу. | 08.04 | |
28 | Мой город | 1 | Участвуют в викторине «Города России», в играх «Веселый наборщик», «Кто где живет», «Грамматическая арифметика». Презентация проекта «Моя малая родина». | 15.04 | |
29 | Моя комната | 1 | Обучаются вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. Отгадывают загадки, участвуют в игах «Что общего», «Выращивание предложения». Сочиняют стихи по заданной рифме, составляют рассказ на тему «Моя комната». | 22.04 | |
30 | В магазине | 1 | Принимают участие в играх «Отгадай слово», «Веселый наборщик», «Сюрприз», «Книжный магазин», составляют рассказ по плану. | 29.04 | |
31 | Бабочки | 1 | Прослушивают и беседуют по рассказу «Почему нас так назвали», составляют словарик на тему, участвуют в играх «Измени слово», «Бесконечное предложение», составляют сказку о бабочках. | 06.05 | |
32 | Моя весна | 1 | Закрепляют навыки общения. Работают над ребусами, загадками, рассказом «Почему нас так назвали?», пословицей, составляют рассказ на тему «Весна». | 13.05 | |
33 | Мое лето | 1 | Развивают навыки общения, работают над загадками, чистоговорками, составление словарика на тему, чтение стихотворений о лете (конкурс чтецов), рисование на тему. | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...