Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Брылёва Елена Карповна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 1 класса на основе авторской программы Каландаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rechevoe_tvorchestvo_1b_brylyova_e.k.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

                                           

  Рекомендовано к утверждению на заседании                                           УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета МБОУ ТСОШ №1                                        Директор МБОУ ТСОШ №1

       Протокол №1 от 28.08.2019 г.                                                      ______________А.С. Малов

   Председатель педагогического совета                                     Приказ № 235 от  28.08.2019 года

        _______________А.С. Малов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

Направление: общекультурное

класс

Уровень общего образования: начальное общее образование

Количество часов 33

Учитель Брылёва Елена Карповна

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2019-2020 учебный год (утверждена приказом директора школы

 от 28 .08.2019г. № 235).

Постановления:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

-  Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Письма:

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н.,  с использованием   методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.

Место курса в плане внеурочной деятельности

        Всего 33 часа,  1 час в неделю.

.

Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные УУД:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- развитие морально-этического сознания;

- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение учитывать установленные правила в планировании;

- умение решать проблемы творческого характера;

- умение адекватно воспринимать оценку;

- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение добывать новые знания;

- умение перерабатывать информацию;

- умение строить суждения в простой форме;

- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение договариваться;

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение адекватно использовать речевые средства;

- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Речевого творчества» является формирование следующих умений:

- различать устное и письменное общение;

- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю;

- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому;

-умение слушать собеседника, соблюдать правила речевого этикета;

-составлять связные тексты на заданную тему.

Содержание курса

Курс «Речевое творчество» носит интеграционный характер: включает в себя лингвистический материал,  литературный материал и развитие речи (культура общения)

Лингвистический материал: разучивание скороговорок, работа над загадками, работа над ребусами, составление тематических словариков, составление предложений, различные игры со словами, орфографические игры, лингвистические викторины, кроссворды, тематические рассказы педагога.

Литературный материал: слушание, чтение, сочинение стихотворений, рассказов, сказок, сочинение чистоговорок, разгадывание кроссвордов, литературные игры, работа над смыслом пословиц, выполнение иллюстраций к составленным рассказам, сказкам, инсценирование.

Развитие речи (культура общения): вербальные и невербальные средства общения, правила речевого этикета, этикетные фразы и их использование в речи.

Материал данных разделов входит в содержание каждого из основных
 занятий.


Проектная деятельность: подбор, сочинение, красочное оформление, презентация ребусов, загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов, рассказов, сказок и др. на определённую тему.

Примерная структура занятия: формулирование темы, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей ( чтецов), орфографическая минутка, речевое творчество

( коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану, иллюстрирование).

Основные формы организации деятельности

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- дидактические игры;

- экскурсии;

- конкурсы;

- выставки.

Основные виды деятельности:

- слушание, чтение, словотворчество (составление словариков, предложений, рассказов, сказок, сочинение стихов и чистоговорок);

 - инсценирование;

- иллюстрирование;

- проектная деятельность.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Раздел (глава)

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата

Дата

Тема занятия

(по плану)

 (факт)

1

Мои игрушки

1

Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего. Работают с загадками, ребусами, составляют словарик игрушек, рассказывают наизусть детские стихи А. Барто и

 С. Михалкова об игрушках, составляют  рассказ о своей любимой игрушке.

04.09

2

Мой любимый цветок

1

Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывать загадки, ребусы, работают над рассказом Э.Шима «Ландыш», составляют  рассказ о любимых цветах. Выполняют рисунок «Мой любимый цветок».

11.09

3

Мое любимое животное

1

Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

Разгадывают загадки, участвуют в играх, сочиняют чистоговорки, анализируют стихи А. Барто, А. Усачева, составляют  рассказ с «Мои любимые животные», иллюстрируют рассказ.

18.09

4

Моя осень

1

Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы, кроссворд, принимают участие в играх, анализируют стихи об осени Ю. Лермонтова, Е. Благининой, Е. Трутневой, К. Бальмонта, составляют  рассказ и выполняют рисунок на тему «Моя осень».

25.09

5

Во саду ли, в огороде

1

Учатся слушать учителя и его объяснение, разгадывают загадки, принимают участие в играх, прослушивают и анализируют стихи об овощах и фруктах В. Коркина, Г.Сапгира, Н Кончаловской, составляют  рассказ на тему «Во саду ли, в огороде».

02.10

6

Ягоды

1

Учатся анализировать и оценивать общение. Составляют словарик на тему «Ягоды», участвуют в играх «Из одного слова – несколько», «Измени слово». Составляют рассказ о смородине по плану.

09.10

7

Листопад

1

Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворение И. Бунина «Листопад» и рассказ И. Соколова-Микитова «Осенний лес», участвуют в играх, составляют предложения, составляют рассказ на тему « Осень», выполняют рисунок на тему, участвуют в конкурсе рисунков.

16.10

8

Мой любимый праздник

1

Учатся умению ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне). Прослушивают рассказ учителя о видах праздников, анализируют стихотворения Г. Ладонщикова «Подарок», составляют словарик на тему. Инсценирование «День рождения ослика Иа», составляют рассказ на тему «Мой любимый праздник».

23.10

9

Цветная сказка

1

Учатся использовать словесные и несловесные средства  общения.  Разучивают стихотворение Н. Саконской «Шары», слушают и анализируют стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски». Принимают участие в игре «Светофор», разгадывают загадки,  прослушивают и анализируют рассказ учителя о цветах «Почему нас так назвали», составляют устный рассказ на тему «Цветная сказка», выполняют  рисунок на тему.

30.10

10

В мире профессий

1

Учатся использовать несловесные средства общения-жесты, мимику, темп, громкость в устных высказываниях. Разгадывание загадок, ребусов, инсценирование на тему, анализируют прослушанные стихи В Курченко, А. Шибаева о профессиях, разгадывают анаграммы, участвуют в играх «Путаница», «Сюрприз» составление рассказа на тему «Когда я вырасту, я буду…»

13.11

11

Внимание, дорога!

1

Учатся анализировать и оценивать общение. Разгадывают загадки, ребусы, составляют словарик на тему «Дорога – это опасно», сочиняют чистоговорки, прослушивают рассказ учителя «Почему нас так назвали», составляют рассказ на тему «Внимание – дорога!».

20.11

12

День рождения

1

Учатся корректировать речевое поведение в различных ситуациях. Выполняют речевую разминку (работают над скороговоркой), разгадывают загадки, составляют словарик на тему, участвуют в играх «Веселый наборщик», «Грамматическая арифметика», «Бесконечное предложение», сочиняют чистоговорки, составляют рассказ о любимом подарке.

27.11

13

Моя мечта

1

Обучаются вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. Разгадывают ребусы, принимают участие в играх «Грамматическая арифметика», «Путаница» «Сюрприз», «Цветик-семицветик», сочиняют чистоговорки,  составляют рассказ на тему «Моя мечта».

04.12

14

Я и спорт

1

Учатся замечать недочёты в речи говорящего и корректно исправлять их. Работают над загадками и ребусами, прослушивают и анализируют стихотворение Г Сапгира «Футбол», работают над пословицами, участвуют в играх «Грамматическая арифметика», «Бокс», «Забей 6 голов», «Гол в ворота будьдога».

11.12

15

В гостях у сказки

1

Учатся использовать в речи средства несловесного общения:
жесты, мимику, темп, громкость в устной форме.
Участвуют в играх «Угадай сказку» «Чьи это песенки», слушают и анализируют стихотворение С. Маршака «Тихая сказка», сочиняют чистоговорки, составляют словарик сказочных предметов,  составляют рассказ « В гостях у сказки».

18.12

16

Моя зима

1

Учатся правильно подбирать заголовок к тексту. Разгадывают ребусы, загадки, кроссворд «Цвет зимы», сочиняют чистоговорки, анализируют стихи о зиме И. Сурикова, А. Прокофьева,

З.Александровой, участвуют в конкурсе чтецов, составляют рассказы о зиме на тему «Моя зима», «Снежный человечек».

25.12

17

В библиотеке

1

Экскурсия в школьную библиотеку. Работают над пословицами, участвуют в играх «Буква потерялась», «Буква заблудилась», «Веселый наборщик», «Грамотей».

15.01

18

Век живи – век учись

1

Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над  пословицами, загадками, принимают участие в играх «Путаница», «Доскажи словечко», «Волшебный наборщик» прослушивание и анализ стихотворения Н. Найденовой  «Я читаю», составление рассказа «Век живи-век учись».

22.01

19

Любимое время года

1

Участвуют в викторине «Времена года».  Работают над стихотворениями И. Бунина, А. Пушкина, А. Толстого о временах года, чистоговорками, пословицами, загадками, составляют рассказ «Любимое время года», рисунок на тему.

29.01

20

Хлеб – всему голова

1

Учатся быть хорошими слушателями, учатся сочинять чистоговорки, анализируют пословицы, участвуют в играх «Собери пословицу», «Веселый наборщик», «Путаница», составляют рассказ на тему «Хлеб – всему голова».

05.02

21

Животные. Заяц.

1

Учатся слушать учителя, работают над загадками, участвуют в играх «Волшебные квадраты», «Бесконечное предложение, разгадывают ребусы, сочиняют чистоговорки, составляют рассказ на тему « Заяц».

19.02

22

Природа - наш дом

1

Учатся исправлять замеченные ошибки. Принимают участие в играх «Волшебный наборщик», «Бесконечное предложение», в викторине, в беседе. Составляют рассказ на тему «Природа-наш дом».

26.02

23

В гостях у бабушки

1

Учатся быть хорошими слушателями. Работают над загадками, ребусами, участвуют в играх «»Подбери пару», «Грамматическая арифметика», анализируют  стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», составляют рассказ на тему «В гостях у бабушки».

04.03

24

Мой любимый сказочный герой

1

Учатся правильно строить свою речь, работают над загадками, вспоминают и исполняют детские песни о сказочных героях, составляют рассказ о любимом сказочном герое, выполняют рисунок на тему, участвуют в конкурсе рисунков.

11.03

25

Как я помогаю маме

1

Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение З. Орловой «Мамочке подарочки», составляют словарик на тему, участвуют в игре «Как я убираю в комнате», составляют рассказ «Как я помогаю маме».

18.03

26

Деревья

1

Учатся быть хорошими слушателями. Работают над загадками, пословицами, шарадами, кроссвордом, составляют словарик на тему, составляют рассказ о деревьях.

01.04

27

Сказка

1

Учатся умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях, говорении. Принимают участие в играх «Восстанови стихи», «Сюрприз», «Веселый наборщик», сочиняют сказку по началу.

08.04

28

Мой город

1

Участвуют в викторине «Города России», в играх «Веселый наборщик», «Кто где живет», «Грамматическая арифметика». Презентация проекта «Моя малая родина».

15.04

29

Моя комната

1

Обучаются вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. Отгадывают загадки, участвуют в игах «Что общего», «Выращивание предложения». Сочиняют стихи по заданной рифме, составляют рассказ на тему «Моя комната».

22.04

30

В магазине

1

Принимают участие в играх «Отгадай слово», «Веселый наборщик»,  «Сюрприз»,  «Книжный магазин», составляют рассказ по плану.

29.04

31

Бабочки

1

Прослушивают и беседуют по рассказу «Почему нас так назвали», составляют словарик на тему, участвуют в играх «Измени слово», «Бесконечное предложение», составляют сказку о бабочках.

06.05

32

Моя весна

1

Закрепляют навыки общения. Работают над ребусами, загадками, рассказом «Почему нас так назвали?», пословицей, составляют рассказ на тему «Весна».

13.05

33

Мое лето

1

Развивают навыки общения, работают  над  загадками, чистоговорками, составление словарика на тему, чтение стихотворений о лете (конкурс чтецов), рисование на тему.

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...