Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rechevoe_tvorchestvo.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета МБОУ ТСОШ №1 Директор МБОУ ТСОШ №1
Протокол №1 от 28.08.2020 г. ______________А.С. Малов
Председатель педагогического совета Приказ № 165 от 28.08.2020 года
_______________А.С. Малов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
Направление: общеинтеллектуальное
2б класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов 34
Учитель Брылёва Елена Карповна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2020-2021 учебный год (утверждена приказом директора школы от 28.08.2019 г. № 165).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письма:
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н., с использованием методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Предметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому предмету.
Содержание программы
Курс «Речевое творчество» носит интегративный характер: включает в себя лингвистический материал, развитие речи и литературный материал.
Лингвистический материал: разучивание скороговорок, работа над загадками, работа над ребусами, составление тематических словариков, составление предложений, различные игры со словами, орфографические игры, лингвистические викторины, кроссворды, тематические рассказы педагога.
Литературоведческий материал: слушание, чтение, сочинение стихотворений, рассказов, сказок, сочинение чистоговорок, разгадывание кроссвордов, литературные игры, работа над смыслом пословиц, выполнение иллюстраций к составленным рассказам, сказкам.
Примерная структура занятия: формулирование темы, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей( чтецов), орфографическая минутка, речевое творчество
( коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану, иллюстрирование).
Основные формы организации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел (глава) | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Дата (по плану) | Дата (факт) |
Тема занятия | |||||
1 | Что такое творчество | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснения, логически мыслить, анализировать речь говорящего. Работают со скороговорками, читают шуточные стихотворения, чтение слов с правильным ударением, читают слова слева направо, справа налево, над лексическим значением слов, читают анаграммы, игра «Четвертое лишнее», сочиняют чистоговорки, пишут письма, используя рисунки (идеографическое письмо). | 02.09 | |
2 | Я и мое настроение | 1 | Читают рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква», анализируют значение слов «сыска», «хыхка», «фыфка», разгадывают загадки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, разгадывают ребусы, составляют словарик на заданную тему, играют в игру «Собери ягоды в корзинку». Учатся слушать рассказ учителя. | 09.09 | |
3 | Мои летние каникулы | 1 | Используется речевая разминка, разгадывают загадки, слоговой аукцион, слушают учителя, составляют тематический словарик, играют в игры «Из одного слова несколько», «Путаница», «Пословицы шутят», договаривают фразы, разгадывают шарады, составляют предложения, работают над пословицами, читают стихотворения и чистоговорки, пишут сочинение на заданную тему. | 16.09 | |
4 | Автопортрет | 1 | Эмоциональная разминка, слушают и произносят скороговорки, работают над загадками, кроссвордами, узнают появление слов «портрет», «автопортрет», «Анна» и т.д. играют, составляют словарик на заданную тему, слушают забавные стихотворения-путаницы, разгадывают ребусы-анаграммы, поют песенки-алфавит, читают стихотворение Я. Акима «Мой брат Миша», А. Барто «Две сестры глядят на братца», читают и сочиняют чистоговорки, используют беседу, инсценирование определенных эмоций с помощью жестов, рисуют автопортреты, пишут сочинение-миниатюру на тему «Какой я?». | 23.09 | |
5 | Моя дружная семья | 1 | Используется речевая разминка, транскрибирование слов, разгадывают буквенные ребусы, массажируют пальчики при помощи пальчиковой гимнастики, читают и сочиняют чистоговорки, читают считалки, рисуют свою семью, пишут сочинение-миниатюру на заданную тему. | 30.09 | |
6 | Положительные и отрицательные эмоции | 1 | Речевая разминка при помощи чтения пословиц и скороговорок, распределяют слова на группы, чтение затранскрибированных слов, чтение стихотворений Э. Мошковской «Кислые стихи», Ю. Капотова «Веселые стихи», слушают сказку, анализируют сказку, размышляют над положительной и отрицательной окраской слов. | 07.10 | |
7 | Слово. Чувство. Образ. | 1 | Выразительное чтение стихотворения в движении, изучают считалку, учатся четко проговаривать скороговорку, читают смешной диалог, составляют лесенку на заданную букву, составляют словарик, работают с затранскрибированными словами, играют в игру «Грамматическая арифметика», договаривают слова к стихотворениям, разгадывают кроссворд, сочиняют тексты на заданную тему, учатся анализировать детские работы. | 14.10 | |
8 | Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. | 1 | На эмоционально речевой разминке читают стихотворение А. Барто, играют в игры «Прятки», «разложи по полочкам», «Наоборот», «Непонятные слова», работают над загадками, используется орфографическая минутка, рассказ учителя на тему «Из истории матрешек», составляют словарик на тему «Игрушки», работают над фразеологизмами, читают и сочиняют чистоговорки, беседуют на тему «Игрушки», составляют рассказ на тему «Моя любимая игрушка», затем делают рисунок любимой тгрушки | 21.10 | |
9 | Игры со словом. | 1 | Учатся читать потешку на выдохе, используют игру на сообразительность, играют с перестановками букв, разгадывают кроссворды, ребусы, подбирают рифмующие слова. | 28.10 | |
10 | Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц. | 1 | Чтение побасеки по ролям, пословиц, используется фонематическая минутка, словарная работа, работают со словами-антонимами, учатся объяснять смысл пословиц, играют в игры «Пословица», «Собери пословицу», учатся подбирать русские пословицы к пословицам других народов, инсценируют пословицы с помощью пантомимики, учатся иллюстрировать пословицы, анализируют детские работы и читают пословицы-заготовки. | 11.11 | |
11 | Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». | 1 | Учатся читать пословицы с разной силой голоса, интонацией, используется игровое упражнение «Нагружаем машины», «Исправь букву», чтение затранскрибированных слов, учатся толковать прочитанные слова, собирают пословицы с помощью игр, проводится работа со словами-синонимами, инсценируют пословицы, пишут сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». | 18.11 | |
12 | Задачи. Загадки. Шутки. | 1 | Учатся читать слова с верным ударением, читают скороговорки и объясняют их значение, учатся слышать себя и слушать других при чтении скороговорок хором, учатся угадывать настроение одноклассников, разгадывают кроссворды, , решают лингвистические задачи «Дружная семья», читают шуточную стихотворение (небылицу), разгадывают загадки-шутки, проводится литературоведческая викторина. | 25.11 | |
13 | Сочинение считалки. | 1 | Учатся объяснять пословицы, подбирать синонимы к словам, разгадывают загадки, учатся составлять слова из одного слова, разгадывают ребусы, рассказ учителя на тему «Почему так назвали», играют в игру «Найди животных», «Грамматическая арифметика», сочиняют считалки. | 02.12 | |
14 | Сочинение скороговорки. | 1 | Выразительное чтение пословиц, разгадывают ребусы, четко произносят скороговорки, учатся записывать скороговорки по памяти, играют в игру «Скороговорка рассыпалась», инсценируют скороговорки, учатся слушать рассказ учителя, сочиняют и иллюстрируют скороговорки. | 09.12 | |
15 | Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» | 1 | Учатся выразительному чтению скороговорок, проводится работа над фразеологизмами, проводится беседа минутка, игра «Летает – не летает», учатся составлять предложения или рассказ с пиктограммами (без них), анализируют детские работы. | 16.12 | |
16 | Олимпиада. | 1 | Читают слова с орфоэпическими нормами произношения, учатся списывать текст без ошибок, поиск слов в словах, называют пословицы о труде, разгадывание анаграмм, учатся составлять тексты из предложений. | 23.12 | |
17 | Эмоции. Мимика. Жесты. | 1 | Четкое произношение скороговорок, разгадывают загадки, работают над толкованием непонятных слов, составляют словарик на тему «Устаревшие названия частей тела», играют в игры «Прятки», «Весёлое зачеркивание», учатся искать отличия на картинках, рисовать рисунки к фразеологизмам, составляют устный рассказ, используя фразеологизмы. | 13.01 | |
18 | Компьютер. | 1 | Учатся разгадывать шифры, учатся слушать рассказ учителя и отвечать на вопросы, играют в игры «Подбери пару», «Весёлый наборщик», «Грамматическая арифметика», учатся составлять предложения, используя слово «компьютер», читают анаграммы, продолжают учится писать по памяти. | 20.01 | |
19 | Новогодняя елка в школе. | 1 | Продолжают учится четко проговаривать скороговорки, работают над загадками, составление словарика на тему «Новогодняя елка», поют песенку-алфавит на мелодию песни «В лесу родилась елочка», учатся подбирать слова на заданную букву с одинаковым количеством букв, продолжают работу с анаграммами, пословицами, читают стихотворение Д. Самойлова «Город зимний», составляют рассказ по плану на тему «Новогодний маскарад». | 27.01 | |
20 | Сочинение сказки по опорным словам. | 1 | Учатся читать слова с орфоэпическим произношением, продолжают закреплять навык письма по памяти, проводится работа над понятием «сказка», учатся работать с пантомимикой по сказке К. Чуковского «Цыплёнок», викторина по теме «Сказки», проводится знакомство с понятием «текст», «опорные слова», учатся сочинять сказки, используя опорные слова, слушание детских работ. | 03.02 | |
21 | Настроение животных. | 1 | Учатся находить ошибки, допущенные в написании слов, продолжается работа над загадками, ребусами, объясняется появление слова «медведь», составление словарика на тему «Животный мир», проводится языковая игра «Слоговое лото», игра «Чей нос», работа над пословицами, развивается навык нахождения ошибок, рисование животных, составление рассказа по плану, слушание детских работ. | 10.02 | |
22 | Сочинение на тему «Мое любимое животное» | 1 | Работа над загадками, звукоподражание животным, развивается умение находить границы предложений, разгадывание ребусов, загадок, знакомство с крылатыми выражениями о волке, проводится беседа о слонах, проводятся игры «А теперь всех ловлю слонов», «Какой он?», «Веселый наборщик» и т.д., написание сочинения на тему «Моё любимое животное», слушание детских работ. | 17.02 | |
23 | Фантастическое животное. Сочинение, иллюстрирование. | 1 | Продолжается работа над дикцией с помощью скороговорок, работа над загадками, играют в игру «Кто быстрей составит слово», проводится орфографическая минутка, работа со словами-синонимами, продолжается работа с фразеологическими выражениями, чтение пословиц, чистоговорок, конкурс чтецов Б. Заходер «Кавот и Камут», написание сочинения и рисование фантастического животного, слушание сочинений. | 24.02 | |
24 | Настроение цветов. Составление словарика на тему «Растения». | 1 | Работа над выразительным чтением стихотворений, используя жесты и мимику, чтение и пение алфавита на мелодию В. Шаинского «В траве сидел кузнечик», составление словарика на тему «Растения», орфографическое и орфоэпическое произношение, проводится разгадывание кроссворда по картинкам, развитие мелкой моторики руки с помощью рисования цветов, составляем устный рассказ о настроении цветов. | 03.03 | |
25 | Сочинение на тему «Мой любимый цветок». | 1 | Чтение загадок с различной интонацией, беседа, сопровождающаяся словарной работой, проводится подготовительная работа к сочинению на тему «Мой любимый цветок. | 10.03 | |
26 | Село и город. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему «Село и город», участвуют в играх «Корзинка», «Путаница», «Грамматическая арифметика», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Мой любимый город (село)». | 17.03 | |
27 | Домашние животные и птицы. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему Животные«», участвуют в играх «Дополни предложение», «Веселый наборщик», «Путаница», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Петух». | 31.03 | |
28 | Таяние снега. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему «Таяние снега», участвуют в играх «Четвертый лишний», составляют чистоговорки, работают над пословицами. | 07.04 | |
29 | Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна». | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, подбирают однокоренные слова к словам «зима», «весна», участвуют в игр-аукционе «Кто больше назовет признаков весны», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода». | 14.04 | |
30 | Путешествие в космос. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему «Космос», участвуют в играх «Летает – не летает», «Веселый наборщик», «Грамматическая арифметика», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Путешествие в космос». | 21.04 | |
31 | Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»). | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над загадками, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, используется письмо по памяти, развивают умение находить лишнюю пословицу, составляют словарик на тему «Село и город», участвуют в играх «Найди рифму», «Путаница», «Грамматическая арифметика», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Мой друг» по пословице «Человек без друзей –что дерево без корней». | 28.04 | |
32 | Сочинение на тему «Моя парта» («Глазами моей парты»). | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, проводится орфографическая минутка на тему «Школа», используется письмо по памяти, составляют устный рассказ на тему «Моя парта» | 05.05 | |
33 | Правила вежливости. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над олимпиадными заданиями, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему «Вежливые слова», участвуют в играх «Веселый наборщик», «Путаница», «Сюрприз», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Правила вежливости», проводится тест на тему «Вежливый ли я». | 12.05 | |
34 | Правила вежливости. | 1 | Работа над ребусами, четкое произношение скороговорок, работают над олимпиадными заданиями, проводится орфографическая минутка, разгадывают кроссворды, составляют словарик на тему «Вежливые слова», участвуют в играх «Веселый наборщик», «Путаница», «Сюрприз», составляют чистоговорки, работают над пословицами, составляют устный рассказ на тему «Правила вежливости», проводится тест на тему «Вежливый ли я». | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...