Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс
статья (3 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета МБОУ ТСОШ №1 Директор МБОУ ТСОШ №1
Протокол №1 от 27.08.2021 г. ______________А.С. Малов
Председатель педагогического совета Приказ № 170 от 28.08.2021 года
_______________А.С. Малов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
Направление: общекультурное
3б класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов: 34
Учитель: Брылёва Елена Карповна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2021-2022 учебный год (утверждена приказом директора школы от 28.08.2021 г. № 170).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письма:
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н., с использованием методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Предметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому предмету.
Содержание программы
Курс «Речевое творчество» носит интегративный характер: включает в себя лингвистический материал, развитие речи и литературный материал.
Лингвистический материал: разучивание скороговорок, работа над загадками, работа над ребусами, составление тематических словариков, составление предложений, различные игры со словами, орфографические игры, лингвистические викторины, кроссворды, тематические рассказы педагога.
Литературоведческий материал: слушание, чтение, сочинение стихотворений, рассказов, сказок, сочинение чистоговорок, разгадывание кроссвордов, литературные игры, работа над смыслом пословиц, выполнение иллюстраций к составленным рассказам, сказкам.
Примерная структура занятия: формулирование темы, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, речевое творчество
( коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану, иллюстрирование).
Основные формы организации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Дата (по плану) | Дата (факт) |
1 | Сочинение на тему «Сентябрь холоден, да сыт» | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего. Работают с загадками, ребусами, составляют словарик на тему « Осень», читают стихи об осени К. Бальмонта, составляют рассказ об осени | 02.09 | |
2 | Слово и образ, или поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника | 1 | Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывать загадки, ребусы, работают над стихотворением Е. Трутневой «Грибы», составляют рассказ о грибах. | 09.09 | |
3 | Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки | 1 | Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. Разгадывают загадки, участвуют в играх, работают над чистоговорками, работают над деформированным предложением и планом, пишут мини-сочинение | 16.09 | |
4 | Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки | 1 | Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы, работают над деформированным текстом и предложением, сочиняют сказку и инсценируют её. | 23.09 | |
5 | Сочинение считалки | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснение, принимают участие в играх, сочиняют считалки, выполняют игровые упражнения. | 30.03 | |
6 | Рисование диафильма по сказке К. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснения, выполняют эмоционально-речевую разминку, составляют словарик по произведению К. Чуковского, чтение сказки «Федорино горе» , обсуждение содержания сказки и оформление кадров диафильма. | 07.10 | |
7 | Этика и этикет | 1 | Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил, работают над текстом и деформированным предложением, разгадывают шарады, пишут сочинение- миниатюру | 14.10 | |
8 | Честный и нечестный поступок | 1 | Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил, работают над скороговоркой и отгадывают загадки, пишут сочинение на предложенные темы | 21.10 | |
9 | Текст, тема, основная мысль, опорные слова | 1 | Анализируют отрывок из стихотворения К. Чуковского, повторяют типы текстов, составляют текст, выбирая тип самостоятельно. | 28.10 | |
10 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение | 1 | Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего, работают над стихотворением и анализируют его, знакомятся с понятиями « типы текста» и учатся определять, составляют текст. | 11.11 | |
11 | Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со словариком настроений. Сочинение | 1 | Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворение В. Юркиной «Слова» ,участвуют в играх, составляют предложения, пишут сочинение и по желанию выполняют иллюстрацию к сочинению. | 18.11 | |
12 | Капризное настроение. Капризная девочка | 1 | Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы, принимают участие в играх, анализируют стихи Э. Мошковской «Кислые стихи» и А. Барто « Девочка- ревушка», иллюстрируют стихотворение. | 25.11 | |
13 | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Снег» | 1 | Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника, отгадывают загадку и сочиняют стихотворение с рифмой « пушинки- снежинки», рассматривают картины, на которых изображён снег, пишут сочинение на тему « Цветной снег». | 02.12 | |
14 | Рисование диафильма (по сказке «про снежинку»). Пересказ сказки | 1 | Принимают участие в различных играх на языковом материале, составляют диафильм по сказке « Про снежинку». | 09.12 | |
15 | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Моя снежинка» | 1 | Принимают участие в различных играх на языковом материале, отгадывают загадки и кроссворды, сочиняют стихотворение по данному началу и иллюстрируют его. | 16.12 | |
16 | Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году | 1 | Обучать использовать несловесные средства общения – жестов, мимики, темпа, громкости в устных высказываниях, читают и анализируют стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», составляют словарик « семья Дедов Морозов», сочиняют поздравительное письмо. | 23.12 | |
17 | Знакомство с жанром «Побасенка» | 1 | Выполняют речевую разминку, работают над текстом и выполняют грамматические задания, выявляют особенности побасенки, сочиняют и иллюстрируют побасенку. | 13.01 | |
18 | Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы | 1 | Принимают участие в играх, читают наизусть стихотворение С. Маршака « Кошкин дом», работают с пословицами, сочиняют небылицу. | 20.01 | |
19 | Что я знаю о слове «ручка» | 1 | Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение А. Шибаева « Путаница», отгадывают загадки, работают над фразеологизмами и пословицами, пишут сочинение о ручке. | 27.01 | |
20 | Сочинение по пословице «Поспешишь – людей насмешишь» | 1 | Учатся быть хорошими слушателями, анализируют пословицы, участвуют в игре «Собери пословицу», и учатся инсценировать пословицы, пишут сочинение – миниатюру по пословице. | 03.02 | |
21 | Знакомство с жанром «Потешка» | 1 | Принимают участие в различных играх на языковом материале. Выразительно читают потешку. | 10.02 | |
22 | Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, птичку, тигра…» | 1 | Учатся использовать словесные и несловесные средства общения. Слушают и анализируют стихотворение В. Жуковского, работают с текстом В. Кашо «Под водой». Пишут и иллюстрируют сочинение по предложенному плану. | 17.02 | |
23 | Составление орфографического словарика | 1 | Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворения А. Милна, С. Михалкова, слушают рассказ «Трудное слово», участвуют в играх, составляют предложения по лексической теме словарика. | 24.02 | |
24 | Сочинение и рисование на тему «Моя мама» | 1 | Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение И. Мазнина, выполняют речевую разминку. Пишут сочинение о маме и рисуют её. | 03.03 | |
25 | Текст. Поздравление к празднику 8 Марта | 1 | Учатся использовать словесные и несловесные средства общения. Прослушивают стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» Н. Саксонской «Разговор о маме». Принимают участие в различных играх на языковом материале. Выполняют коллективную творческую работу_ оформляют поздравления для мам. | 10.03 | |
26 | Настроение и его оттенки. Веселое и грустное настроение. Хвастливое и ворчливое настроение | 1 | Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывают загадки, ребусы, принимают участие в различных играх на языковом материале. | 17.03 | |
27 | Слова-друзья и слова-враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов | 1 | Принимают участие в различных играх на языковом материале, знакомятся со словариком антонимов и синонимов, принимают участие в инсценировании и драматизации. | 24.03 | |
28 | Сочинение скороговорки | 1 | Принимают участие в различных играх на языковом материале. Составляют словарик скороговорок на каждую букву алфавита. Сочиняют и иллюстрируют скороговорку. | 07.04 | |
29 | Сочинение бытовой сказки | 1 | Учатся использовать в речи средства несловесного общения: | 14.04 | |
30 | Мое любимое дерево | 1 | Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над пословицами, загадками, принимают участие в играх «Грамматическая арифметика», «Разгадай по описанию», прослушивание и анализ стихотворений , составление словарика на тему « Деревья», составление рассказа на тему « Моё любимое дерево». | 21.04 | |
31 | Сочинение сказки о животных | 1 | Выполняют тест «Отгадай сказочного героя». Работают над стихотворением В. Орлова « Ворона», чистоговорками, пословицами, загадками, сочиняют сказку. | 28.04 | |
32 | Тигр и лев. Сравнительное описание | 1 | Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над чистоговорками, разгадывают ребусы, сочиняют чистоговорки, принимают участие в играх «Подбери пару», «Бесконечное предложение», «Весёлый наборщик», « Из одного слова» . Составляют рассказ на тему « Тигр и лев». | 05.05 | |
33 | Сочинение на тему «Воробей и синица» | 1 | Развивают навыки общения, работают над скороговорками и пословицами, учатся исправлять речевые ошибки, чтение стихотворений и прослушивание рассказа о синице и воробье. Составление рассказа о воробье и синице, иллюстрирование. | 12.05 | |
34 | Олимпиада | 1 | Принимают участие в олимпиаде | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...