Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс
статья (3 класс)

Брылёва Елена Карповна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевое творчество" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

Рекомендовано к утверждению на заседании                                            УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета МБОУ ТСОШ №1                                        Директор МБОУ ТСОШ №1

       Протокол №1 от 27.08.2021 г.                                                      ______________А.С. Малов

   Председатель педагогического совета                                      Приказ № 170 от 28.08.2021 года

        _______________А.С. Малов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

Направление: общекультурное

класс

Уровень общего образования: начальное общее образование

Количество часов: 34

Учитель: Брылёва Елена Карповна

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тарасовской СОШ №1 на 2021-2022 учебный год (утверждена приказом директора школы от 28.08.2021 г. № 170).

Постановления:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

Приказы:

-  Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Письма:

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Авторская программа программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н.,  с использованием   методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.

Место курса в плане внеурочной деятельности

        Всего 34 часа,  1 час в неделю.

Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Предметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
  • использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
  • отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому предмету.

Содержание программы

Курс «Речевое творчество» носит интегративный характер: включает в себя лингвистический материал, развитие речи и литературный материал.

Лингвистический материал: разучивание скороговорок, работа над загадками, работа над ребусами, составление тематических словариков, составление предложений, различные игры со словами, орфографические игры, лингвистические викторины, кроссворды, тематические рассказы педагога.

Литературоведческий материал: слушание, чтение, сочинение стихотворений, рассказов, сказок, сочинение чистоговорок, разгадывание кроссвордов, литературные игры, работа над смыслом пословиц, выполнение иллюстраций к составленным рассказам, сказкам.

Примерная структура занятия: формулирование темы, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, речевое творчество

( коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану, иллюстрирование).
Основные формы организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- дидактические игры;

- экскурсии;

- конкурсы;

- выставки.

Календарно-тематическое планирование

п/п

        Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Дата

 (по плану)

Дата (факт)

1

Сочинение на тему «Сентябрь холоден, да сыт»

1

Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего. Работают с загадками, ребусами, составляют словарик на тему « Осень», читают стихи об осени К. Бальмонта, составляют  рассказ об осени

02.09

2

Слово и образ, или поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника

1

 Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывать загадки, ребусы, работают над стихотворением Е. Трутневой «Грибы», составляют рассказ о грибах.

09.09

3

Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки

1

Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

Разгадывают загадки, участвуют в играх, работают над чистоговорками, работают над деформированным предложением и планом, пишут  мини-сочинение

16.09

4

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки

1

Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы, работают над деформированным текстом и предложением, сочиняют сказку и инсценируют её.

23.09

5

Сочинение считалки

1

Учатся слушать учителя и его объяснение, принимают участие в играх, сочиняют считалки, выполняют игровые упражнения.

30.03

6

Рисование диафильма по сказке К. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки

1

Учатся слушать учителя и его объяснения, выполняют эмоционально-речевую разминку, составляют словарик  по произведению К. Чуковского, чтение сказки

«Федорино горе» , обсуждение содержания сказки и оформление кадров диафильма.

07.10

7

Этика и этикет

1

Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил, работают  над текстом и деформированным предложением, разгадывают шарады, пишут сочинение- миниатюру

14.10

8

Честный и нечестный поступок

1

Учатся говорить и анализировать речь говорящего с использованием изученных правил, работают над скороговоркой и отгадывают загадки, пишут сочинение на предложенные темы

21.10

9

Текст, тема, основная мысль, опорные слова

1

 Анализируют отрывок из стихотворения К. Чуковского, повторяют типы текстов, составляют текст, выбирая тип самостоятельно.

28.10

10

Типы текста: повествование, описание, рассуждение

1

Учатся слушать учителя и его объяснения, анализировать речь говорящего, работают над стихотворением и анализируют его, знакомятся с понятиями « типы текста» и учатся определять, составляют текст.

11.11

11

Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со  словариком настроений. Сочинение

1

Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворение В. Юркиной «Слова» ,участвуют в играх, составляют предложения, пишут сочинение и по желанию выполняют иллюстрацию к сочинению.

18.11

12

Капризное настроение. Капризная девочка

1

Учатся использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Разгадывают загадки, ребусы,  принимают участие в играх, анализируют стихи

Э. Мошковской «Кислые стихи» и А. Барто « Девочка- ревушка», иллюстрируют стихотворение.

25.11

13

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Снег»

1

Учатся использовать  громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника, отгадывают загадку и сочиняют стихотворение с рифмой « пушинки- снежинки», рассматривают картины, на которых изображён снег, пишут сочинение на тему « Цветной снег».

02.12

14

Рисование диафильма (по сказке «про снежинку»). Пересказ сказки

1

Принимают участие в различных играх на языковом материале, составляют диафильм по сказке « Про снежинку».

09.12

15

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Моя снежинка»

1

Принимают участие в различных играх на языковом материале, отгадывают загадки и кроссворды, сочиняют стихотворение по данному началу и иллюстрируют его.

16.12

16

Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году

1

Обучать использовать несловесные средства общения – жестов, мимики, темпа, громкости в устных высказываниях, читают и анализируют стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», составляют словарик « семья Дедов Морозов», сочиняют поздравительное письмо.

23.12

17

Знакомство с жанром «Побасенка»

1

Выполняют речевую разминку, работают над текстом и выполняют грамматические задания, выявляют особенности побасенки, сочиняют и иллюстрируют побасенку.

13.01

18

Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы

1

Принимают участие в играх, читают наизусть стихотворение С. Маршака « Кошкин дом», работают с пословицами, сочиняют небылицу.

20.01

19

Что я знаю о слове «ручка»

1

Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение  А. Шибаева « Путаница», отгадывают загадки, работают над фразеологизмами и пословицами, пишут сочинение о ручке.

27.01

20

Сочинение по пословице «Поспешишь – людей насмешишь»

1

Учатся быть хорошими слушателями, анализируют пословицы, участвуют в игре «Собери пословицу»,  и учатся инсценировать  пословицы, пишут сочинение – миниатюру по пословице.

03.02

21

Знакомство с жанром «Потешка»

1

Принимают участие в различных играх на языковом материале. Выразительно читают потешку.

10.02

22

Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, птичку, тигра…»

1

Учатся использовать словесные и несловесные средства  общения.  Слушают и анализируют стихотворение В. Жуковского, работают с текстом В. Кашо «Под водой». Пишут и иллюстрируют сочинение по предложенному плану.

17.02

23

Составление орфографического словарика

1

Учатся правильно общаться со сверстниками, учителем. Выполняют эмоционально-речевую разминку, слушают и анализируют стихотворения А. Милна, С. Михалкова, слушают  рассказ «Трудное слово», участвуют в играх, составляют предложения по лексической теме словарика.

24.02

24

Сочинение и рисование на тему «Моя мама»

1

Учатся слушать и правильно говорить. Анализируют стихотворение  И. Мазнина, выполняют речевую разминку. Пишут сочинение о маме и рисуют её.

03.03

25

Текст. Поздравление к празднику 8 Марта

1

Учатся использовать словесные и несловесные средства  общения.  Прослушивают стихотворения Л. Квитко

«Бабушкины руки» Н. Саксонской «Разговор о маме». Принимают участие в различных играх на языковом материале. Выполняют коллективную творческую работу_ оформляют поздравления для мам.

10.03

26

Настроение и его оттенки. Веселое и грустное настроение. Хвастливое и ворчливое настроение

1

Учатся использовать громкость, темп устной речи, соблюдать правила собеседника. Разгадывают загадки, ребусы, принимают участие в различных  играх на языковом материале.

17.03

27

Слова-друзья и слова-враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов

1

Принимают участие в различных  играх на языковом материале, знакомятся со словариком антонимов и синонимов, принимают участие в инсценировании и драматизации.

24.03

28

Сочинение скороговорки

1

Принимают участие в различных играх на языковом материале. Составляют словарик скороговорок на каждую букву алфавита. Сочиняют и иллюстрируют скороговорку.

07.04

29

Сочинение бытовой сказки

1

Учатся использовать в речи средства несловесного общения:
жесты, мимику, темп, громкость в устной форме.
Участвуют в игре «Аукцион сказок» , слушают и анализируют  отрывок из стихотворения «Сказки гуляют по лесу», составляют словарик на тему « Сказка», сочиняют сказку или фрагмент сказки.

14.04

30

Мое любимое дерево

1

Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над  пословицами, загадками, принимают участие в играх «Грамматическая арифметика», «Разгадай по описанию», прослушивание и анализ стихотворений , составление словарика на тему « Деревья», составление рассказа на тему « Моё любимое дерево».

21.04

31

Сочинение сказки о животных

1

Выполняют тест «Отгадай сказочного героя».  Работают над стихотворением В. Орлова  « Ворона», чистоговорками, пословицами, загадками, сочиняют сказку.

28.04

32

Тигр и лев. Сравнительное описание

1

Учатся замечать недочёты в речи говорящего. Работают над  чистоговорками, разгадывают ребусы, сочиняют чистоговорки, принимают участие в играх «Подбери пару», «Бесконечное предложение», «Весёлый наборщик», « Из одного слова» . Составляют рассказ на тему « Тигр и лев».

05.05

33

Сочинение на тему «Воробей и синица»

1

Развивают навыки общения, работают  над скороговорками и пословицами, учатся исправлять речевые ошибки, чтение стихотворений  и прослушивание рассказа о синице и воробье. Составление рассказа о воробье и синице, иллюстрирование.

12.05

34

Олимпиада

1

Принимают участие в олимпиаде

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...