Конструкт урока русского языка на тему: "Речь устная и письменная"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Еганова Дарья Евгеньевна

Данный документ содержит ход урока русского языка в первом классе на тему: "Речь устная и письменная", который может быть использован в качестве методического материала в конструировании урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Конструкт пробного урока русского языка

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 36 «А» группы специальности

44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» 

Егановой Дарьи Евгеньевны

Дата: 5.04.2017

ОУ: МБОУ СОШ №20

Класс: 1 «А»

УМК: Гармония

Учитель: Борозденкова Елена Васильевна                                                                        

Методист: Борозденкова Елена Васильевна                                                                        Подпись________________

Тема:  «Речь устная и письменная»

Планируемый результат:

Личностный: проявляют интерес к изучению русского языка, уважительно относятся к языку и себе как его носителю, внимательны к качеству своей устной и письменной речи, демонстрируют самостоятельность, терпимость, навыки самостоятельной работы; испытывают чувство коллективизма; личностные УУД: самоопределение; смыслообразование.

Метапредметный: демонстрируют Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция  Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Предметный: умеют делить текст на предложения в соответствии с основными правилами письменного оформления.

Цель: развитие устной и письменной речи через привлечение внимания обучающихся к специфике используемых языковых средств и через работу над основными правилами письменного оформления речи.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважительно относятся к языку и себе как его носителю, внимательны к качеству своей устной и письменной речи, демонстрируют самостоятельность, терпимость, навыки самостоятельной работы; испытывают чувство коллективизма; личностные УУД: самоопределение; смыслообразование.

Развивающая: развивать Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция  Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Образовательная: учить делить текст на предложения в соответствии с основными правилами письменного оформления.

Принципы воспитания:

  • Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • Воспитание через взаимодействие;
  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

Принципы обучения: 

  • Принцип наглядности
  • Принцип доступности
  • Принцип деятельности

Методы воспитания:

  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 
  • Упражнение
  • Педагогическое требование
  • Методы стимулирования
  • Поощрение
  • Создание ситуаций успеха

Методы обучения: 

  • По источнику получения знаний 
  • Словесные
  • Работа с книгой
  • Беседа
  • Наглядные
  • Демонстрация
  • Практические
  • Упражнения
  • По уровню включения в продуктивную деятельность 
  • Репродуктивные
  • Частично-поисковые
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • Методы эмоционального стимулирования
  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение
  • Порицание
  • Методы развития познавательного интереса
  • Формирование готовности к восприятию
  • Методы формирования ответственности и обязательности
  • Формирование понимания личностной значимости
  • Предъявление педагогических  требований
  • Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта
  • Освоение элементарных норм ведения разговора
  • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных  качеств  детей 
  • Творческое задание

Методы развития речи:

  • Имитационные методы 
  • Анализ образцов текста
  • Коммуникативные методы 
  • Виды деятельности, которые вызывают потребность высказываний
  • Методы конструирования текста 
  • Упражнения на основе теории текста; словарная работа

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Тип урока:  Урок актуализации знаний и умений

Структура урока актуализации знаний и умений

1)Организационный этап

2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3)Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

4)Применение знаний и умений в новой ситуации.

5)Обобщение и систематизация знаний.

7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8)Рефлексия. Подведение итогов.

Список информационных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ―36 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN  978-5-09-022138-2.
  3. Методические рекомендации к учебнику 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы) М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – С.: Ассоциация 21век, 2017.
  4. Русский язык 1 класс. Поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко 2-е полугодие
  5. Учебник УМК Гармония «Русский язык» 1 класс М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Макет доски

Ход урока

Этапы деятельности

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1.Организационный этап

Задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку, дисциплину, общий настрой обучающихся на работу во время всего урока.

Формирование готовности к восприятию

-Добрый день, ребята! Меня зовут Дарья Евгеньевна, и урок русского языка проведу у вас я. Проверим, всё ли у вас лежит на парте: дневник, учебник, пенал, рабочая тетрадь, ТПО.

Взаимное приветствие.

Присаживаются на свои места. Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: 

смыслообразование

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Задача: 

Обеспечить мотивацию учения школьников. Обеспечивать включению обучающихся в совместную деятельность по определению цели учебного занятия, способов её достижения.

-Для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Если вы ответите верно на все вопросы, то в выделенной рамочке у вас появится ключевое слово.

1)Дом скворцов. (Скворечник)

2)Время года после зимы. (Весна)

3)Весной на деревьях набухают … (Почки)

4)Время суток, в течении которого все люди спят. (Ночь)

Молодцы! Какое слово получилось? (Речь).

 

3.Актуализация опорных знаний

Задача: Актуализировать знания и личностный опыт обучающихся.

Ребята, а что вы знаете о рече? (Речь - это то, что мы говорим, слышим, читаем и пишем). А какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная). Что такое устная речь? (Устная речь – это звуки, которые мы слышим и то, что мы говорим). Что такое письменная речь? (Письменная речь – то, что мы читаем и пишем). Молодцы, какие!

А теперь, давайте вспомним, что мы ещё не сказали о рече.

Первый вариант, поднимите руку. Вы откроете учебник на странице 35, найдёте упражнение 49. А все оставшиеся, второй вариант, откроют учебник  на странице 8.

Нам предлагают,  в упражнении 49 закончить предложения словами, которые называют действия людей.

Посмотрите на изображения на странице 8. Назовём, что делают ребята? (Разговаривают, ученики слушают, школьники читают, девочка пишет)

Кто из нарисованных картинках людей пользуется устной речью? (Ученики слушают – учитель говорит….)

АНТОН

Ребята, нам Антон с вами задаёт вопрос. Лиза, прочти, какой вопрос нам задаёт Антон? (Писать – письменная, а говорить – говорильная речь. Почему такую речь называют устной?)

Переверните страницу 8 учебника. Уста, значит устная. В старину «уста» называли губы.

Ребята! Мы сейчас с вами вспомнили, что речь бывает устная и письменная, для чего они нужны и как мы ими пользуемся.

Мы выражаем мысль с помощью предложений. В устной речи предложения определяются друг от друга в конце остановками, паузами. В письменной речи мы отмечаем начало предложения большой буквой, конец точкой или восклицательным и вопросительным знаком.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Ребята! Для вас это новая информация? (Нет)

Значит, сегодня на уроке, мы с вами должны что-то новое узнать. А для того чтобы понять, как мы будем работать, выполним упражнение 51.

… Прочитай текст. Что необычного в этой записи? (). Ребята, что такое предложение? (Законченная мысль) ЧИТАЮТ. О чем мы сейчас прочитали?(О писателе Гайдаре и что у него интересные книги). О чём ещё мы узнали? (Мы узнали о том, что в одной из книг речь о двух мальчиках и, что их звали Чук и Гек). Раз у нас 3 мысли, значит в тексте 3 предложения. Значит в тексте мы должны поставить точки.

Возьмите простые карандаши. Попробуйте найти границу первого предложения. (У писателя Аркадия Гайдара очень интересные книги). Ставьте карандашом точку.

Ребята! А раз мы поставили точку, то следующее предложение мы как будем по правилу писать? (С заглавной буквы).

ТАКЖЕ С ОСТАЛЬНЫМИ ПРЕДЛОЖ. ПРОГОВОРИТЬ

Прочитайте, что у вас получилось. (… читает)

Обобщение и систематизация знаний.

А теперь, назовите имена собственные.

Ребята! А, что такое собственные имена, я не помню? (…)

Спиши все предложения, показывая начало и конец каждого. А, как мы будем выполнять это задание? (Вставляя знаки препинания).

Физминутка

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

10 минут

А теперь! Откройте тетради, напишите упражнение 51. Перепишите весь этот текст.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ребята! Запишем домашнее задание. Откройте дневники. С.38(правило)

Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята! У нас урок уже заканчивается, но перед этим бы хотела у вас спросить: А чем мы с вами сегодня на уроке-то занимались? Что-то я забыла.

Хорошо! Молодцы! Спасибо за урок! До-свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Конспект урока по русскому языку на тему "Речь устная и письменная."

Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: Речь устная и письменная.Тип урока: урок усвоения новых знанийЦель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о я...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Речь устная и письменная"

Тренажёр - презентация предназначен для учащихся первого класса. Красочно оформлен, содержит теоретический и практический материал....

Урок русского языка на тему; Речь устная и письменная

Тема «Речь устная и письменная»Задачи урока:развитие каллиграфических умений записи буквосочетаний и слов;мотивировать учащихся к изучению русского языка;повторить сведения о формах речи (...