Звуки и буквы
материал по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку русского языка 1 класс, УМК "Перспектива" на тему: "Звуки и буквы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему "Звуки и буквы" 1 класс | 35.9 КБ |
Презентация к уроку "Звуки и буквы" 1 класс | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки и буквы» 1 класс
Выполнила работу: учитель начальных классов
Муксимова Ольга Эдуардовна МБОУ «СОШ №9» г. Энгельс
Цели:
1.Научить учащихся давать характеристику звуку и правильно обозначать его на письме буквой, соотносить количество слогов и гласных звуков, правильно произносить слова;
2. Формировать умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;
3.Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;
4. Расширить представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Повторяем за мной
Мы сильные, мы смелые.
Мы умные, умелые.
Мы справимся, сумеем
и все преодолеем.
«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
«Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
1. Чистописание
Открываем рабочие тетради, запишем буквенный диктант. Записывайте только первые звуки из слов: город, автобус, люди, едут, асфальт, новый, светлый, день, начинается, утро, алое, заря, ясная.
- Составьте предложение с одним из слов.
ГАЛЕАНСДНУАЗЯ
Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.
- Молча прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока. (Гласные). Те, кто определил - встаньте пожалуйста.
- Назовите мне антоним к слову гласные.
Какова тема нашего урока?- Подумайте, чего мы будем ожидать от урока? (Сегодня мы будем повторять гласные и согласные звуки и буквы).
-Возьмите карточки. Прочитайте эти буквы.
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, И, Ь.
- Найдите лишние, обведите их, обоснуйте своё мнение. (Ь- не обозначает звука.)(М- обозначает согласный звук.)
- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
- Запишите все гласные буквы в ряд с заглавной буквы. Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?
Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы с вами использовали разные виды речи.
Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? ( Устную)
А когда записывали словарные слова? ( Письменную)
Назовите наименьшую единицу устной речи? ( звук)
а наименьшая единица письменной речи? (буква)
Речь |
Устная | Письменная | |
Звук | Буква |
Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?
( Звуки, буквы.) Как проверить?
Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;
- правильно, грамотно и красиво писать;
IV. Работа по теме урока.
-Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
Какие звуки природы можно услышать весной? ( звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы,…)
- Что такое буква? ( обозначение звука на письме)
- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!
Выполните звуковой анализ слов.
Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.
Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.
Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.
Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным:
ь- звука не обозначает, буква я - дала нам 2 звука.
Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.
Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?
Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.
Физминутка.
Покажите левой рукой букву а
Правой букву о
Левым локтем букву у
Правым локтем букву ы
Левой ногой букву э
Правой ногой букву и
Левым коленом букву ю
Правым коленом букву
Носом пишем букву я
Двумя руками сколько букв в русском алфавите
А плечами - сколько гласных букв
Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.
- Произнесите первые слова( шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова? ( одной буквой ф).
Одинаково ли значение этих слов? ( Шарф – одежда, шар – игрушка)
Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)
Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод.
Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)
При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на - У)
Почему Аня не поняла Ваню? ( Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).
Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (произносить слова; выражать мысли свои нужно четко ,понятно)
Запишите эту пословицу.
V. Рефлексия. Проверочная работа ( Работа в группах).
Выбери правильный ответ:
пишем произносим
1. Звуки мы слышим и пишем
видим видим
слышим слышим
Буквы мы пишем и произносим
произносим видим
2. Найди слова, в которых буква не обозначает звука:
канат угольки банька банка лошадь
3. В каком слове 3 звука:
мама дождь конь яма
4. Укажи слова, в которых есть звук [О]
тень ёлка папа март лось ток
VI. Итог урока.
Ребята, справились мы с задачами которые ставили в начале урока?
Чему вы научились на уроке?
Возникли ли трудности? Что не получилось?
Что вам было интересно?
Муксимова Ольга Эдуардовна МБОУ «СОШ №9» г.Энгельс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медведь –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...