"Изменение глаголов прошедшего времени по родам", УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок "открытия" новых знаний, урок - исследования. На данном уроке решались самые разнообразные методические задачи постановочного, разъяснительного, инструктивного, проблемного, поискового характера. На уроке использовались ИКТ технологии, урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytiya.doc | 92 КБ |
polnaya_versiya.ppt | 756 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: 1) сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени; 2) сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени; 3) сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени.
Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для этапа рефлексии, алгоритм каждому ученику.
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
- правильно писать окончания глаголов прошедшего времени
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
- использует знако-символические средства при выделении суффикса;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мы рада всех вас видеть! У нас сегодня гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь всем, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.
Оцените, какое у вас сейчас настроение?
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.
Артикуляционная гимнастика
- дыхательная
- Гласные А,О,У,И (с дыханием)
Чистописание:
одр (род)
- кто может прочитать слово?
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (Части речи).
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
(Слайд) 3
Блиц – опрос
Глагол – это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое
- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).
Слайд 4
Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)
Организация учебного процесса
Слайд 5
2. Словарная работа: б.реза, сев.р, [й, аблака].
Слайд 6 .
Проверка
- Прочитайте, Что общего в словах? (Это существительные).
- Чем отличаются эти существительные? (Они разного рода).
- Можно ли изменить род имен существительных? (Нет).
- Покажите карточками род имен существительных: север, береза, яблоко.
3. Орфографическая подготовка и запись слов
Запишите слова с комментированием в столбик: набежал, бегут, подлетит.
- Что общего в словах? (Это глаголы).
- Чем отличаются данные глаголы? (В разных временах.)
- Можно ли глаголы изменять по временам? (Да.)
Слайд 7-
Запрограммируйте время записанных глаголов:
1 – б. вр.,
2 – пр. вр.
3 – н. вр.,
Слайд 8
Скажите, какое получилось число. (231). (ск. дес, сот, ед)
- Что вы повторили? (глаголы изменяются по временам.)
Мы ещё не все знаем о глаголах?
4. Выполнение пробного действия на индивидуальных листах.
С какой целью вы будете выполнять пробное задание на индивид. листах?
(что – то узнать)
2 уровня
1 уровень
(Настя и Камилла)
Допишите к слову солнце слово, обозначенное данными звуками: [с’и й’а л а].
2 уровень (на листочке записать словосочетание) на листочке
Денис Солнце сиял_.
- Поднимите листы. Что замечаете? (Слово написано по-разному.)
- Почему один и тот же глагол написали по-разному?
(Мы пока не можем объяснить причину этого явления).
Выявление места и причины затруднения.
Организация учебного процесса
- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи.)
- Какое задание выполняли? (Дописывали глагол к данному существительному.)
- Где возникло затруднение? (В записи окончания глагола.)
- В какой грамматической форме стоит глагол сияло? (Глагол прошедшего времени, единственного числа.)
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как писать окончание.)
Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?
(- о глаголах прошедшего времени)
Слайд 9
Да, мы будем говорить о глаголы прошедшего времени, ед.ч, мн.ч
Физминутка
Условие игры:
Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.
Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.
- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)
- А чем, еще ? Посмотрите на доску
Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе
Сегодня мы будем вспоминать прошлое. Много лет прошло с тех пор, как закончилась ВОВ. Мы вспомним события прошлых лет
слайд 10
- Прочитайте предложения.
в 1941 году враг напал… на нашу страну.
В 1941 году Германия напал…. на нашу страну.
В 1941 году фашистское войско напал… на нашу страну.
Согласны ли вы с таким написанием? Почему?
Проблемный диалог.
- Чего не хватает? (Окончаний)
- Определите число и время глаголов.
- Давайте попробуем назвать окончания глаголов.
- Почему глаголы употреблены в одном времени, числе, а имеют разные окончания?
- Мы можем ответить на вопрос сразу же?
- Нет
- Как вы думаете, почему?
- Ваше мнение .
Значит наша цель урока?
Узнать, почему глаголы в прошедшем времени и ед. числе, а имеют разные окончания.
Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени ед. числа по родам
- Необходимо понаблюдать, как изменяются глаголы прошедшего времени в ЕД.Ч. МН.Ч
- Нам надо провести исследование.
- Заполнить таблицу
V. Исследование
Заполни таблицу. Поставить глагол в неопределенную форму (напасть)
Глагол (Н.Ф.) | прошедшее время | |||
М.Р ед.ч | Ж.Р ед.ч | СР.Р ед.ч | МН.Ч | |
шЁл | шла | шло | шли | |
напасть | напал | напала | напало | |
загрохотать | ||||
застонать | ||||
замахать |
- Записать глагол в таблицу (напал, напала, напало)
- В какой части слова разные буквы? (В окончании).
Поставить ударение в глаголах.
- Окончание в слабой или сильной позиции? (В слабой – оно безударное.)
У глаголов какого времени меняется окончание? (У глаголов прошедшего времени.)
Что значит изменить окончание? (изменить форму слова)
- Почему форма меняется? (Имена существительные разного рода.)
- Может ли глагол изменяться по родам? (Да, но только в прошедшем времени.)
правило стр. 122
Слайд 10
Запишите предложения, применив полученные знания
в 1941 году враг напал на нашу страну.
В 1941 году Германия напала на нашу страну.
В 1941 году фашистское войско напало на нашу страну.
Проверка написания слайд 11
- подчеркните грамматическую основу
- Назовите существительные. В каком числе они употреблены.
- Определите род существительных.
- Назовите глаголы.
- Определите время глагола, число (Поставить вопрос)
- Определите род глагола.
- Как вы определили род? ( по существительному)
- Что общее в глаголах вы заметили? (суффикс Л всегда у глаголов прошедшего времени)
От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе?
правило с.121
Если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного?
Давайте понаблюдаем, изменяются ли по родам глагола во мн. числе?
упр № 217
- Найдите, глагол мн. числа.
- ДУМАЛИ
( Какие окончания у глаголов прошедшего времени мн.ч)
Если глагол во МН.Ч. и используется без существительного, можно определить его род? (Нет.)
Что из этого следует? ( По родам изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.)
От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе?
правило с.121
(Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан.)
правило с.122
Вывод: предположение подтвердилось (работа со схемой)
ДОСКА и Индивидуальные таблицы
М. Р Ж .Р. Л + СР,Р. МН.Ч. |
Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему).
Будет ли отличаться безударная позиция окончания от ударной? (Нет.)
Какие выводы вы сделали?
В результате наблюдений за изменением глаголов, я знаю, как пишутся окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., ед.ч, мн.ч.
У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л
Физкультминутка.
Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени
1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определите число и род этого существительного.
3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.
- Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на листках СОЛНЦЕ СЧИЯЛО
(Комментарий с использованием схемы, на доске графический комментарий).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение применять изученное правило.
Игра
- «Вставить окончание глагола»
- У кого ошибок нет? Молодцы!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
- А теперь вы можете поработать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха!
Слайд I уровень.
Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал.
II уровень.
Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал, дерево полыхал, птицы замолчал.; определите их род.
III уровень.
Измените глагол гореть по родам.
- Проведите самопроверку по эталонам.
I уровень: тлела – ж.р., разгоралось – ср.р., кричали – мн.ч., полыхал – м. р.;
II уровень: роща догорала – ж.р., дерево полыхало – ср.р., пенёк тлел – м.р., птицы замолчали – мн.ч.;
III уровень: горел – м.р., горела – ж.р., горело – ср.р.
Сдать работы
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой).
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».
- У кого ошибок нет? Молодцы!
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса
1. - Что нового узнали про глагол?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени).
- Достигли мы цели? (Да).
- Как пишутся такие слова? (Ученики рассказывают правило).
- Оцените свою деятельность.
- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
Лист самооценки
Оцени сегодняшний урок знаком «+» или « --»
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
2. Домашнее задание: № 219 или 220
Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени
1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определите число и род этого существительного.
3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.
Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени
1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определите число и род этого существительного.
3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.
Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени
1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определите число и род этого существительного.
3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок открытие новых знаний «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Блиц - опрос Глагол – это …. , отвечают на вопросы … Глаголы изменяются по …. Глагол обозначает … Глагол в настоящем времени обозначает... Глагол в настоя времени обозначает … Глагол в будущем времени обозначает …
Как узнавать новое? Поймем, что не знаем Самостоятельно узнаем Сделаем вывод
Словарная работа с-вер б-рёза [ Й АБЛАКА ]
Словарная работа сЕвер (м.р.) бЕрёза ( ж.р.) яблОкО (ср.р.)
Запрограммируйте время глаголов Н.В. - 1 Б.В - 2 П.В. - 3
231
ГЛАГОЛ прошедшего времени ЕД.Ч. МН.Ч.
Прочитай предложения В 1941 году враг напал.. на нашу страну. В 1941 году фашистская армия напал… на нашу страну. В 1941 году фашистское войско напал… на нашу страну.
Проверка В 1941 году враг напал на нашу страну. В 1941 году фашистская армия напал а на нашу страну . В 1941 году фашистское войско напал о на нашу страну.
Что узнали? Какие окончания у глаголов прошедшего времени?
Алгоритм Шаг 1 Найдите глагол Шаг 2 Определи число глагола Шаг 3 Определи род глагола по существительному, с которым связан глагол Шаг 4 Написать окончание глагола Шаг 5 Выделите в слове окончание Шаг 6 Проверить
Игра «Вставь окончание»
БЕРЕЗА РОСЛ__ А О
ДЕНИС РИСОВАЛ А О __
ОКНО УПАЛ_ О А
СОЛНЦЕ СИЯЛ__ А О
ПТИЧКИ ЗАПЕЛ ___ А И О
ДОЖДИК ПАДАЛ __ А О
ДЕРЕВО РОСЛ__ О А
Молодец!
Найди ошибку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....
Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой. Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...
Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
Школа 2100 ...
Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»
Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...