Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема: С.А.Есенин «Берёза»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина и его стихотворениях о березах
Планируемые результаты
предметные: научатся активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, авторское отношение к природе, формировать знания об как эпитете образном средстве языка;
личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по литературному чтению 3 класс 2 часть УМК «Начальная школа 21 века» , презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 3 | -Здравствуйте, ребята . -Как вы понимаете высказывание «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (1 слайд) -Так для чего нужны уроки чтения? -А только ли на уроках чтения мы пополняем наш багаж знаний? -Мы читаем потому что нам интересно узнавать, что-то новое. | Определять цели и пути их достижения. | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: речевая разминка Словес.: чтение вслух Слов.: чтение с интонированием | ≈ 7 | - Начнём урок с речевой разминки 1. Дыхательная гимнастика Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е. Вдох, на выдохе цифры по порядку, начиная с 1 до 10. 2.Работа со скороговоркой Белые бараны били в барабаны(2 слайд) - Прочитайте скороговорку вполголоса. -Давайте прочитаем хором, медленно. -Теперь хором, но побыстрее. -А теперь еще быстрее. -А сейчас, хором, но очень быстро. -А теперь прочитай быстро ты… (Спрашиваю нескольких учеников) Чтение четверостишия (загадка) (3 слайд) Это дерево — символ России, От него исходит нежный свет, Делится своей целебной силой, И роднее дерева нам нет. -Прочитайте вполголоса. -Прочитайте с разной интонацией (весело и грустно). -Вы догадались, что это за дерево? - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным, обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и прочувствовать всю красоту. | Выполнять дыхательную гимнастику Работать со скороговоркой Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы. Выбирать необходимую информацию. | П: дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
3. | Решение частных задач Практ.: чтение учителем стихотворения Нагляд.: анализ иллюстрации Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. . Нагляд.: анализ картин Словес.: беседа Физкульминутка. Словес.: чтение стихотворения учителем. Практич.: самостоятельная работа со стихотворением. Практич.: анализ стихотворения. Практич.: составление партитуры Практич.: выразительное чтение, Работа в паре | ≈ 25 | -Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Леопольдовича Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта: В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что – то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь – рассвет. Что – то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут : «Сергей Есенин»,- Всей России встают черты… -О творчестве какого поэта пойдет сегодня речь? -Верно. Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». -Посмотрите на портрет поэта. (4 слайд) Всмотритесь в это лицо. Чтобы по настоящему понять образы его стихотворений. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким человеком был Сергей Александрович Есенин? -Недаром фамилия у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений. -А сейчас ваш одноклассник немного расскажет, о жизни С. А. Есенина. С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных… В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степны песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. -А теперь, кое-что, вам расскажу я. -Первое же напечатанное стихотворение С. А. Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В том же журнале были напечатаны и другие его стихию Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них. С. А. Есенин – исконно русский поэт. Он воспевал в своих стихотворениях природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но за это время он смог достичь многого. - Что нового и интересного вы узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина? Выставка книг (5 слайд) -Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. - Прочтите названия этих книг. -О чем, по вашему мнению, эти книги? -Можно ли по иллюстрации понять, о чем эти книги? - Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рад, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно. -Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрации? (6 слайд) -Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа? -Во многих странах тоже есть деревья-символы. Во Франции – каштан, в Японии –сакура, дую – символ Германии, а вот у нас такое, изящное, ажурное дерево – береза. -Многие поэты писатели обращались к ее образу, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов. -Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с березой. Это истинно русское дерево. Ее часто называют женственными словами: матушка, красавица и т.д. -Ребята, кто из вас помнит, что такое эпитет? -А что такое метафора? -Что такое олицетворение? Эпитет – красочное определение. Метафора – переносное значение. Олицетворение – неживому приписываются свойства живого. (7 слайд) -Закройте глаза, прослушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы ее увидели. -Какой же предстала перед вами берёзка? -В какое же время года описано деревце в стихотворении? -Прочитайте про себя стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения. -Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? (8 слайд) Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей. -Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? -Какое настроение создало? -Какие цвета преобладают в этом стихотворении? Докажите текстом. -Почему именно эти цвета увидел поэт? -Можно ли сказать, что поэт оживляет природу? Найдите слова, которые это подтверждают. -Вспомните, как называется такой прием? -Какие еще приемы применил автор, чтобы показать красоту снежной природы? -Найдите в тексте. -Что дают эпитеты для вашего восприятия? -А есть ли здесь метафоры? Найдите в тексте. -Подумайте, какое настроение владело у автора, и должно быть у нас, когда мы будем читать то стихотворение? -Какие еще чувства у вас вызвало это стихотворение? -Какое настроение природы рисует автор? -Тогда подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный? Работа над выразительностью. -Для того, чтобы понять насколько глубоко написано это стихотворение, чему мы должны научиться? -Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это стихотворение, нужно отметить паузы, логические ударения и определить темп чтения. -Обратите с вами повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры (9 слайд) | - короткая пауза || - длительная пауза ̶̶̶̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ - слово, на которое падает логическое ударение -Проставьте карандашом в учебнике все условные обозначения. -А теперь отработайте выразительное чтение парами. Послушайте друг друга, и дайте советы друг другу. (Прошу нескольких учеников прочитать выразительно стихотворение) | Слушать учителя. Узнавать новую информацию Анализировать портрет Узнавать новую информацию. Делать вывод Читать названия книг Анализировать картины Строить грамматическое рассуждение Слушать учителя Объяснять лексическое значение слов. Отвечать на вопросы Строить грамматические рассуждения Искать в тексте эпитеты Отвечать на вопросы Выразительно читать Работать в паре | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: обобщают Развитие наглядно-образного мышления К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
4. | Итог урока. Рефлексия. Практич.: чтение стихотворения, выраразительное чтение
| ≈10 | Стихи о берёзе (хрестоматия 10 слайд) -Прочитайте оба стихотворения. Выберите понравившееся и подготовьте к выразительному чтению. (Прошу нескольких учеников прочитать выразительно понравившееся стихотворение) Работа в тетради на печатной основе. Стр. 43 №1, №2, №3, №4. -Давайте проверим, как вы выполнили задания -Что нового вы узнали о жизни С. А. Есенина? -С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке? -Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой? -я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С. А. Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи. -За что понравилось, вам это стихотворение? -В чем разочаровало вас это стихотворение? (11 слайд) Д.з. стр.71, стих «Берёза» наизусть, раб. тет.,стр 44 №5 | Читать выразительно Обобщать изученное. Контролировать правильность записи. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.
Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка ,,Сивка- б...
Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения "С.Козлов "Лисичка", 4 класс, ПНШ
Конспект урока чтения...