Конспект урока литературного чтения "С.Козлов "Лисичка", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: «Сергей Козлов «Лисичка».
Цели урока: познакомиться со сказкой «Лисичка».
Планируемые результаты
- предметные: уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.
- личностные: формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: хрестоматия (О.В.Малаховская, 4кл., 2 часть), презентация
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈1 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: ответы на вопросы. Словесн.: формулировка темы и цели урока. | ≈5 | - Ребята, какую сказку называют авторской? (это сказка, созданная автором) - Какие сказки вам знакомы? («Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка», Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие). - Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой. - Откройте хрестоматию на странице 53. - Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он? - Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты. - А теперь представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года. - Прочитайте название сказки. - Как вы думаете, о чём или о ком она? (например, о животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке) - Попробуйте определить тему и цель урока. | Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: чтение сказки. Словесн.: анализ сказки. Практич.: выборочное чтение. Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: чтение по ролям. Практич.: оценка. | ≈30 | - Теперь давайте прочитаем эту сказку по цепочке. - О чём же эта сказка? - Как вы думаете, почему своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»? Разве оно о лисичке? - Кто главный герой? (Ёжик и Медвежонок) - Ребята, тогда попробуйте придумать своё более подходящее название (например, «Ёжик и Медвежонок», «Жизнь зверят», «Ёжик и золотой гриб», «Друзья» «В волшебном лесу», «Чудесная история» и т.д) - Почему плакал Медвежонок? (его поразила красота) - А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста. - Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно? (остановить время) - Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось? - О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика? (завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!) - А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал? - А теперь найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору. - Что они увидели? (старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни) - Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? (автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается). - Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте (маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху) - Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб. Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку? (приём контраста) - О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб? - Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик. - «Поджав коленки, в сумерках сидел во мху». - Что значит «поджав коленки»? (Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?) - В сумерках – это когда? (когда темнеет) - Что можно сказать о Ёжике? (Ёжик – настоящий друг) - Как автор относится к грибку? (с уважением) - Какой фразой вы можете это подтвердить? («Маленький золотой гриб»). - Что вы можете сказать о лисичке? (лисичка - стойкая, выносливая, смелая) - В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид. - Почему же рассказ назван «Лисичка»? - А теперь, ребята, попробуем прочитать это произведение по ролям. - Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. - Покажите голосом настроение героев. - Давайте оценим чтение. | Читать сказку «Лисичка» по цепочке. Рассуждать и правильно формулировать свой ответ. Отвечать на вопросы. Анализировать сказку. Читать и анализировать отрывок из сказки. Отвечать на вопросы, рассуждать. Читать по ролям. Оценивать чтение одноклассников. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста; |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов, слово учителя. | ≈4 | - Какие чувства и эмоции у вас сегодня вызвало чтение этой сказки? - Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце пусть всегда живёт солнце! - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы, подводить итоги, слушать учителя. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...
Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....