Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Котельникова Галина Сергеевна

"Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sobstvennye.doc76 КБ
Office presentation icon imena.ppt113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 41 гр.

Котельникова Галина

Проверила:  

  Сюсина Т.А._______

Отметка:_____

Дата 20.02.17

Челябинск, 2017

Предмет: Русский язык

Класс: 1 «г»

Тема урока:  "Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"

Цели урока: углубить представление детей о написании  заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Сформированность  навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях. Дети научаться видеть данную орфограмму, а также узнают  Родину сказочных героев данного урока.
  • Личностные:

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах. Презентация «Заглавная буква в словах».

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Сергеевна. Я у вас буду вести уроки. Садитесь, пожалуйста на свои места.

      - Ребята, покажите мне свое  настроение.  Я надеюсь, что вы сохраните такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям .

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Каллиграфическая минутка.

2 мин

Мм Мм Мм Мм Мм

Миша Мария Мурзик Мухтар

- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные буквы?

- Разделите слова на группы.

- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)

- Найдите слово, где согласные  все твердые. (Мухтар)

- Напишите красиво в строчку большую и маленькую букву м.

Актуализация знаний

Практический: выполнение теста Отгадайте загадки

3 мин

- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.

Выполнять тест

Проверять свои знания

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

- Определите тему урока, послушав стихотворение.

Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать большую букву в именах собственных).

Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

  • Летает, но не самолет,

С пропеллером, но не вертолет,

Сладкое любит, но не медведь,

Любит на люстре он посидеть. (Карлсон) Слайд  6.

  • Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 7.

  • Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 8.

  • Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин,

Он зовется …(Пятачок)  Слайд 9.

  • Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора) Слайд 10.

- Кто это такие? (Герои сказок)

- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:

 (Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.

- Почему  выбрали заглавные буквы?

- Вспомните правило правописания имен людей.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Имена и имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

(П,п)ятачок.

-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка животного)

Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А  Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё – два козла:

Сивка да Бурка!

-Почему стихотворение называется шуточным?

    - «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?

 Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.

собака             Мурка

курица            Буренка

корова            Сивка да Бурка

кошка             Жучка

жеребята        Хохлатка

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем   предложение о том, как  вас зовут. А какая у вас фамилия?

(Вспоминаем правила записи предложения)

- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.

Какой вывод можно сделать?

 Вывод:

Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте.

Работа в группах по картам.

- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.

- Прочитайте еще раз  и сделайте вывод, как они пишутся.

- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)

- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.

Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.

Самооценка.

Если ваша команда разобралась   и каждому все понятно, поставьте восклицательный знак,

если вы разобрались, но у вас есть вопросы поставьте плюс,

если вам многое непонятно поставьте  знак вопроса.

Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных и названиях стран.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

Сверьте с экраном правильно ли вы поставили букву.

Если вы правильно все поставили, поставьте восклицательный знак,

если у вас есть 1-2 ошибки поставьте плюс,

если вам у вас больше ошибок поставьте  знак вопроса.

Игра «Полубуковки».

Игра "Полубуковки"

- Какие буквы странные, совсем как иностранные.

- Расшифруйте название страны.

- В какой стране мы живем?

- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.

- Напишите название нашей  страны.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Что сегодня мы изучали?

Что такое имена собственные?

Закончи предложения:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мм Мм Мм Мм Мм Миша Мария Мурзик Мухтар

Слайд 3

м, з, п, Б, н, ф

Слайд 4

Стихотворение Е. Измайлова Буква обычная Выросла вдруг, Выросла выше Всех букв-подруг… Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста.

Слайд 5

Ставится буква У строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали Громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой – уважения знак.

Слайд 6

Тема: "Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы" Цели: -Узнать что такое имена собственные - Научиться писать большую букву в именах собственных

Слайд 7

(Н, н)езнайка (К,к)арлсон (З,з)олушка (Д,д)юймовочка (Ф,ф)едора

Слайд 8

Незнайка Карлсон Золушка Дюймовочка Федора

Слайд 9

Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё у них была Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка. А ещё – два козла: Сивка да Бурка!

Слайд 10

собака Мурка курица Буренка корова Сивка да Бурка кошка Жучка жеребята Хохлатка

Слайд 11

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии. Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

Слайд 12

Книгу про Незнайку сочинил писатель Носов, который жил в России. Карлсон – житель Швеции, а Пятачок-Англии. Историю про грязнулю Федору знают все дети России. Волшебная сказка про Золушку пришла к нам из Франции. В маленькой стране Дании жил великий сказочник Андерсен, который написал прекрасную сказку о девочке Дюймовочке.

Слайд 13

«Полубуковки»

Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал… я понял… мне было интересно… мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...