Конспект урока на тему:"Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему:"Род имен существительных" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiyrod_imen_sushch-nyh.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
3 класс
Тема: Род имен существительных.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определения рода имён существительных, формировать умение определять родовые окончания имён существительных.
Планируемые результаты
предметные: научатся определять род имен существительных, выделять родовые окончания, анализировать грамматические признаки имён существительных.
личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: Русский язык: 3 класс, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 25-26, карточки.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: Орфографическое чтение Практич.: каллиграфическое упражнение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 3 | Здравствуйте, меня зовут Евгения Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ножки вместе, Спинки ровно И к уроку всё готово! Итак, прежде чем записать число, давайте прочитаем орфографически: Откройте свои тетради запишите число. Двадцать шестое января. Классная работа. Минутка чистописания: -Аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво с красной строки запишите буквы, записанные на доске. - Составьте слово, которое называет один из признаков имен существительных(род). - С большой буквы запишите слово РОД 3 раза. | Читать орфографически Записывать каллиграфически | Р: принимают и сохраняют уч задачу целеполагание |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич: Упражнение с грамм. заданием Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | Прочитайте слова на слайде( мама, папа, бабушка, дедушка). -Что объединяет эти слова?( это сущ., нариц, одуш.) - Чем отличаются эти слова?( кол-во слогов и т.д; разные значения, одни называют лиц мужского пола, другие-женского) - Как вы определи род у этих слов? Есть слова, называющие лиц мужского пола и женского пола. - С одушевленными существительными легко определить пол, то ,как вы думаете можно определить род у неодушевленных существительных? Именно это мы узнаем сегодня на уроке. -Кто-то уже догадался как звучит тема урока? Тема урока: род имен существительных. -Ребята, предположите, какие цели мы должны достичь на уроке? Для этого посмотрите на опору и продолжите фразу(слайд).
| Определять цели и пути их достижения. Продолжить фразы | обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; |
3. | Решение частных задач Практич.: чтение задания к упражнению Практич.: письм. граммат.упр. Практич.: устное упражнение Словесный: ответы на вопросы Практич.: чтение и анализ правила Практический: Упражнение с грамм. заданием Практический: анализ правила Практический: Проверка по эталону | ≈ 25 Физминутка | Актуализация опорных знаний. Прочитайте слова. Запишите слова по группам в три столбика в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить: он, она или оно. Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение.(слайд) Он/мой она/моя оно/мое Сторож лестница колесо Хоккей удочка пение Рассказ повозка сочинение повесть м.р. ж.р. ср.р. Первый ряд читает слова из первого столбика, второй ряд – 2-ой столбик, третий ряд читают 3-й столбик слов. По какому принципу вы разделили слова? Как вы это определили? Какими словами подсказками можно воспользоваться? (он, мой она, моя). –Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду? (колесо, солнце, пение, сочинение) – Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?(мое) – Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя? Мужского рода – он, мой? - Посмотрите, как обозначают род на письме. (слайд) -Кто может сформулировать правило, как определить род имени существительного? - Сверим наш вывод, откройте учебник на стр.25 и прочитайте правило. - Совпадает? Правильно ли мы рассуждали? - Прочитайте из правила слова среднего рода. Докажите, что эти слова именно этого рода. - Приведите свои примеры слов женского рода, мужского и среднего. Изучение нового материала. -Откройте стр.26. - N, прочитай вслух задание к упражнению 40. -Поднимите руку у кого возникли ли вопросы по заданию? - Ребята, запишите в тетради упражнение 40. - Это упражнение выполняем у доски по одному слову каждый, ваша задача: записать слово и определить род существительного, выделить окончание у слова. Остальные в это время у себя в тетрадях с красной строки записывают слова, над ними укажите род, выделите окончание. Языковой материал: Слово Волна –она, моя, значит это существительное женского рода- окончание – а. -Каким способом мы определили род имени существительного?(по значению) гнездо(ср.р), тетя(ж.р), земля(ж.р), дядя(м.р), море(ср.р), стол(м.р),пальто(ср.р), дедушка( м.р), девочка(ж.р), солнце(ср.р), метель(ж.р), мальчик(м.р), платье(ср.р), диван(м.р). -Поднимите руку у кого были ошибки? - Назовите окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. 1. Мужской род: нулевое, -я,-а; 2.Женский род: -а, -я, нулевое; 3.Средний род: - е, -о. Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания. - Вспомните слова, которые мы рассмотрели в начале урока: Бабушка дедушка -Назовите окончания в этих словах. Они одинаковы, но эти слова разного рода. Ребята, каким еще способом мы можем определить род имени существительного? -Значит, можно ли судить только по одному признаку? -Прочитайте правило. Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род:”Оно - моё”. Это правило - моё! – Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Давайте это проверим. Сравните слова, что у них общего и чем они отличаются? Даны такие слова: Медведь – медведица Волк – волчица Заяц – зайчиха Голубь – голубка. ( один корень) – Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные) По родам существительные не изменяются. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода- это постоянный признак. Работа по карточкам: -Подбери к данным существительным синонимы, определи их род и запиши в тетрадь. Докажите каждый пример. Работа-труд Друг – товарищ Лошадь – конь - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, сравните с образцом на слайде. |
Классифицировать существительные
Строить грамматическое рассуждение. Работа у доски Проводить взаимоконтроль. в Узнавать новую информацию. Рассуждать и обосновать свой ответ Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных Анализировать правило определять корень слова, анализировать слова Работа по карточкам Подбирать синонимы и определять род Проверять работу. | П: извлекают необходимую информацию. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная).
| ≈10 | - Давайте рассмотрим такую ситуацию: На уроке Миша и Петя поспорили о том, какого рода слово МЕТЕЛЬ. Миша заявил, что слово метель мужского рода, т.к. имеет нулевое окончание, а Петя утверждал, что и существительные женского рода имеют такое окончание. Кто же из мальчиков прав? Каким же все-таки способом можно определить род этого слова? - Перечислите все способы определения рода имени существительного. - Давайте вспомним цели, которые мы ставили. Все ли цели мы достигли? -Понравился вам урок? -Что именно понравилось? -Какие трудности испытывали на уроке? | Определять род имен существительных. Обобщать изученное Анализировать свою деятельность | Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Род имен существительных".
конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс...
Конспект урока по теме "Род имен существительных " 3 класс УМК "Перспектива"
Цель урока: научить учащихся определять род у имён существительных. На уроке применяются разные виды работ....
Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...
Конспект урока на тему: "Признаки имени существительного" 4 класс
Проявлять положительное отношение и интерес к урокам русского языка; адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности....