Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch.gr_1_kl_cher._zv_i_gluh_sogl.docx | 289.37 КБ |
slovaaa.docx | 10.66 КБ |
obuch.gramote_1_kl.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
1 класс
Тема: « Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами»
Цели деятельности учителя: познакомить детей с парными согласными буквами «Б - П» и звуками [б] [п] и [б`] [п`]; дать первоначальное представление об орфограмме.
Планируемые результаты:
предметные: научатся различать парные согласные [б] [п] и [б`] [п`]; получат первоначальное представление об орфограмме парные звонкие и глухие согласные и способе ее проверки.
личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: Азбука, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 101 -103, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | t | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Актуализация знаний Практический: Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Практический: работа с текстом Практич.: чтение басни Словесный: формулировка определения басня | ≈ 3 | Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. -Ребята, вы дома прочитали рассказ «Библиотека» на стр 101, давайте проверим. ( к доске вызываются 2 ученика). -Оценим чтение: ( N прочитала с ошибками или без, громко или тихо, отделяла предложение друг от друга или нет). - Ребята, какие басни Крылова вы знаете? - У Ивана Андреевича Крылова очень, много басен, давайте некоторые из них посмотрим на слайде. ( Ворона и лисица, Лебедь, Рак и Щука, стрекоза и муравей, мартышка и очки, свинья под дубом.) ( на слайде картинки) - Хорошо, молодцы! -Кто хотел бы рассказать свою любимую басню. - Спасибо! - Я вам тоже хочу рассказать свою любимую басню. ( Лебедь, Рак и Щука ) - Ребята, что вы знаете, что такое басня? (если не смогут ответить, то дать определение на слайде) - Давайте посмотрим на слайд, и прочитаем определение. ( Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Басня всегда содержит урок – поучение.) - Чему учит эта басня? - Ребята посмотрите на букву «бэ» в слове «библиотеке» и скажите, что вы о ней знаете? ( обозначает 2 звука [б]- согл, тв, зв [б`]согл, мяг, зв) - Молодцы! вспомнили . - Сегодня мы познакомимся с секретом этой буквы. | Проверять готовность к уроку Оценивать правильность чтение текста Обнаруживать и исправлять ошибки Рассказывать свою басню Запоминать определение Характеризовать звук [б] и [б`] | Р: принимают и сохраняют уч задачу Уметь работать с учебной книгой: осуществлять поиск и выделения необходимой информации. Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока. Работа со слоговой таблицей Практический: работа таблицей Практич.: звуковой анализ Практический: Логическое упражнение Наглядный: Рассматривание слов на доске Практич.: чтение слов с новой буквой | ≈ 7 | - Итак, ребята, посмотрите на слайд. ( записаны слова куб[п], зуб[п], дуб[п]) - Прочитайте слова, какой последний звук вы слышите? ( звук [п], а пишется буква бэ) - Так вот, ребята, в русском языке есть слова, которые произносим и пишем по – разному. Буква бэ – одна из таких опасных букв. Позже вы познакомитесь с правилом письма этих слов. - Открываем азбуку на стр 102. - Ребята, давайте посмотрим, что мы здесь видим за табличку с вами? ( это таблица слогов с буквой б и п). - Эти буквы обозначают парные по звонкости глухости согласные звуки. -Давайте мы произнесем эти парные звуки и понаблюдаем . -Что общего в произношении? ( [б] [п] и [б`] [п`] ) - Одинаково ли работают органы речи? ( одинаково, губы смыкаются, и струя воздуха их размыкает). - А чем тогда отличаются? ( когда произносим звук [б] [б`] голос +шум, а когда мы произносим звуки [п] [п`] мы слышим только шум) -Давайте еще раз произнесем звуки. (буква бэ обозначает звуки [б] [б`], а буква пэ звуки [п] [п`]) - По горизонтали идут гласные ( и,е,а,о,у,ы) -Чего здесь не хватает? ( би есть, пи нет) - Давайте заполним вместе с вами таблицу. ( на слайде) - Ребята, прочитайте, пожалуйста , слоги с мягким согласным. ( би, пи, бе, пе) - Почему эти звуки мягкие б` и п`? ( потому что буквы и, е обозначают мягкость предшествующего согласного звука) - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, чем же особенны эти буквы бэ, и буква пэ? (эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки) - Давайте рассмотри ленту памяти на стр 103. Под буквой бэ у нас находится буква пэ. - Почему? (потому что они обозначают парные звонкие и глухие согласные) - И таких пар у нас в русском языке будет несколько, пока мы с вами познакомимся только со второй парой. - Читаем задание. - Ну а сейчас распределите слова на группы на стр 102 под таблицей, парами поработайте и подумайте, на какие группы можно разделить слова. ( можно разделить 4 группы: зебра- зебры, кобра- кобры, бобры, зубры.т.е разные животные.) А можно разделить на 2 группы т.е много предметов и 1 предмет ( зебра и кобра, зебры, кобры, бобры, зубры) - Хорошо, молодцы! | Отвечать на вопросы Распознавать в словах новые звуки. Читать слоги с изученной буквой Заполнять таблицу Читать слоги с мягким согласным Устанавливать сходство и различие в произнесении [б] - [п] и [б`]- [п`] Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Выделять слоги с мягким согласным Определять место новой буквы на «ленте букв» Работать в парах Делить на группы Отвечать на вопросы Читать слова | К:обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К:участвуют в учебном диалоге; |
3. | Решение частных задач Практический: чтение рассказа Словесный: ответы на вопросы Игровой: Игра. Кто больше придумает слов с выбранной буквой Практический.: Наблюдение над чередованием [б] [п] на конце слов и внутри слов при сочетании «звонкий + глухой согласный» Словесный: ответы на вопросы Практич.: звуковой анализ слов Наглядный: Рассмотрение иллюстрации Практический: чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Словесный: ответы на вопросы | ≈ 25 | - А теперь, ребята, посмотрите, что за животное изображено на картинке стр 102 ? ( котенок) -А что же он делает? ( он играет кубиками вместе с мальчиком) - Хорошо! - А теперь мы с вами прочитаем этот рассказ. – Полина, прочитай, пожалуйста, рассказ. - Составьте из кассы слово компот. - Проговорим слово компот. - А теперь измените его так, чтобы получилось слово кот. - Какие три буквы исчезли ? ( м,п,о) - А теперь, кто помнит, как зовут мальчика из нашего рассказа? ( Виталик) - А как зовут кота? ( Барсик) - Сколько же букв он откатил? ( три) - Молодцы! - Давайте с вами поиграем в игру. Кто больше придумает слов с выбранной буквой. - Итак, девочки называют слова на букву б, а мальчики на букву п. - Вот ребят, можно из кассы достать букву б и букву п. Кто составит, девочки вот ваше слово н-р барабан, а мальчики н-р палка, и т.д - Какие вы молодцы, много знаете слов! Физминутка - Но, а сейчас выполним задание на стр 103. Первые два столбика на доске, чтение вполголоса ( рыба - рыбка, лапа – лапка.) - Кто прочитает мне 1 столбик. - Произнесите 1 слово ры – ба. - Какой третий звук вы слышите? ( звук [б]) -Молодцы! - А в слове рыб-ка, какой звук слышите? ( звук [п] ) -Почему? А какая буква то стоит? ( буква бэ) - Что произошло? ( звук стал глухим рыпппка) - Получается звук [п] заменил звук [б], но буква осталась та же самая, буква у нас не меняется, меняется только звук, буква остается прежняя. - Итак, в каком слове можно сделать ошибку? -Где не совпадает звук и буква. (рыбка) -А какое слово подсказывает. (рыба) -Где совпадает звук и буква. - А давайте посмотрим 2 столбик. - Прочитайте 1 слово, ла – па, какой звук вы слышите? ( [п] ) - Прочитаем 2 слово, лап – ка, какой звук слышим [п]. В обоих словах звук и буква совпадают. -Так скажите, пожалуйста, какой же звук любит заменять звук [б]? ( звук [п], т.е звонкий согласный становится вдруг глухим согласным ) - А теперь откроем учебник и посмотрите, есть ли у нас еще такие слова ? ( есть, столб - столбы, серп - серпы ) - Давайте прочитаем 3 столбик. - В каком слове звук [п], опять пытается заменить букву бэ? ( в слове столппп) -А букву то, какую будем писать? ( букву бэ) - Почему? ( потому что у нас проверочное слово столбы, где звук [б] слышится отчетливо). - Давайте прочитаем 4 столбик.( серп – серпы) - В слове серп, буква у нас пэ, а звук [п], можно проверить проверочным словом серпы. - Мы после этого согласного ставим гласный, и у нас этот звук слышится уже отчетливо. - Если в словах есть парные согл. бэ и пэ, то в некоторых случаях нужно проверять их написание. - Итак ребята, давайте рассмотрим картинку на стр 103. - Как вы думаете, о чем этот рассказ? ( мальчик, собака, ворона, много букв, игрушки и т.д) - Ну а теперь давайте попробуем прочитать . Виталик и бобик . ( 1 раз читаю сама). - О чем этот рассказ? ( Виталик мал) - Скажите, пожалуйста, а вот о ком ничего здесь не говорилось ? ( о вороне) - На картинке она у нас есть, а в рассказе ее у нас нет. - Как зовут мальчика? ( Виталик) - Большой он, или маленький? ( маленький) -Докажите? ( Виталик мал) - Скажите, вот он маленький, а что он умеет уже делать? ( он знает буквы) - Скажите, во что он играл? ( в школу) - Почему? Найдите предложение.( 2-е пре-ние) - А как собака отнеслась к этой игре? ( собаке стало скучно, она зевнула и уползла к себе) -Хорошо, вы большие молодцы!! д/з дома прочитаете рассказ и придумайте вопросы по содержанию рассказа. ( если не успею разобрать на уроке) | выполнять действия в соответствии с заданием Отвечать на вопросы Находить нужные буквы Готовы заботиться о поддержании работоспособности на уроке. Различать парные по глухости – звонкости согласные звуки [б] [п] и [б`] [п`] в словах. Читать слово Анализировать звуковой состав слова Отвечать на вопросы Наблюдать над изменением слова Проверять слова Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст Определять главную мысль текста Работать с информацией Находить нужное предложение Записать домашнее задание | П:извлекают необходимую информацию. Уметь моделировать языковые единицы. П: умение понимать информацию в схематическом вид Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. |
4. | Итог урока. Рефлексия Словест.: ответы на вопросы | ≈10 | Вот и подходит к концу наш урок. - Назовите пожалуйста из ленты памяти на стр 103, только гласные буквы(а,о,у,ы,и,е), назовите пожалуйста гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного ( и, е), назовите буквы у которых есть пары по звонкости и глухости ( б - п, з –с). -Какие вы молодцы!!! Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат карандаши, если вам урок понравился и вам было легко работать, то поднимите зеленый, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите красный карандаш. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы! | Обобщать изученное Самостоятельно анализировать свою деятельность | Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Предварительный просмотр:
ры́ба
ры́бка
ла́па
ла́пка
[б] [б’]
[п] [п’]
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Парные звонкие и глухие согласные. Чтение текста "Енот" ПНШ
На уроке вводится понятие "парные согласные". Дети в ходе эксперимента, работы в парах узнают почему звонкий звук "превратился" в глухой....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Содержание I. Организационный момент II....
Конспект урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Цель урока: знакомство с особенностями написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.Задачи:Образовательные: - дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов...
Конспект урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные в корне".
Цели урока:1.Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов.2.Развивать орфографическую зоркость у детей.3.Формировать умение подбирать проверочное слов...
Конспект урока " Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова" 2 класс
Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Парные звонкие и глухие согласные звуки» разработан в соответствии с содержанием программы «Школа России», с использованием учебник...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...
Конспект урока «Повторение и закрепление. Звонкие и глухие согласные».
Конспект урока по русскому языку. (Конспект составлен по программе “Перспектива ”)...