Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.gr_1_kl_cher._zv_i_gluh_sogl.docx289.37 КБ
Файл slovaaa.docx10.66 КБ
PDF icon obuch.gramote_1_kl.pdf1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

1 класс

Тема: « Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами»

Цели деятельности учителя: познакомить детей с парными согласными буквами «Б - П» и звуками [б] [п] и [б`] [п`]; дать первоначальное представление об орфограмме.

Планируемые результаты:

предметные: научатся различать парные согласные [б] [п] и [б`] [п`]; получат первоначальное представление об орфограмме парные звонкие и глухие согласные и способе ее проверки.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: Азбука, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 101 -103, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

t

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

                УУД

1.

Мотивационный

Актуализация знаний

Практический:

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

 

Практический: работа с текстом

Практич.: чтение басни

Словесный: формулировка определения басня

≈ 3

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

-Ребята, вы дома прочитали рассказ «Библиотека»  на стр 101, давайте проверим.

       ( к доске вызываются 2 ученика).

-Оценим чтение:

( N прочитала с ошибками или без, громко или тихо, отделяла предложение друг от друга или нет).

- Ребята,  какие басни Крылова вы знаете?

- У Ивана Андреевича Крылова очень,  много басен, давайте некоторые из них посмотрим на слайде.

( Ворона и лисица, Лебедь, Рак и Щука, стрекоза и муравей, мартышка и очки, свинья под дубом.)

( на слайде картинки)

- Хорошо, молодцы!

-Кто хотел бы рассказать свою любимую басню.

- Спасибо!

-  Я вам тоже хочу рассказать свою любимую басню. ( Лебедь, Рак и Щука )

- Ребята, что вы знаете, что такое басня? (если не смогут ответить, то дать определение на слайде)

- Давайте посмотрим на слайд, и прочитаем определение.

( Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Басня всегда содержит урок – поучение.)

- Чему учит эта басня?

- Ребята посмотрите на букву «бэ»  в слове «библиотеке»  и скажите, что вы о ней знаете? ( обозначает 2 звука [б]- согл, тв, зв  [б`]согл, мяг, зв)

 - Молодцы! вспомнили .

- Сегодня мы познакомимся с секретом этой буквы.

Проверять готовность к уроку

Оценивать правильность чтение текста

Обнаруживать и исправлять ошибки

Рассказывать свою басню

Запоминать определение

Характеризовать звук [б] и [б`]

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Уметь работать с учебной книгой: осуществлять поиск и выделения необходимой информации.

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Работа со слоговой таблицей

Практический: работа таблицей

Практич.: звуковой анализ

Практический:

Логическое упражнение

Наглядный:

Рассматривание слов на доске

Практич.: чтение слов с новой буквой

≈ 7

- Итак, ребята, посмотрите на слайд.  

( записаны слова  куб[п], зуб[п], дуб[п])

- Прочитайте слова,  какой последний звук вы слышите? ( звук [п], а пишется буква бэ)

- Так вот, ребята, в русском языке есть слова, которые произносим и пишем по – разному.

Буква бэ – одна из таких опасных букв.

Позже вы познакомитесь с правилом письма этих слов.

- Открываем азбуку на стр 102.

https://pp.vk.me/c604323/v604323099/37148/gb_kaICvrgw.jpg

- Ребята, давайте посмотрим, что мы здесь видим за табличку с вами?

( это таблица слогов с буквой б и п).

- Эти буквы обозначают парные по звонкости глухости согласные звуки.

-Давайте мы произнесем эти парные звуки и понаблюдаем .

 -Что общего в произношении? ( [б] [п] и [б`] [п`] )

- Одинаково ли работают органы речи?

( одинаково, губы смыкаются,  и струя воздуха их размыкает).

- А чем тогда отличаются? ( когда произносим звук [б] [б`] голос +шум, а когда мы произносим звуки  [п] [п`] мы слышим только шум)

-Давайте еще раз произнесем звуки. (буква бэ обозначает звуки [б] [б`], а буква пэ звуки [п] [п`])

- По горизонтали идут гласные ( и,е,а,о,у,ы)

-Чего здесь не хватает? ( би есть, пи нет)

- Давайте заполним вместе с вами таблицу. ( на слайде)

- Ребята, прочитайте,  пожалуйста , слоги с мягким согласным. ( би, пи, бе, пе) 

- Почему эти звуки мягкие б` и п`? ( потому что буквы и, е обозначают мягкость предшествующего согласного звука)

- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, чем же  особенны эти буквы бэ, и буква пэ? (эти буквы обозначают парные звонкие и глухие  согласные звуки)

- Давайте рассмотри ленту памяти на стр 103.

Под буквой бэ у нас находится буква пэ.

- Почему? (потому что они обозначают парные звонкие и глухие согласные)

- И таких пар у нас в русском языке будет несколько, пока мы с вами познакомимся только со второй парой.

- Читаем задание.

- Ну а сейчас распределите слова на группы на стр 102 под таблицей, парами поработайте и подумайте, на какие группы можно разделить слова.

 ( можно разделить 4 группы:

зебра- зебры, кобра- кобры, бобры, зубры.т.е разные животные.) https://pp.vk.me/c604323/v604323099/37163/yiAr-ZdV-hQ.jpg

А можно разделить на 2 группы т.е много предметов и 1 предмет ( зебра и кобра, зебры, кобры, бобры, зубры)

- Хорошо, молодцы!

Отвечать на вопросы

Распознавать в словах новые звуки.

Читать слоги с изученной буквой

Заполнять таблицу

Читать слоги с мягким согласным

Устанавливать сходство и различие в произнесении

[б] - [п] и [б`]- [п`]

Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б.

Выделять слоги с мягким согласным

Определять место новой буквы на «ленте букв»

Работать в парах

Делить на группы

Отвечать  на вопросы

Читать слова

К:обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К:участвуют в учебном диалоге;

3.

Решение частных задач

Практический: чтение рассказа

Словесный: ответы на вопросы

Игровой:

Игра. Кто больше придумает слов с выбранной буквой

Практический.:

 Наблюдение над чередованием [б] [п] на конце слов и внутри слов при сочетании «звонкий + глухой согласный»

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: звуковой анализ  слов

Наглядный:

Рассмотрение иллюстрации

Практический: чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Словесный: ответы на вопросы

≈ 25

- А теперь, ребята, посмотрите, что за животное изображено на картинке стр 102 ?

( котенок)

-А что же он делает? ( он играет кубиками вместе  с мальчиком)

- Хорошо!

-  А теперь  мы с вами прочитаем этот рассказ. – Полина, прочитай,  пожалуйста, рассказ.

- Составьте из кассы  слово компот.

- Проговорим  слово компот.

- А теперь измените его так, чтобы получилось слово кот.

- Какие три буквы  исчезли ? ( м,п,о)

- А теперь, кто помнит,  как зовут мальчика из нашего рассказа? ( Виталик)

- А как зовут кота? ( Барсик)

- Сколько же букв  он откатил? ( три) 

- Молодцы!

- Давайте с вами поиграем в игру. Кто больше придумает слов с выбранной буквой.

- Итак, девочки называют слова на букву б, а мальчики на букву п.

- Вот ребят, можно из кассы достать букву  б и букву п. Кто составит, девочки вот ваше слово  н-р барабан, а мальчики н-р палка, и т.д

- Какие вы молодцы, много знаете слов!

Физминутка

- Но, а сейчас выполним задание на стр 103.

 Первые два столбика на доске, чтение вполголоса ( рыба - рыбка, лапа – лапка.)

- Кто прочитает мне 1 столбик.

- Произнесите 1 слово ры – ба.

- Какой третий звук вы слышите? ( звук [б])

-Молодцы!

- А в слове рыб-ка, какой  звук слышите? ( звук [п] )

-Почему?  А какая буква то стоит? ( буква бэ)

- Что произошло? ( звук стал глухим  рыпппка)

- Получается звук [п] заменил звук [б], но буква осталась та же самая, буква у нас не меняется, меняется только звук, буква остается прежняя.

- Итак, в каком слове можно сделать ошибку?

-Где не совпадает звук и буква. (рыбка)

-А какое слово подсказывает. (рыба)

-Где совпадает звук и буква.

- А давайте посмотрим 2 столбик.

- Прочитайте 1 слово, ла – па, какой звук вы слышите? ( [п] )

- Прочитаем 2 слово, лап – ка, какой звук слышим [п]. В обоих словах звук и буква совпадают.

-Так скажите, пожалуйста, какой же звук любит заменять звук [б]?  

( звук [п], т.е звонкий согласный становится вдруг глухим согласным )

- А теперь откроем учебник и посмотрите, есть ли у нас еще такие слова ? ( есть,

 столб - столбы, серп - серпы )

- Давайте прочитаем 3 столбик.

- В каком слове звук [п], опять пытается заменить букву бэ? (  в слове столппп)

-А букву то,  какую будем писать? ( букву бэ) 

- Почему? ( потому что у нас проверочное слово столбы, где звук [б] слышится отчетливо).

- Давайте прочитаем 4 столбик.( серп – серпы)

- В слове серп, буква у нас пэ, а звук [п], можно проверить проверочным словом серпы.

- Мы после этого согласного ставим гласный,  и у нас этот звук слышится уже отчетливо.

- Если в словах есть парные согл. бэ и пэ, то в некоторых случаях нужно проверять их написание.

- Итак ребята, давайте рассмотрим картинку на стр 103.

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

( мальчик, собака, ворона, много букв, игрушки и т.д)

- Ну а теперь давайте попробуем прочитать .

Виталик и бобик . ( 1 раз читаю сама).

- О чем этот рассказ? ( Виталик мал) 

- Скажите, пожалуйста, а вот о ком ничего здесь не говорилось ? ( о вороне) 

- На картинке она у нас есть, а в рассказе ее у нас нет.

- Как зовут мальчика? ( Виталик) 

- Большой он,  или маленький? ( маленький) 

-Докажите?  ( Виталик мал)

- Скажите, вот он маленький, а что он умеет уже делать? ( он знает буквы) 

- Скажите, во что он играл? ( в школу)

- Почему? Найдите предложение.( 2-е пре-ние)

- А как собака отнеслась к этой игре? ( собаке стало скучно, она зевнула и уползла к себе)

-Хорошо, вы большие молодцы!!

д/з  дома прочитаете рассказ и придумайте вопросы по содержанию рассказа. ( если не успею разобрать на уроке)

выполнять действия в соответствии с заданием

Отвечать  на вопросы

Находить нужные буквы

Готовы заботиться о поддержании работоспособности на уроке.

Различать парные по глухости – звонкости согласные звуки  [б] [п] и [б`] [п`] в словах.

Читать слово

Анализировать звуковой состав слова

Отвечать на вопросы

Наблюдать над изменением слова

Проверять слова

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст

Определять главную мысль текста

Работать с информацией

Находить нужное предложение

Записать домашнее задание

П:извлекают необходимую информацию.

Уметь моделировать языковые единицы.

П: умение понимать информацию в схематическом вид

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

4.

Итог урока. Рефлексия

Словест.: ответы на вопросы

≈10

Вот и подходит к концу наш урок.

- Назовите пожалуйста из ленты памяти на стр 103, только гласные буквы(а,о,у,ы,и,е), назовите пожалуйста гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного ( и, е), назовите буквы у которых есть пары по звонкости и глухости ( б - п, з –с).

-Какие вы молодцы!!!

 Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат карандаши, если вам урок понравился и вам было легко работать, то поднимите зеленый, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите красный карандаш. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Обобщать изученное

 Самостоятельно анализировать свою деятельность

Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

ры́ба

ры́бка

ла́па

ла́пка

[б] [б’]

[п] [п’]


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Парные звонкие и глухие согласные. Чтение текста "Енот" ПНШ

На уроке вводится понятие "парные согласные". Дети  в ходе эксперимента, работы в парах узнают почему звонкий звук "превратился" в глухой....

Конспект урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Цель урока: знакомство с особенностями написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.Задачи:Образовательные: - дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов...

Конспект урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные в корне".

Цели урока:1.Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов.2.Развивать орфографическую зоркость у детей.3.Формировать умение подбирать проверочное слов...

Конспект урока " Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова" 2 класс

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Парные звонкие и глухие согласные звуки» разработан в соответствии с содержанием программы «Школа России», с использованием учебник...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...

Конспект урока «Повторение и закрепление. Звонкие и глухие согласные».

Конспект урока по русскому языку. (Конспект составлен по программе “Перспектива ”)...