Потешкина С.Ю. Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы". Технология: мастерская "Слово"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: «Фразеологизмы»
Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов
Задачи: углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.
Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, картинки.
Тип урока: Открытие нового знания.
Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.
Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshkina_s.yu_._urok_russkogo_yazyka_3_klass.zip | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.
Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, картинки .
Мастерская «Слово» Тема: «Фразеологизмы»
Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов
Задачи:
- углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
- упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся научатся: раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)
Доброе утро, уважаемые гости! Мы пригласили Вас сегодня на мастерскую слова… русского слова!
Русский язык известен в мире своим богатством и красотой.
Созвучия слов не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Не всегда они понятны современному человеку, а ведь когда-то они не были фразеологизмами и люди их хорошо понимали! Время, сделало их загадочными…
Я предлагаю начать нашу работу с исследования.
Слайд 1.
На какие загадочные слова обратили внимание, и что они обозначают?
Слайд 2.
Попробуйте в выражении взять себя в руки заменить слова руки на ноги.
В выражении найти общий язык слово язык замените словом нос?
Не разлить водой (не разлить молоком, компотом).
Смешно?
Вы слышали такое выражение?
Можем ли мы в этих выражениях заменять слова?
Сделайте вывод, можем ли мы в этих выражениях заменять слова?
(Нельзя заменять слова)
Живут-поживают слова-детали, например, «на», «скорый», «дело», «возьмите». Ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент слова сливаются в неделимое сочетание, выражение – фразеологизм «скорый на дело». Смысл имеет только все выражение в целом.
Какой можно сделать вывод? (неделимы по смыслу)
Такие выражения называют УСТОЙЧИВЫЕ
Слайд 3.
Задайте к фразеологизму вопрос.
1. Мой брат работает не покладая рук.
2. Он скорый на дело.
3. Бабушка с внучки пылинки сдувала.
Каким членом предложения он является?
Слайд 4.
Сделайте вывод. (В предложении являются одним членом предложения)
Слайд 5.
Поведём итог наших наблюдений:
1.Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание
слов, которое можно заменить синонимом, одним словом.
2.В предложении фразеологизм является
одним членом предложения.
3.Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной,
выразительной и яркой!
- Как вы думаете, а кто придумал фразеологизмы?
Есть ли автор?
Слайд 7-14.
Слайд 15.
Физ.минутка.
Работа в группах.
Я предлагаю вам поработать в группах. Кто желает работать не в группе, а самостоятельно?
1. У каждого фразеологизма есть своя история рождения. Ребята, а как вы думаете, где можно прочитать эту историю? (знакомство с фразеологическими словарями)
Вы знаете, что апрель на Ямале считается вороньим месяцем. И именно ворон у нас на севере считают вестниками весны. В этот день 7 апреля коренные жители наряжаются в ворон, развешивают на деревьях бублики, чтобы задобрить птиц. О воронах складывались легенды. Местные жители утверждают, что раньше на севере жила белая ворона, но она провинилась и стала угольно-черной. .Возможно, фразеологизм как белая ворона появился в наших краях. Это мы и поручим проверить …
(Работа со словарём)
2. Есть ли желающие работать в паре. Я вам предлагаю поработать с научной статьёй. Ваша задача сформулировать определение фразеологизмам и отпечатать его. Помните определение должно быть кратким и доступным для восприятия.
Карточка 2.
Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить одним словом, синонимом. В фразеологизмах нельзя заменять слова и менять их местами.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.
В предложении фразеологизм является одной частью речи.
Если разбираться более подробно, то вопрос о том, что такое фразеологизмы, примеры будут объяснять как нельзя лучше. Их можно рассматривать с точки зрения возникновения данных выражений. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие определённого автора. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык из глубины веков, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа.
Слова, составляющие фразеологизм, все вместе значат совсем не то, что они значат по отдельности. Поэтому и вызывают улыбку.
Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой!
3. Фразеологизмы это своего рода загадки в русском языке, особенно для иностранцев. Перевести его смысл не каждому переводчику под силу. Я предлагаю вашей группе текст, для перевода с языка фразеологизмов на привычный нам язык.
Карточка 3.
Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, оглянуться не успел, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. В нескольких шагах от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, затаив дыхание, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, положа руку на сердце, я подумал, что парень мне морочит голову! Но потом поспешил протянуть руку помощи и стал ломать голову, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать у моря погоды, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику взять себя в руки и не вешать нос. А сам помчался на всех парусах искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.
Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, _______________, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. ___________________ от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, ______________________, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, ______________________, я подумал, что парень мне _____________________! Но потом поспешил ______________________________ и стал ____________________, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать ________________, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику ___________________ и не _______________. А сам ___________________ искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.
4. Следующая группа займется иллюстрированием фразеологизмов.
5. А вы, толкование этих фразеологизмов.
(Соотнести иллюстрацию с фразеологизмом, подобрать пояснение)
Помните, что работа ладиться там, где дружба и взаимопонимание!
(сигнальные карты!)
Проверка (док.камера)
- Художники-иллюстраторы - толкователи
- Работа со словарём
- Переводчики.
- Кто узнал отрывок из какого произведения зашифрован текст? Кто автор?
- Вывод (определение)
- Кто хочет дополнить вывод?
Рефлексия
Сегодня на уроке мы рассмотрели 64 фразеологизма! В словаре Александра Фёдорова их насчитывается более 12 000!
Как можно использовать получившийся материал?
(Собрать фразеологический словарь)
Эти мы с вами и займёмся на уроке технологии.
Предлагаю вам выбрать себе домашнее задание.
Красным цветом обозначено задание для тех, кто не боится свернуть горы!
Зелёным – для тех, кто хочет немного пошевелить мозгами!
Жёлтым – кто сегодня устал и хочет поработать спустя рукава!
Красная карточка: Вставь в текст фразеологизмы. Определи какой частью речи является каждый фразеологизм.
«Сегодня на уроке»
Заканчивается урок русского языка. На протяжении всего урока, мы старались не_______________________________и ________________________________. Ребята легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу. Чтобы не ______________________________________________________ , мы, __________________________________________________, слушали учителя.
А сейчас все ждут, когда закончится урок, чтобы оказаться от радости _____________________________________________!
Используйте фразеологизмы:
находить общий язык
держать ушки на макушке
на седьмом небе от счастья
протягивали руку помощи
упасть в грязь лицом
не считать ворон
затаив дыхание
Зелёная карточка Вставь в текст фразеологизмы.
«Сегодня на уроке»
Заканчивается урок русского языка. На протяжении всего урока, мы старались не_______________________________и ________________________________. Ребята легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу. Чтобы не ______________________________________________________ , мы, __________________________________________________, слушали учителя.
А сейчас все ждут, когда закончится урок, чтобы оказаться от радости _____________________________________________!
Используйте фразеологизмы:
находить общий язык
держать ушки на макушке
на седьмом небе от счастья
протягивали руку помощи
упасть в грязь лицом
не считать ворон
затаив дыхание
Жёлтая карточка Замени фразеологизмы одним словом:
находить общий язык
держать ушки на макушке
на седьмом небе от счастья
протягивали руку помощи
упасть в грязь лицом
не считать ворон
затаив дыхание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ....
Элементы игровой технологии на уроках русского языка (1 класс). Авторские сказки, Физкультминутка.
Используя мои авторские "Веселые истории о гласных и согласных звуках", а так же физкультминутку "Гласные буквы", материал уроков по темам "Гласные и согласные звуки" , а так же темы...
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» Тема урока: « Упражнение в написании слов с безударными гласными» Использование: технологии разноуровневое обучение , технологии самооценки.
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» ...
Урок русского языка с использованием обучающих структур технологии сотрудничества "Что мы знаем о предложении " 2 класс. Школа 2100
Открытый урок русского языка во 2 классе по программе образовательная система "Школа 2100" с использованием обучающих структур технологий сотрудничества....
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...
Урок русского языка 3 класс в исследовательской технологии
Урок русского языка по теме Единственное и множественное число имён прилагательных ...
- Мне нравится (1)