Потешкина С.Ю. Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы". Технология: мастерская "Слово"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Тема: «Фразеологизмы»

Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов

Задачи:          углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;

         упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.

Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, картинки.

Тип урока: Открытие нового знания.

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.

Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon poteshkina_s.yu_._urok_russkogo_yazyka_3_klass.zip1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный.

Оборудование: ИД Smart notebook, компьютеры, док.камера, карточки для работы в парах, задание для групповой работы, картинки .

Мастерская «Слово»                       Тема: «Фразеологизмы»

Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов

Задачи:

  • углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
  • упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся: раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные:   Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на  уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)

       Доброе утро, уважаемые гости! Мы пригласили Вас сегодня на мастерскую слова… русского слова!

     Русский язык известен в мире своим богатством и красотой.

Созвучия слов не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Не всегда они понятны современному человеку, а ведь когда-то они не были фразеологизмами и люди их хорошо понимали! Время, сделало их загадочными…

Я предлагаю начать нашу работу с исследования.

Слайд 1.

На какие загадочные слова обратили внимание, и что они обозначают?

Слайд 2.

      Попробуйте в выражении взять себя в руки заменить слова руки на ноги.

В выражении найти общий язык слово язык замените словом нос?

Не разлить водой (не разлить молоком, компотом).

 Смешно?

 Вы слышали такое выражение?

Можем ли мы в этих выражениях заменять слова?

Сделайте вывод, можем ли мы в этих выражениях заменять слова?

(Нельзя заменять слова)

       Живут-поживают слова-детали, например, «на», «скорый», «дело», «возьмите». Ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент слова сливаются в  неделимое сочетание, выражение – фразеологизм «скорый на дело».  Смысл имеет только все выражение в целом.

Какой можно сделать вывод? (неделимы по смыслу)

Такие выражения называют УСТОЙЧИВЫЕ

Слайд 3.

Задайте к фразеологизму вопрос.

1. Мой брат работает не покладая рук.

2. Он скорый на дело.

3. Бабушка с внучки пылинки сдувала.

Каким членом предложения он является?

Слайд 4.

Сделайте вывод. (В предложении являются одним членом предложения)

Слайд 5.

Поведём итог наших наблюдений:

      1.Фразеологизм – это устойчивое      неделимое  сочетание      

          слов, которое можно заменить синонимом, одним словом.

     2.В предложении фразеологизм является    

        одним членом предложения.

    3.Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной,      

        выразительной и  яркой!

- Как вы думаете, а кто придумал фразеологизмы?

Есть ли автор?

Слайд 7-14.

Слайд 15.

Физ.минутка.  

 Работа в группах.

  Я предлагаю вам поработать в группах. Кто желает работать не в группе, а самостоятельно?

1. У каждого фразеологизма есть своя история рождения. Ребята, а как вы думаете, где можно прочитать эту историю? (знакомство с фразеологическими словарями)

Вы знаете, что апрель на Ямале считается вороньим месяцем. И именно ворон у нас на севере считают вестниками весны. В этот день 7 апреля коренные жители наряжаются в ворон, развешивают на деревьях бублики, чтобы задобрить птиц. О воронах складывались легенды. Местные жители утверждают, что раньше на севере жила белая ворона, но она провинилась и стала угольно-черной. .Возможно, фразеологизм как белая ворона появился в наших краях. Это мы и поручим проверить …

 (Работа со словарём)

2. Есть ли желающие работать в паре. Я вам предлагаю поработать с научной статьёй. Ваша задача сформулировать определение фразеологизмам и отпечатать его. Помните определение должно быть кратким и доступным для восприятия.

Карточка 2.

     Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.

     Фразеологизм – это устойчивое  неделимое сочетание слов, которое можно заменить одним словом, синонимом. В фразеологизмах нельзя заменять слова и менять их местами.

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

      В предложении фразеологизм является одной частью речи.

    Если разбираться более подробно, то вопрос о том, что такое фразеологизмы, примеры будут объяснять как нельзя лучше. Их можно рассматривать с точки зрения возникновения данных выражений. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. 

    Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие определённого автора. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык из глубины веков, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа.

 Слова, составляющие фразеологизм, все вместе значат совсем не то, что они значат по отдельности. Поэтому и вызывают улыбку.

    Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, выразительной и  яркой!

3. Фразеологизмы это своего рода загадки в русском языке, особенно для иностранцев. Перевести его смысл не каждому переводчику под силу. Я предлагаю вашей группе текст, для перевода с языка фразеологизмов на привычный нам язык.

Карточка 3.

     Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, оглянуться не успел, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. В нескольких шагах от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, затаив дыхание, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, положа руку на сердце, я подумал, что парень мне морочит голову! Но потом поспешил протянуть руку помощи и стал ломать голову, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать у моря погоды, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику взять себя в руки и не вешать нос. А сам помчался на всех парусах искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

      Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, _______________, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач.  ___________________ от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, ______________________, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала,  ______________________, я подумал, что парень мне _____________________! Но потом поспешил ______________________________ и стал ____________________, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать ________________, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику ___________________ и не _______________. А сам ___________________ искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

4. Следующая группа займется иллюстрированием фразеологизмов.

5. А вы, толкование этих фразеологизмов.

(Соотнести иллюстрацию с фразеологизмом, подобрать пояснение)

Помните, что работа ладиться там, где дружба и взаимопонимание!   

   (сигнальные карты!)

Проверка       (док.камера)

  1. Художники-иллюстраторы - толкователи
  2. Работа со словарём
  3. Переводчики.

- Кто узнал отрывок из какого произведения зашифрован текст? Кто автор?

  1. Вывод (определение)

- Кто хочет дополнить вывод?

Рефлексия

Сегодня на уроке мы рассмотрели 64 фразеологизма! В словаре Александра Фёдорова их насчитывается более 12 000!

Как можно использовать получившийся материал?

(Собрать фразеологический словарь)

Эти мы с вами и займёмся на уроке технологии.

Предлагаю вам выбрать себе домашнее задание.

Красным цветом обозначено задание для тех, кто не боится свернуть горы!

Зелёным – для тех, кто хочет немного пошевелить мозгами!

Жёлтым – кто сегодня устал и хочет поработать спустя рукава!

Красная карточка: Вставь в текст фразеологизмы. Определи какой частью речи является каждый фразеологизм.

«Сегодня на уроке»

   Заканчивается урок русского языка. На протяжении всего урока, мы старались  не_______________________________и  ________________________________. Ребята  легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу.  Чтобы не ______________________________________________________ , мы, __________________________________________________,   слушали учителя.  

       А  сейчас  все  ждут,   когда  закончится  урок,  чтобы  оказаться от радости _____________________________________________!

Используйте фразеологизмы: 

 находить общий язык

 держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

упасть в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

Зелёная карточка  Вставь в текст фразеологизмы. 

«Сегодня на уроке»

   Заканчивается урок русского языка. На протяжении всего урока, мы старались  не_______________________________и  ________________________________. Ребята  легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу.  Чтобы не ______________________________________________________ , мы, __________________________________________________,   слушали учителя.  

       А  сейчас  все  ждут,   когда  закончится  урок,  чтобы  оказаться от радости _____________________________________________!

Используйте фразеологизмы: 

 находить общий язык

 держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

упасть в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

Жёлтая карточка Замени  фразеологизмы одним словом: 

 находить общий язык

 держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

упасть в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Элементы игровой технологии на уроках русского языка (1 класс). Авторские сказки, Физкультминутка.

Используя мои авторские "Веселые истории о гласных и согласных звуках",  а так же физкультминутку "Гласные буквы",  материал уроков по темам "Гласные и согласные звуки" ,  а так же темы...

Урок русского языка с использованием обучающих структур технологии сотрудничества "Что мы знаем о предложении " 2 класс. Школа 2100

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе образовательная система "Школа 2100" с использованием обучающих структур технологий сотрудничества....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Урок русского языка 3 класс в исследовательской технологии

Урок русского языка по теме Единственное и множественное число имён прилагательных ...