Элементы игровой технологии на уроках русского языка (1 класс). Авторские сказки, Физкультминутка.
методическая разработка (1 класс) по теме

Алиева Елена Анатольевна

Используя мои авторские "Веселые истории о гласных и согласных звуках",  а так же физкультминутку "Гласные буквы",  материал уроков по темам "Гласные и согласные звуки" ,  а так же темы изучения согласных букв и им соответствующих звуков, легко запоминается детьми .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_istorii_o_glasnyh_i_soglasnyh_zvukah.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые истории о гласных и согласных звуках

с физкультминуткой.

                                                                    Автор: Алиева Елена Анатольевна,                                    

                                                                                    учитель начальных классов  

                                                                    первой квалификационной категории                        

                                                                                                  МБОУ «ТСОШ№1».

  1.  «Поющие» и «НЕ поющие» звуки.

Урок: «Обучение грамоте». 1 класс.

Тема урока :«Гласные и согласные звуки».

Цель: «Учить различать согласные и гласные звуки, развивать речь, внимание, мышление развивать интерес к русскому языку, формировать этические чувства, доброжелательность. и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Используемые технологии: игровая.

Место в уроке: « Работа над новым материалом».

- Произнесите звуки «Ааа», «Иии», «Ооо», а теперь [К, , Ч, З].

- Как мы первые три звука смогли произнести? (Тянули, как будто пропевали).

-Как остальные звуки мы  произнесли? Чем они отличаются? (Отрывисто, кратко).

 -В русском языке есть две группы звуков. Одни из них «поют», потому, что у них есть «голос». Звук [A] протяжно поет так: «Аааа!» или так:«А-а-а-а, А-а-а, А-а-а, А-а-а!..» (на мотив : «Нам не страшен серый волк…», звук [О] поет:«Оооо!» ,а еще любит петь так: «О-о-о! О-о!...»(«Брементские музыканты»), Звуки [  У, Ы, И, Э] так же «имеют голос и умеют петь». Раньше слово «голос» произносили- «глас», поэтому и звуки, у которых есть голос и которые протяжно поют назвали «ГЛАСНЫЕ».

Итак, «гласные» звуки имеют голос и поют.

   Но есть большая группа букв, у которых «нет голоса», они «не могут петь» и « согласны» с тем, что «не умеют петь»:[ П], [ Ш ],  [С  ] и др. только пыхтят, шипят, свистят и т. д… Ну раз они согласны ,что у них нет голоса (петь не получается), то и назвали их «СОГЛАСНЫЕ».

-Произнесите звук [ Б] звук звонко ,твердо, но обрывисто произнесли, как будто он  какую-то преграду встретил на пути и остановился.(Повторяем звук и рукой делаем резкий жест сверху вниз) Нет голоса, не может пропеть песенку. [  Б,]-звонко и мягко произносится, но не голосит, не поет протяжно -встретил преграду- это наш язык, губы, зубы преградили звуку путь.

  1.  Сказки о дружбе гласных и согласных букв.

Урок «Обучение грамоте». 1 класс.

Тема урока: «Буквы Н,н, обозначающие согласные звуки [н ] , [н, ]».

Цель: начать формировать навыки чтения вслух, развивать речь, внимание, мышление развивать интерес к русскому языку, формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Используемые технологии: игровая.

Место в уроке: « Работа над новым материалом».

Однажды бежала буква «А» и весело напевала «А-а-а-а ааа, ааа, ааа, А-ааа ааа, ааа» («Нам не страшен серый волк…»).  Вдруг, видит, что печальная буква «Н» одиноко сидит и горько плачет.

-Что случилось? Тебя кто-то обидел? - cпросила буква «А».

-Мне так грустно, так грустно, со мной буквы не дружат, не играют. Тебе  и  одной весело-ты поешь песенки, а я, а я… И этого не могу…- и буква «Н» опять заплакала.

-Что ты, что ты, не переживай! Я буду твоим другом! Давай руку, вставай рядом, мы вместе сможем веселиться. Я буду петь свою песенку, а ты мне - помогать!

     И вприпрыжку, держась за руки, бежали сначала буква «Н», а за ней буква «А» и радостно напевали «НА-на-на-на нанана, нанана, нанана…» Подобные истории повторялись с сочетаниями различных согласных и гласных звуков. (Дети пытались сами догадаться, какую песенку пели очередные герои сказок)

       Затем поменялись буквы местами и стали маршировать «АН! АН! АН_АН_АН!» (В такт команды: «Левой!, Лево! Раз, два, три!») (Дети сами показывают, как буквы маршируют и проговаривают текст.)

  1. Физкультминутка «Танец гласных букв» (поем гласные буквы парами, соответствующими расположению на «Ленте букв»)

 Уроки «Обучение грамоте», «Русский язык»

Цели и задачи: Снять психическое напряжения, провести профилактику утомления, нарушения осанки у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями и заодно к занятиям по русскому языку, подготовить ( или закрепить) к умению распознавать гласные буквы, указывающие при  произношении на твердость или мягкость предшествующего согласного звука.

Используемые технологии: игровая и здоровьесберегающая.

Место в уроке: «Физкультминутка».

На протяжении всей физкультминутки пританцовываем ногами ритмично, поочередно сгибая в коленях и отрывая пятки от пола.

А-(руки вправо вверх)  Я (руки вправо вниз)-2раза,

О-(руки влево вверх)  Е (руки влево вниз)-2раза,

У-(руки вправо вверх)  Ю (руки вправо вниз)-2раза,

1,2,3,4(выпады руками с большим пальцем вперед)

Ы-(руки влево вверх)  И (руки влево вниз)-2раза,

Э-(руки вправо вверх)  Е (руки вправо вниз)-2раза,

1,2,3,4,5,6,7,8. (выпады руками с большим пальцем вперед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские подвижные игры, как элемент игровой технологии на уроках ритмики в 1 классе.

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты....

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...