Тема урока: | «Единственное и множественное число имён прилагательных» |
Тип урока: | урок открытия новых знаний |
Авторы УМК: | « Школа России» |
Цели урока: | Цель: организовать деятельность обучающихся по определению числа имени прилагательного |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | формировать умение определять число имени прилагательного (выделение способов определения числа, формулирование правила, вывода, применение правила); Определять цель (проблему) и поиск способов ее решения; Вступать в диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения |
Оборудование: | Ноутбук, проектор, экран |
Образовательные ресурсы: | ЭОР «Русский язык. 2 класс (А. А. Плешаков)» |
Технологии | исследовательская технология, технология формирующего оценивания. |
Форма работы: | коллективная, индивидуальная
|
Дидактический материал урока: | учебник В.П.Канакина, В.Б.Горецкий «Русский язык», индивидуальные карточки |
Учитель | Веснина Наталья Алексеевна МОУ Трубачевская ООШ |
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап Цель: Психологическая подготовка к общению 1 мин. | Обеспечивает благоприятный настрой Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. -Ребята, вы готовы к открытию новых тайн языка? | Приветствуют учителя, самоконтроль организации рабочего места. Настраиваются на работу |
2. Чистописание 0 Словарная работа | О б облако Почему буквы о и б объединили для чистописания как думаете, почему в слове облако буква а подчеркнута двумя чертами? Объясните значение слова облако Какие источники нам помогут узнать значение слова облако Словари, электронное приложение |
Ориентируются в толковом словаре, находят значение слова Непроверяемая орфограмма Работа со словарем |
3. Мотивация и создание проблемной ситуации Цель: Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и 5 мин. | Какие еще слова можно назвать весенними? Снегопад наводнение подснежник радуга мороз капель мухомор жаворонки Запишите в столбик слова Какой частью речи они являются? Что мы знаем об имени сущ? Укажите число им. сущ. Как определим число имени существительного? Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные , запишите вместе с вопросом Попробуйте определить число имен прилагательных Вызвало затруднения или нет? Почему? | Проявляют учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Выделили: облако капель подснежник жаворонки Чр Вопрос Предмет изменяются по числам
облако ( какое?) голубое капель ( какая?) первая подснежник ( какой?) синий жаворонки( какие?) красивые
|
3.Определение совместной цели деятельности и актуализация знаний до изучения темы Цель: формулирование вопроса, который вызывает необходимость поиска решения 3-5 мин. | -Попробуйте сформулировать тему урока. Тема «Единственное и множественное число имен прилагательных» Какие тайны мы узнали при изучении имени прилагательного? Какие понятия нам не знакомы? Сравнение записи об им.сущ. и им. Прил. Как выделяем на письме? Чему должны научиться? (вопрос, количество) Научиться определять число им. прил. Как задать вопрос к имени прилагательному? Как определить количество имени прилагательного? Какие источники информации вам помогут? | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
Чр Вопрос Признак предмета
Дети высказывают свои предположения (Например, указать количество, задать вопрос) Количество без имени существительного определить невозможно Дети высказывают свои предположения (учебник, компьютер) |
4. Исследование и поиск решения проблемы (изучение нового материала) 8-10 мин. | Организует мини-исследование Вернемся к записи имени существительного и имени прилагательного. облако ( какое?) голубое капель ( какая?) первая подснежник ( какой?) синий жаворонки( какие?) красивые Как поставили вопрос к именам прилагательным? Попробуем указать число имени прилагательного Закончите фразу Если имя существительное стоит в форме единственного числа, то имя прилагательное …в ч.? Если имя существительное стоит в форме множественного числа, то, то имя прилагательное …в ч.? Составим схему Имя прилагательное Задайте вопрос к именам прилагательным ед.ч., мн.ч. укажите в схеме Что обозначает прилагательное? Укажите количество в схеме Сделайте вывод. Сравните с правилом в учебнике стр 92 Правильно ли вы сформулировали вывод? Сколько способов определения числа имени прилагательного вывели? А в учебнике? | Обрабатывают , анализируют, интерпретируют информацию, осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, «подводят под понятие», делают вывод если…,то…
Индивидуальная работа с учебником. Поиск информации по вопросам.
облако (какое?) голубое капель (какая?) первая подснежник (какой?) синий жаворонки (какие?) красивые имя прилагательное тоже в форме ед.ч
то имя прилагательное тоже в форме мн.ч. имя прилагательное ед.ч. | мн.ч. | какой? Какая? Какое? | Какие? | Признак одного предмета | Признак двух и более предметов |
Пробуют сформулировать правило |
5 Организация информации (Отработка умений и рефлексия) Цель: Сортировка, классификация полученных в результате исследования фактов 5 - 7 мин | Определи число имён прилагательных Как вы это будете делать? Спелая земляника Тёплое пальто Сильный мороз Стальные коньки Какой способ использовали при определении числа? |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Осуществляют взаимопроверку
По вопросу По числу им.сущ. |
Соедини существительное с подходящим по смыслу прилагательным и определи число имен прилагательных. семья мелкое озеро дружная друзья песчаный берег высокое дерево верные Какой способ будем использовать? | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Самопроверка
|
6. Применение новых знаний Цель: Использование нового знания в новых условиях | Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное? - От какой части речи это зависит? - Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения. Работа с карточкой ______ месяц март. _______ небо, снега _______. На снегах тени - как синие молнии. ______ даль,_______ льды. ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков) Сравните текст с образцом, оцените себя. Работа с учебником упр 159 Как бы вы озаглавили текст? Почему он называет месяц март голубым? В каком предложении выражена главная мысль? Как вы понимаете значение слова голубой? Как Николай Сладков описывает весну? Найдите словосочетания со словом голубой, объясните их значение С какими словами слово голубой употреблено в прямом значении? Почему автор не употребил в этом тексте глаголы? Какова роль прилагательных в тексте? В речи? ( украшают речь, уточняю, описывают признаки предмета) Попробуйте сформулировать вывод как имя прилагательное связано с именем сущ.? Сравните с текстом учебника. Верны ли ваши предположения? Дополнительно Упражнение 160 | Владеют приемами смыслового чтения в соответствии с целями и задачами
Вставляют пропущенные слова
Осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами
самопроверка по образцу, самооценка оценивают правильность выполнения действия вносят необходимые коррективы Критерии (верно+неверно-) Оценивают уровень выполнения Критерий достижения планируемого результата (зеленый – без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный 3 и более ошибок)
|
8.Подведение итогов, рефлексия Цель: Дать оценку работы класса в целом (и) или отдельных учащихся 2 мин. | Подводит итоги урока по поставленным проблемам, ставит задачи на следующий урок -Мы достигли цель урока?
| Оценивают успешность/ неуспешность своей деятельности в соответствии с поставленными задачами |