Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Закрепление
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Меклер  Дарья Игоревна

Программа: Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа «МБОУ Коелгинская СОШ                                                                                Учитель: Кузнецова М.А._______________

Класс:2 «а»                                                                                                                  Методист: Галиуллина Н.К. _______________

Кабинет: 306                                                                                                                 Студентка: Былкова Дарья, 44 группа

Дата:        20.02.17                                                                                        

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Закрепление»

Цели: продолжить знакомство обучающихся с именем существительным как части речи; развивать умение распознавать в речи имена существительные. Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Планируемые результаты:

  • Предметные:   уметь изменять слова, находить изученную орфограмму, Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных,  развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку.
  • Личностные:   понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; 

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: учебник  Школа России, автор:  В.П. Канакина, 2 класс, 2 часть, карточки с заданием, шар.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Орг. Момент

Словесный: слово учителя

 1 мин

Садитесь. Ребята, давайте проверим, как вы готовы к уроку: Руки на месте, ноги на месте.

Локти у края, спина прямая! Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места.

Л: положительное отношение к учебному процессу.

2

Мотивационный

Минутка чистописания

минутка

Метод – практический

Прием – учебные упражнения

 3 мин

Ребята, к вам на урок заглянул в гости незнайка. И он хочет, чтобы вы ему рассказали правило об одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какой вопрос отвечает существительное? Как вы думаете , почему ему дали название незнайка?

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

И начнем мы с минутки чистописания.

На доске: Т-ВАРИЩ, К-МАР, ДЕВ-ЧКА

Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания..(Сегодня на уроке мы будем писать букву Оо)

Составьте слово, в котором буква О будет стоять в начале, запишите его, теперь составте слово, в котором буква О будет стоять в середине, и теперь, придумайте такое слово, чтобы буква О оказалась в конце, запишите его.

Проверьте, правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы?

Обведите в кружок ту букву, которая самая красивая.,

Отгадывать загадку.

Назвать признаки существительного

Работа с орфографиями.

Вставить пропущенные буквы.

Л: создание мотивации к усвоению нового материала

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: проводить сравнение, использовать полученные ранее знания для выполнения задания

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод – практический

Прием – подводящий диалог, учебные упражнения на экране.

Физминутка

16 мин

Разгадайте ребусы на доске, а отгадки напишите в тетрадь через запятую. Поднимите руку, кто записал 4 слов? Молодцы. Перечислите (сорока, коньки, корова, мороз). К какой части речи относятся эти слова? Почему?  На какие две группы разделим существительные? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте, поставим цель на сегодняшний урок. На слайде слова-опоры: продолжим, выполним. Сегодня мы продолжим изучать одушевлённые и неодушевлённые существительные, выполним упражнения.

Отгадывать загадку. Формулировать цель урока, ставить цель на урок.

Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока

4

Решение частных учебных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста

Самостоятельная работа

17 мин

Прочитайте ещё раз слова в тетради, которые отвечают на вопрос что? кто?

 Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)

Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.

Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными.

1 задание. У вас на столах лежат карточки со словами. По какому признаку мы можем распределить эти слова? Разделите слова на две группы: 1 группа – одушевленные имена существительные. 2 группа – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы) На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Приступаем к заданию. Письменная работа в тетради.

Начиная с первого ряда, читаем по одному слову, определяем в какую колонку записать (задаем вопрос). Под диктовку ученика…

Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.  

Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй?

2 задание. Работа в парах. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.

Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.

«…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.

В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.

В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»

Фронтальная проверка задания.

3 задание. Работа в группах.. Прочитайте слова на слайде. Значение каких слов вы бы хотели уточнить?

Норка          

Свинка

Шах

Галочка

Ласка

Собачка

Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы.

Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

Откроем страницу 50 и проверим, правильно ли мы сделали вывод. Кто желает прочитать правило? Кто заметил , что-то интересное на странице? (словарное слово :картина). На какой слог падает ударение? Давайте проговорим по слогам хором это слово. Придумайте предложение  с этим словом. Запишите его в тетрадь и запомните. Прочитайте самостоятельно. Кто желает рассказать? Выполним упражнение 85. Кто желает прочитать задание? Что нужно выполнить? Кто желает поработать у доски с первым предложением? А остальные в тетради работают. Следующий  к доске.

В карточках найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

Какие слова нашли? Что общего между ними? На какой вопрос они отвечают? Одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.

Фронтальная работа по вариантам.

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.

Вам встретилось слово гусеница.

- Объясните значение этого слова?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- У этого слова есть ещё одно значение: гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Выполнять упражнение 76.

Разбор правила.

П: владеть рядом приемов решения задач.

К: работать в группе, сотрудничать с партнером, использовать речь для регуляции своего действия.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий.

5.

Итог урока.

Рефлексия

Словесный: слово учителя

 2 мин

 Запишите домашнее задание: упр.86,с.51., выуч. Слов.сл.

Что такое имя существительное?

 На какие группы делятся имена существительные? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?  На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

 Сейчас я вам буду кидать мягкий шар. А  ваша задача, когда он окажется  у вас  в руках, говорить правду. Что вам было трудно на уроке или что вам удавалось легко выполнить .

Подводят итоги.

Оценивают себя.

Р: осуществлять итоговый контроль.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».

Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение». Цели:- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;- по...

одушевлённые и неодушевлённые существительные

Конспект урока с презентацией по русскому языку для 2 класса по системе Занкова....

Урок: "Одушевлённые и неодушевлённые существительные".

Конспект урока "Одушевлённые и неодушевлённые существительные"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....

Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"

Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"...