Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».
методическая разработка по русскому языку по теме

Алексеенко Елена Петровна

 

Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».

 

Цели:

- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;

- познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельности людей в этот период, используя русский народный календарь;

- развивать речь, мышление и воображение учащихся;

- научить детей самостоятельным выводам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_na_temu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку на тему:

«Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Сретение».

Номинация «Сценарии уроков».

                                                                         Алексеенко Елена Петровна

                                                                         Учитель начальных классов

                                                                         МБОУ СОШ № 86

                                                                         г. Краснодара

                                                                         г. Краснодар, ст. Старокорсунская,

                                                                         пер. 40 лет Победы, 13,

                                                                         тел. (861) 2-348-872                                                                                

                                                                         Традиционная программа                                                                                                                                                                              

        обучения «Школа России»,

        авторы учебника: Л. М. Зеленина,

                                                                          Т. Е. Хохлова.

Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».

Цели:

- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;

- познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельности людей в этот период, используя русский народный календарь;

- развивать речь, мышление и воображение учащихся;

- научить детей самостоятельным выводам.

Ход урока

1. Орг. момент.

Звучит русская народная песня «Четыре ветра». Учащиеся слушают внимательно и смотрят на текст песни (у каждого ученика текст песни)

Четыре ветра.

(русская народная песня)

- Ой, ты, братец ты мой, ветер с полудня,

Раздуй, разгони, разбросай тучу чёрную.

- Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода,

Раздуй, разгони, разбросай тучу страшную.

- Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода,

Раздуй, разгони, разбросай тучу грозную.

- Ой, ты, братец ты мой, ветер северный,

Раздуй, разгони, разбросай тучу смертную.

Очнись, земля, разбуди поля,

На четыре ветра расцветай, земля!

Беги, вода, из-под снега, льда,

На четыре ветра выходи, вода!

Шуми, река, заливай берега,

На четыре ветра выходи, река!

Заря ясна, весна – красна,

На четыре ветра приходи, весна!

2.Подготовка к изучению нового материала. Объявление темы урока.

- К чему обращается певец в русской народной песне? (К ветрам, дующим со всех четырёх сторон, чтобы разбудили они землю холодную, заснеженную.)

- К чему призывал певец в конце песни? (Приди, Весна)

- Народ устал от долгих зимних дней и поэтому своими песнями призвал долгожданное возвращение весны, её тёплых и ласковых дней, ожидая возрождения природы, а значит, и начала земледельческих работ.

- Сегодня наш урок будет посвящён встрече зимы и весны. С давних пор этот день считался первой встречей весны. «Зима с весною встретилась» - гласит пословица. Слово «встреча» означает в переводе на греческий язык «сретенье».

- Какие названия имел в старину месяц февраль? Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: бокогрей, свадебник.

Запись в тетрадях:

Февраль – лютень, снежень, вьюговей, бокогрей, свадебник. (показываю правильные соединения букв : Фев, ал, ют, еж, вью, бок, ре, вад)

- Как вы думаете, почему? (Лютый- очень холодный, вьюговей – богатый метелями, вьюгами, свадебник – традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святок до Масленицы)

3. Работа над новым материалом.

- Так как у нас урок русского языка, то не будем забывать и про орфограммы.

- Что такое имя существительное?(дети дают хором определение)

- Я хочу поделиться с вами, ребята, своей находкой при подготовке к этому уроку. Послушайте, пожалуйста, слова старинной песни, которую пели наши прабабушки:

Пришёл месяц – бокогрей.

Землю –матушку не грел – бок корове обогрел,

И корове, и коню,

И седому старику Морозу Морозычу…

Ты, Морозко, не серчай, из деревни убегай –

Что за тридевять земель, что за тридесять морей!

Там твоё хозяйство ждёт тебя – заброшено,

Белым снегом запорошено,

За ледяными печатями,

За семью железными замками

Да за семью засовами!

- Послушав песню, скажите почему февраль имеет такое название «бокогрей»?

(На доске записано слово СРЕТЕНЬЕ)

Дети записывают к себе в тетрадь.

- Этот праздник, посвящённый весеннему солнышку, празднуют 14 февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому остаться. Морозы чередуются с оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: «Солнце – на лето, зима – на мороз».

Запись предложений:

В этот день зима с весной встречается. Солнце – на лето, зима – на мороз.

Диалог Зимы и Весны.(исполняют две ученицы)

С Весной Зимушка повстречалась,

О здоровьице всё справлялась:

- Ой, здорова будь, Зима снежная!

- Бью челом тебе, Весна тёплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?

- Потому что ты – больно лютая,

И холодная, и голодная.

Я же тёплая и приветливая,

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

- Недаром русская пословица гласит:

Зима кончается, весна начинается.

(Записана на доске. Дети записывают в тетрадь.)

- Подчеркните в предложении антонимы.

- Подберите родственные слова к словам «зима». «весна».(устно)

- Обычно ребятишки ещё до восхода солнца выбегали на «сугробы» закликать солнышко, просили его показаться:

Солнышко – батюшка, покажись, покажись!

Из-за гор-горы поднимись, поднимись!

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут, по сугробам скачут.

Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное,

Из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко, до вешней поры!

- Давайте и мы поддержим эту традицию русского народа. Сделаем физминутку.

4. Физминутка.

- Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило)

Выкатись на брёвнышко!(делают руками круг над головой)

Сделай тепло, всем светло!(наклоняют круги из рук вправо и влево)

Дай нам мотыльков!(имитируют руками взмах крыльев бабочки)

- Если солнышко выходило, значит, весна откликнулась, и первая встреча с ней пришла благополучно. Если этого не случалось, то нужно было ожидать суровых февральских морозов. В этот праздник было принято кататься на санках. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, т.к. считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время играли последние свадьбы. Основной обычай праздника встречи весны – это гадание по погоде. Испокон веку люди следили, какая в этот день погода, и делали свои выводы(пословицы на доске):

Какова погода на Сретенье – такова и весна будет.

На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

На Сретенье снежок или мороз – весна будет поздняя и холодная, если тепло – весна ранняя и тёплая.

Если в этот день не проглянет солнышко – ожидай ещё морозов.

- Какая примета подойдёт к сегодняшнему дню? Что ожидать нам от природы? Назовите имена существительные из этих пословиц. Давайте запишем их в столбик. Прочитаем слова. На какой вопрос отвечают эти слова?

что?

погода

тепло

весна

капель

пшеница

снежок

мороз

день

солнышко

- Они все живые или неживые? Неживые имена существительные называют неодушевлёнными. Давайте сделаем вывод из вышесказанного:

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.

- На какой ещё вопрос отвечают имена существительные?(КТО?)

- Подготовьте место для второго столбика. Я повторю отрывки из своего рассказа, а вы определите, какие слова отвечают на вопрос кто?

кто?

ребятишки

батюшка

детки

взрослые

люди

- Попробуйте самостоятельно дать определение одушевлённым существительным:

Имена существительные, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.

5. Закрепление изученного материала.

- Для закрепления полученных знаний поработаем устно. Я буду называть словарные слова, а вы покажите карточку с вопросом, на который они отвечают.( у каждого ученика имеются карточки с вопросами кто? или что?)

Молния, родители, пилот, метель, заря, облако, ястреб, комар, проталина, тренер, лисица, поляна, ветер, медведь.

6. Домашнее задание.

- Предлагаю вам, пользуясь словарём В. И. Даля, выписать 5 пословиц, в которых есть имена существительные – одушевлённые и неодушевлённые предметы. Над словами укажите вопрос.

Например: Ранний прилёт журавлей(кто?) – ранняя весна(что?).

7. Итог урока.

- Что узнали на уроке?

- Какие существительные называются одушевлёнными. Неодушевлёнными?

- Спасибо всем за урок. На память об уроке я дарю вам небольшую картинку- раскраску о встрече зимы и весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....