Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».
методическая разработка по русскому языку по теме
Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».
Цели:
- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;
- познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельности людей в этот период, используя русский народный календарь;
- развивать речь, мышление и воображение учащихся;
- научить детей самостоятельным выводам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_na_temu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку на тему:
«Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Сретение».
Номинация «Сценарии уроков».
Алексеенко Елена Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 86
г. Краснодара
г. Краснодар, ст. Старокорсунская,
пер. 40 лет Победы, 13,
тел. (861) 2-348-872
Традиционная программа
обучения «Школа России»,
авторы учебника: Л. М. Зеленина,
Т. Е. Хохлова.
Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».
Цели:
- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;
- познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельности людей в этот период, используя русский народный календарь;
- развивать речь, мышление и воображение учащихся;
- научить детей самостоятельным выводам.
Ход урока
1. Орг. момент.
Звучит русская народная песня «Четыре ветра». Учащиеся слушают внимательно и смотрят на текст песни (у каждого ученика текст песни)
Четыре ветра.
(русская народная песня)
- Ой, ты, братец ты мой, ветер с полудня,
Раздуй, разгони, разбросай тучу чёрную.
- Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу страшную.
- Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу грозную.
- Ой, ты, братец ты мой, ветер северный,
Раздуй, разгони, разбросай тучу смертную.
Очнись, земля, разбуди поля,
На четыре ветра расцветай, земля!
Беги, вода, из-под снега, льда,
На четыре ветра выходи, вода!
Шуми, река, заливай берега,
На четыре ветра выходи, река!
Заря ясна, весна – красна,
На четыре ветра приходи, весна!
2.Подготовка к изучению нового материала. Объявление темы урока.
- К чему обращается певец в русской народной песне? (К ветрам, дующим со всех четырёх сторон, чтобы разбудили они землю холодную, заснеженную.)
- К чему призывал певец в конце песни? (Приди, Весна)
- Народ устал от долгих зимних дней и поэтому своими песнями призвал долгожданное возвращение весны, её тёплых и ласковых дней, ожидая возрождения природы, а значит, и начала земледельческих работ.
- Сегодня наш урок будет посвящён встрече зимы и весны. С давних пор этот день считался первой встречей весны. «Зима с весною встретилась» - гласит пословица. Слово «встреча» означает в переводе на греческий язык «сретенье».
- Какие названия имел в старину месяц февраль? Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: бокогрей, свадебник.
Запись в тетрадях:
Февраль – лютень, снежень, вьюговей, бокогрей, свадебник. (показываю правильные соединения букв : Фев, ал, ют, еж, вью, бок, ре, вад)
- Как вы думаете, почему? (Лютый- очень холодный, вьюговей – богатый метелями, вьюгами, свадебник – традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святок до Масленицы)
3. Работа над новым материалом.
- Так как у нас урок русского языка, то не будем забывать и про орфограммы.
- Что такое имя существительное?(дети дают хором определение)
- Я хочу поделиться с вами, ребята, своей находкой при подготовке к этому уроку. Послушайте, пожалуйста, слова старинной песни, которую пели наши прабабушки:
Пришёл месяц – бокогрей.
Землю –матушку не грел – бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай, из деревни убегай –
Что за тридевять земель, что за тридесять морей!
Там твоё хозяйство ждёт тебя – заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!
- Послушав песню, скажите почему февраль имеет такое название «бокогрей»?
(На доске записано слово СРЕТЕНЬЕ)
Дети записывают к себе в тетрадь.
- Этот праздник, посвящённый весеннему солнышку, празднуют 14 февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому остаться. Морозы чередуются с оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: «Солнце – на лето, зима – на мороз».
Запись предложений:
В этот день зима с весной встречается. Солнце – на лето, зима – на мороз.
Диалог Зимы и Весны.(исполняют две ученицы)
С Весной Зимушка повстречалась,
О здоровьице всё справлялась:
- Ой, здорова будь, Зима снежная!
- Бью челом тебе, Весна тёплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
- Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная.
Я же тёплая и приветливая,
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
- Недаром русская пословица гласит:
Зима кончается, весна начинается.
(Записана на доске. Дети записывают в тетрадь.)
- Подчеркните в предложении антонимы.
- Подберите родственные слова к словам «зима». «весна».(устно)
- Обычно ребятишки ещё до восхода солнца выбегали на «сугробы» закликать солнышко, просили его показаться:
Солнышко – батюшка, покажись, покажись!
Из-за гор-горы поднимись, поднимись!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по сугробам скачут.
Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
- Давайте и мы поддержим эту традицию русского народа. Сделаем физминутку.
4. Физминутка.
- Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило)
Выкатись на брёвнышко!(делают руками круг над головой)
Сделай тепло, всем светло!(наклоняют круги из рук вправо и влево)
Дай нам мотыльков!(имитируют руками взмах крыльев бабочки)
- Если солнышко выходило, значит, весна откликнулась, и первая встреча с ней пришла благополучно. Если этого не случалось, то нужно было ожидать суровых февральских морозов. В этот праздник было принято кататься на санках. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, т.к. считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время играли последние свадьбы. Основной обычай праздника встречи весны – это гадание по погоде. Испокон веку люди следили, какая в этот день погода, и делали свои выводы(пословицы на доске):
Какова погода на Сретенье – такова и весна будет.
На Сретенье капель – урожай на пшеницу.
На Сретенье снежок или мороз – весна будет поздняя и холодная, если тепло – весна ранняя и тёплая.
Если в этот день не проглянет солнышко – ожидай ещё морозов.
- Какая примета подойдёт к сегодняшнему дню? Что ожидать нам от природы? Назовите имена существительные из этих пословиц. Давайте запишем их в столбик. Прочитаем слова. На какой вопрос отвечают эти слова?
что?
погода
тепло
весна
капель
пшеница
снежок
мороз
день
солнышко
- Они все живые или неживые? Неживые имена существительные называют неодушевлёнными. Давайте сделаем вывод из вышесказанного:
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
- На какой ещё вопрос отвечают имена существительные?(КТО?)
- Подготовьте место для второго столбика. Я повторю отрывки из своего рассказа, а вы определите, какие слова отвечают на вопрос кто?
кто?
ребятишки
батюшка
детки
взрослые
люди
- Попробуйте самостоятельно дать определение одушевлённым существительным:
Имена существительные, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
5. Закрепление изученного материала.
- Для закрепления полученных знаний поработаем устно. Я буду называть словарные слова, а вы покажите карточку с вопросом, на который они отвечают.( у каждого ученика имеются карточки с вопросами кто? или что?)
Молния, родители, пилот, метель, заря, облако, ястреб, комар, проталина, тренер, лисица, поляна, ветер, медведь.
6. Домашнее задание.
- Предлагаю вам, пользуясь словарём В. И. Даля, выписать 5 пословиц, в которых есть имена существительные – одушевлённые и неодушевлённые предметы. Над словами укажите вопрос.
Например: Ранний прилёт журавлей(кто?) – ранняя весна(что?).
7. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Какие существительные называются одушевлёнными. Неодушевлёнными?
- Спасибо всем за урок. На память об уроке я дарю вам небольшую картинку- раскраску о встрече зимы и весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка на тему "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" с презентацией
Детям и присутствующим на моём уроке очень понравился мой урок....
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план урока в соответствии с ФГОС НОО...
Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»
На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....