Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ахмадуллина Анжела Ильдаровна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_lichnye_mestoimeniya.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку в 3 «В» классе на тему:

«Личные местоимения»

Выполнила студентка 241 группы:

Ахмадуллина А.И.

11.04.17

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «В».

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Личные местоимения.

Цель: создание условий для формирования представления о личных местоимениях.

Планируемые результаты:

  • Предметные умения – распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений.
  • Личностные умения – проявлять интерес к изучению русского языка, формирование ответственного отношения к учению, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
  • Метапредметные умения – развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, наблюдательность;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.

Методы: беседа, метод упражнений.

Оборудование:

  • Экран;
  • Проектор;
  • Раздаточный материал;
  • Учебник;
  • Презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Орг.момент

Здравствуйте, ребята! У вас на партах должны быть учебник, дневник и пенал.

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

2)Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнем с вами  со словарной работы. Внимание на экран. (в презентации)

Учащиеся записывают словарные слова, выполняют задания.

Регулятивные: умение выполнять действия в соответствии с указаниями учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Личностные: умения видеть красоту окружающего мира, понимать и любить природу.

3)Постановка проблемы, темы урока

А сейчас послушайте стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (так как не указан ни один предмет)

А какой частью речи заменены предметы? (местоимениями)

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Для чего существуют местоимения в речи?

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

В русском языке существует несколько категорий местоимений, чтобы узнать с какой познакомимся мы сегодня, зачеркните в слове «юлиючнюыюе» букву ю.

Итак, значит, как будет звучать наша тема урока? (личные местоимения)

Какую цель перед собой поставим?

Проблемная ситуация.

В течение урока мы с вами будем заполнять исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка.

1. Местоимение – это_____________

2. Употребляется вместо __________

3. Не называет предмет, а _________

4. Отвечает на вопросы ___________

5. Личные местоимения ___________

6. В предложении может быть ______

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они встречаются в нашей речи часто, по своей частоте занимают почетное 3 место за существительными и глаголами.

Почему - это действительно загадка. Попробуем найти ответ.

Посмотрите предложение «…»: Слова  какой части речи встретились в предложении ? (существительное, прилагательное, глагол)

- Закончите фразу: Предложение состоит из… (слов), а каждое слово – это определенная часть … (речи).

- Во втором предложении появилось местоимение. Это тоже слово, значит, оно является…? (частью речи)

- Итак, первое открытие (исслед.  карточка -1).

-Запишите.

-  Я утверждаю, что местоимения не так важны в нашей речи. Ваше мнение? … Попробуем это доказать:

-Записать предложения так, чтобы не было повторов слов. (работа в парах)

а) На ветке сидел воробей. … чистил свои пёрышки.

б) Из-за тучи выглянуло солнце. … осветило землю.

Фронтальная проверка:

 -Прочитайте пару предложений. Какое местоимение поставили?

-Определите часть речи у подчеркнутых слов (существительное)

- Значит новые слова – местоимения – заняли место… (имени существительного).

-Итак,  второе открытие  (исслед.карточка -2). Употребляется  вместо имени существительного.

-Что обозначает?  (исслед. карточка-3).

Я о себе такого мнения:  Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:  Я заменяю имена!

-Какую речевую ошибку помогли предотвратить местоимения? (повтор слов).

- Для чего же мы используем в речи местоимения? (чтобы речь была разнообразной, избегать повторов).

-Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

- На какой вопрос отвечает местоимение? (исслед. карточка -4). Запишите вопросы.

- Чем является в предложении? (исслед.карточка -6).

- В русском языке есть личные местоимения. Почему такое название? (указывает на определенное лицо). Есть местоимения 1, 2, 3 лица.

Работа в группе:

- Выяснить, какие это местоимения, заполнить таблицу.

Вопрос

Местоим.

Число

Лицо

- Когда говорю о себе?

- Как сказать про всех нас вместе?

 

 

1

- Как обращаемся к тому, с кем разговариваем?

- Как обратиться ко всем ребятам?

 

 

2

- Говорим о том, кого нет, о той…

- Сказать одним словом о тех, про кого говорили.

 

 

3

Проверка:

- Назовите местоимения 1 лица…, 2 лица…, 3 лица… .

- Как изменяются личные местоимения?

- Запишите их ( исслед.карточка-5).

Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные, важные и личные,

Это без сомнения – всё местоимения.

-Что делают местоимения? Называют предмет? (исслед.карточка №3)

- Итак, какие открытия сделали за это время? Используя свои данные в исслед.карт., расскажите.

Определяют тему и цель урока, исследуют местоимение как часть речи.

Познавательные: применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза; умение строить рассуждения;

формулирование правила на основе выделенных признаков.

Коммуникативные: умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: умение принимать цели учебной деятельности;

умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные: готовность вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

4)Работа по теме урока

 Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова на стр. 264 записано:

1.Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2.Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Теперь свои открытия закрепим на практике.

Работа в парах

Назвать местоимения.

1. Ты знаешь, кто придумал космический корабль?

Мы сегодня читали сказку.

2. Несколько раз я ловил кузнечиков.

    Она живет в столице нашей Родины – Астане.

3.Добрый  доктор Айболит, он под деревом сидит.

    Весело промчались  вы , детские года!

4.Я  быстро лечу на санках с  горы.

   В небо взлетают цветные огни,

   Весть о победе разносят они.

С какой целью выполняли задание?

А теперь внимание на экран. (упражнение на интерактиве)

Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

Пользуясь таблицей в учебнике, выполните следующее задание на карточках.

Когда (2 л., мн.ч.) _____ приедете?

(1 л., ед.ч) _____ нарисую елочку.

Почему (3 л., мн.ч) _____ улетают?

Куда (2 л., ед.ч.) _____ идешь?

Завтра (1 л., мн.ч) _____ пойдем в кино.

Какую задачу (3 л., ед.ч, м.р.) _____ решает?

Поменяйтесь работами, оцените работу соседа.

А теперь выполним следующее задание.

1 уровень – Подчеркни местоимения, определи лицо, число.

Ветер поднял в воздух листочки. Они закружились в медленном танце. Видел ли ты орла? Мы дружно пели песню.

Самопроверка по ключу. Самооценка.

2 уровень – Вставь пропущенные  местоимения, определи  лицо, число.

…нарисую елочку. А … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на экскурсию. Почему … улетают?

Самопроверка по ключу. Самооценка.

3 уровень – Составь  предложение из слов, запиши. Второе предложение так, чтобы оно было продолжением  первого и содержало местоимение.

Человек, природа, дружить, с, надо.

 Проверка: зачитать. – Какие местоимения услышали, какое слово они заменили?

-Что учились делать? Кто испытывал затруднения? Самооценка.

В каждом ряду найди лишнее слово:   

Я  ОНИ  НА  ТЫ

НО  ОНО  ОНА  ОНИ
Я  Яна  ТЫ  ВЫ
ОН  ОНА  ОНО  ОНИ
МЫ  Я  ВЫ  ОНИ
ОН  ОНА  ОНИ  МЫ

Какое слово было лишнее и почему? 

                  НА – предлог

                  НО – союз

                  Яна – имя сущ.

                  ОНИ – мн. число

                 Я – ед. число

                 МЫ – 1 лицо

Чему учит данное упражнение?

Кому было легко выполнять задание? 

Игра «да-нет»

Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, топаете. Итак, начнем.

1.Местоимение – это самостоятельная часть речи.

2.Местоимение – это служебная часть речи.

3.Местоимение отвечает на вопросы, что и существительные.

4.Местоимения отвечают на вопросы, что и прилагательные.

5.Местоимения – этот, тот, такой, таков – называются личными.

6.Местоимения  - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – называются личными.

Учащиеся выполняют задания по теме в паре, индивидуально.

Познавательные: умение применять теоретические знания в практических заданиях, применение логических действий.

Регулятивные: умение принимать решения в соответствии с ситуацией, в т. ч. в ситуации неуспеха; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Коммуникативные: умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5)Постановка д/з

По выбору:

1) Сочинить сказку про местоимение.

2) Выписать из учебника «Чтение» 5 предложений с местоимениями.

3) с.94 упр.159

Записывают д/з в дневник.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение выполнять указания учителя.

6)Рефлексия, подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

С какой частью речи познакомились на уроке? Что такое местоимение? Назовите личные местоимения по лицам и числам.

Если вы поняли тему и можете объяснить другому, то…

Если вы поняли тему, но пока не можете объяснить другому, то…

Если вы не поняли тему, то…

Вы были внимательны, активны, показали себя успешными исследователями. Работали дружно.

Спасибо за урок! До свидания!

Вступают в диалог с учителем, оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Конспект урока по русскому языку "Понятие о местоимении" 4 класс

Конспект урока по теме "Понятие о местоимении" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение

В данном файле вы увидите: подробный конспект урока + раздаточный материал...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...