Разработка урока"Имя прилагательное как часть речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пекная Галина Петровна

Имя прилагательное как часть речи (Значение и употребление в речи. Словообразование)

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у обучающихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Имя прилагательное как часть речи

(Значение и употребление в речи. Словообразование)

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у обучающихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация «Имя прилагательное как часть речи».
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтинг-листы.


Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

1. - Какое слово в стихотворении пропущено?

Сильно любознательное

Имя _____________________.

В чём предметов то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

- Сегодня на уроке какую часть речи мы вспомним? (Слайд 2)

2. (Слайд 3)

- Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

  • Ф.И. ученика__________________________________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5 Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6.

7. Упражнение «Лишнее слово»

8. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка


II. Определение темы и сообщение целей урока

1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы (по рядам)

Отгадайте загадки.

1 группа:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год

Шуба серая - для лета,

Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)

2 группа:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3 группа:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто ж это?...(Лиса.)

Выставление баллов

2. Игра «Кто больше?» (Слайд 5)

- Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Отвечая на вопрос «КАКОЙ ОН?» (Выполнение работы) Проверка.

- Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

- Обменяйтесь тетрадями;

- Проверьте написанное;

- Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Выставление баллов

- Сегодня на уроке какую часть речи мы вспоминаем?

- Что такое имя прилагательное?

- Какова его роль в нашей речи?


III. Работа над темой урока

3. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 6)

Работа в парах по карточке №1

Карточка №1 (Приложение 2)

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

Заполните карточки. (Слайд 7)

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами ____________________________

______________________________________________________________________

2. Эти слова делают текст______________________________________________

______________________________________________________________________

3. Они отвечают на вопросы______________________________________________

4. Они связаны со словами________________________________________________

______________________________________________________________________

5. И обозначают их______________________________________________________

Проверка (Слайд 8)

Выставление баллов

Вывод (Слайд 9)

- Какая часть речи называется прилагательным?

4. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение «Магазин».

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ                        КНИГИ                        ОБУВЬ

БАРАНКИ                        ШКАФ                        КОНЬКИ

- Обучающиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

Проверка

ОВОЩНОЙ                        КНИЖНЫЙ                        ОБУВНОЙ

ХЛЕБНЫЙ                        МЕБЕЛЬНЫЙ                        СПОРТИВНЫЙ

- Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

- Как называется эта часть слова?

Выставление баллов

5. Определение синтаксической роли прилагательных.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Прочитайте текст.

- О каком времени года говорится в этом тексте?

- С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

- Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.

Карточка №2 (Приложение 3)

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...

(По К. Паустовскому.)

- Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.

- Выписать и разобрать 1-ое предложение.

- Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное?

Выставление баллов

6. Словарно-орфографическая работа

Обучающиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.

Карточка №2 Упражнение «Лишнее слово». (Приложение 4)

- Вставьте пропущенные буквы. Зачеркните «лишнее» слово.

Г...СТИНИЦА,

В...ЛНЕНИЕ,

ЗАГР...ЗНЕНИЕ,

БЕЗГР...НИЧНЫЙ

(«Безграничный» - это прилагательное, остальные слова - существительные.)

А...УРАТНЫЙ,

ВЕСЕ...ИЙ,

СУ...ОТНИЙ,

СО...НОВЫЙ.

(«Сосновый» - в этом слове пишется одна буква, в остальных словах - удвоенная согласная.)

НЕЛО...КИЙ,

ЛЕ...КИЙ,

КРЕ...КИЙ,

ОБРА...ЦОВЫЙ.

(«Крепкий» - здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)

Проверка

  • Выставление баллов
  • 1 задание - 3 балла
  • 2 задание - 4 балла
  • 3 задание - 5 баллов

7. Закрепление. Контрольный тест (слайд 9, 10)

1. Что такое имя прилагательное?

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

а) какой? какая? какое? Какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

б) Глагол

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С глаголом.

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

а) главным

б) второстепенным

6. Укажите имена прилагательные

1) замечаешь

2) оранжевый

3) насекомое


4) рукоятка

5) великий

6) сказуемое


7) любимый

8) смолистый

9) больше

Проверка на доске (слайд 11)

1) 6

2) а


3) в

4) 6


5) 6

6) 2, 5, 7, 8

Выставление баллов


VI. Итог урока

- Вспомните начало урока. - Про какую часть речи мы сегодня с Вами говорили?

- Что мы вспомнили?

- Как образуются имена прилагательные?

Подсчет баллов. Выставление оценок.

Рефлексия.

1. Не понял.

2. Понял все.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.


Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка

 


Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка

Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка

 


Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка

Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка

 


Ф.И. учеников________________________________

                 ______________________

№ ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

1. Отгадай загадки

2. Игра «Кто больше?»

3. Работа с текстом (работа по карточкам)

4. Упражнение «Магазин» (на листках)

5. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

6. Упражнение «Лишнее слово»

7. Контрольный тест

Всего баллов

Оценка


Карточка №1

  1. Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
  2. Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами _______________________________

_________________________________________________________________

2. Эти слова делают текст____________________________________________

_________________________________________________________________

3. Они отвечают на вопросы___________________________________________

4. Они связаны со словами______________________________________________

_________________________________________________________________

5. И обозначают их__________________________________________________

Карточка №1

  1. Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
  2. Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами _______________________________

_________________________________________________________________

2. Эти слова делают текст____________________________________________

_________________________________________________________________

3. Они отвечают на вопросы___________________________________________

4. Они связаны со словами______________________________________________

_________________________________________________________________

5. И обозначают их__________________________________________________


Карточка №2

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...

(По К. Паустовскому.)

Карточка №2

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...

(По К. Паустовскому.)

Карточка №2

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...

(По К. Паустовскому.)


Карточка №3

Вставьте пропущенные буквы. Зачеркните «лишнее» слово.

Г…..СТИНИЦА В…..ЛНЕНИЕ ЗАГР…..ЗНЕНИЕ БЕЗГР.....НИЧНЫЙ.


А…..УРАТНЫЙ ВЕСЕ…...ИЙ СУ…..ОТНИЙ СО…..НОВЫЙ.


НЕЛО.....КИЙ ЛЕ.....КИЙ КРЕ.....КИЙ ОБРА…..ЦОВЫЙ.

Карточка №3

Вставьте пропущенные буквы. Зачеркните «лишнее» слово.

Г…..СТИНИЦА В…..ЛНЕНИЕ ЗАГР…..ЗНЕНИЕ БЕЗГР.....НИЧНЫЙ.


А…..УРАТНЫЙ ВЕСЕ…...ИЙ СУ…..ОТНИЙ СО…..НОВЫЙ.


НЕЛО.....КИЙ ЛЕ.....КИЙ КРЕ.....КИЙ ОБРА…..ЦОВЫЙ.

Карточка №3

Вставьте пропущенные буквы. Зачеркните «лишнее» слово.

Г…..СТИНИЦА В…..ЛНЕНИЕ ЗАГР…..ЗНЕНИЕ БЕЗГР.....НИЧНЫЙ.


А…..УРАТНЫЙ ВЕСЕ…...ИЙ СУ…..ОТНИЙ СО…..НОВЫЙ.


НЕЛО.....КИЙ ЛЕ.....КИЙ     КРЕ.....КИЙ ОБРА…..ЦОВЫЙ.

Карточка №3

Вставьте пропущенные буквы. Зачеркните «лишнее» слово.

Г…..СТИНИЦА В…..ЛНЕНИЕ ЗАГР…..ЗНЕНИЕ БЕЗГР.....НИЧНЫЙ.


А…..УРАТНЫЙ ВЕСЕ…...ИЙ СУ…..ОТНИЙ СО…..НОВЫЙ.


НЕЛО.....КИЙ ЛЕ.....КИЙ КРЕ.....КИЙ ОБРА…..ЦОВЫЙ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 ча...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс

Урок русского языка для инофонов в проекте "Русский как иностранный"....

Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс

Урок русского языка для инофонов в проекте "Русский как иностранный"....

Методическая разработка к уроку "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка к  открытому уроку в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"...

Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение. Прилагательной вада". Тензебтембава."

Методическая разработка урока направлена на изучение имени прилагательного, развитию умений образовывать однокоренные имена прилагательные, способствовать развитию умения изменять имена прилагательные...