Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка для инофонов в проекте "Русский как иностранный".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saharova_e.a_urok-otchetnyy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Сахарова Екатерина Анатольевна
ШКОЛА ГБОУ Школа №1454 «Центр образования Тимирязевский»
КЛАСС 3
Урок русского языка.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока.
Образовательная:
- систематизация знаний уч-ся об имени прилагательных
- обобщение и совершенствование знаний о лексико-грамматических признаках прилагательных
Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, внимание, творческих способностей
- развитие речи, языкового чутья, интереса к предмету русского языка у учащихся
- развитие учебной самостоятельности
- развитие навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности, самостоятельность, активности, умение работать в группе.
Средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник Русский язык 3 класс (авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-М.Просвещение, 2013, карточки с заданиями, опорные схемы, презентация.
Этапы урока:
1. Организационно-мотивационный этап
Проверка готовности к уроку.
Разминка (дыхательная, фонетическая):
АЯ-ЯЯ АЯ-ЯЯ
ОЕ-ЕЕ ОЕ-ЕЕ
ЫЙ-ИЙ ЫЙ-ИЙ
ЫЙ-ОЙ ЫЙ-ОЙ
ЫЕ-ИЕ ЫЕ-ИЕ
ая-ая-ая она выросла большая
ой-ой-ой он вырос большой
ое-ое-ое оно выросло большое
ие-ие-ие они очень большие
2. Актуализация опорных знаний.
Задание для сильных учеников:
- Прослушайте слова, запомнив первые по порядку слоги, произнесите их вместе. У вас получится новое слово. Запишите его.
МОЛОКО НЕБО ТАРЕЛКА
РАМА КЕФИР ТАРАКАН
СИРЕНЬ НЯНЯ ЯКОРЬ
Задание для слабых инофонов: (слова записаны на карточках).
- Прочитайте слова. Разделите на слоги. Составьте новые слова по первым слогам. Запишите их.
Учащиеся записывают:
МОНЕТА
РАКЕТА
СИНЯЯ
- Чем похоже строение слов? (Слова имеют по три слога – трехсложные)
-Какое слово лишнее? Почему?
Учащиеся:
- Лишнее слово СИНЯЯ.
Возможные ответы детей:
-Ударный первый слог, в остальных словах ударение падает на второй слог.
-Имя прилагательное, остальные слова- имена существительные.
Сильные учащиеся могут выделить следующие различия:
- Количество звуков больше, чем количество букв.
- Не имеет орфограмму непроверяемого гласного, в других – имеется орфограмма непроверяемого гласного.
Учитель:
- Что называют имена существительные?
(Инофонам необходимо привести пример: стол, шкаф, стул…)
- Что называют имена прилагательные?
(Инофонам необходимо привести пример: холодный, светлый, высокий….) (Признаки предметов)
- Что называет слово синяя? (цвет)
(Инофонам необходимо привести пример: например, синяя тетрадь.)
3. Работа с картинками. Игра «Третий лишний»
Цель: работа с понятием признак предмета, классификация предметов по признакам.
Ученикам предъявляются картинки, на которых нарисованы предметы.
- Назови предметы. Какой предмет лишний? Почему? Каким признаком различается лишний предмет?
яблоко апельсин банан
(Лишний банан, так как яблоко, апельсин круглые; банан овальный. Различаются формой)
вишня смородина арбуз
(Лишний арбуз, так как вишня, смородина маленькие; арбуз большой. Различаются размером)
красная книга красная тетрадь синий альбом
(Лишний альбом, так как книга и тетрадь красные, альбом синий. Различаются цветом)
мальчик девочка старик (возраст: молодые – пожилой, старый)
перо лист клена гиря (вес: легкие – тяжелая)
веселые девочки веселые мальчики грустные ребята (настроение: веселые- грустные)
Учитель:
- Давайте вспомним, какие признаки вы назвали, сравнивая предметы: круглый….
(Учащиеся продолжают перечисление)
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признак?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Какая часть речи обозначает признак предмета?
(Прилагательное)
4. Работа с правилом.
Чтение правила. Дети называют свои примеры-прилагательные.
(Сильные ученики могут перед знакомством с правилом, самостоятельно дать определение понятию прилагательное, используя модель:
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – часть речи,
называет………………….,
отвечает на вопросы……..)
5. Физминутка
«Какой? Какая? И какое?», -
Дружно хором повторяем.
Мы вопросы эти знаем.
И на них мы отвечаем:
«Какой?» - классный наш урок,
«Какая?» - классная доска,
«Какое?» - классное настроение
У меня, и у тебя.
Прилагательные знаем,
Хором дружно повторяем:
«Не забудем никогда
Эти классные слова!»
6. Работа с текстом.
Цель: согласование прилагательных с существительным в роде, числе и падеже.
Текст записан на доске:
Жёлт… подсолнух за солнцем следит.
Жёлт… груша на ветке висит.
Жёлт… солнце на землю глядит.
Жёлт…свечка в окошке горит.
Жёлт… листья на землю летят.
Жёлтым ковром застелить все хотят.
Задание для сильных учеников:
- Прочитай текст. Спиши, вставляя окончания. Выдели окончание прилагательных. Стрелочками укажи связь между сущ. и прилагательным. Определи число, род, падеж. (Особо обратить внимание на словосочетание: желтым ковром. Застелить -чем? - жёлтЫМ коврОм.
Обратить внимание учеников на выразительный образ: листья, КАК ковёр лежат на земле).
Словообразовательная работа+ орфография:
Жёлтый – желтоватый
Жёлтый-желтеть
Задание для средних учеников:
- Прочитай текст. Спиши, вставляя окончания. Выдели окончание прилагательных. Подпиши части речи.
Задание для слабых учеников:
- Прочитай текст. Спиши, вставляя окончания. Выдели окончание прилагательных.
7. Послетекстовое упражнение
После наблюдения над именами существительными и прилагательными, ученики делают вывод о согласовании имени прилагательного с существительным в роде, числе, падеже).
8.Физминутка (упражнения на укрепление осанки)
9.Этап закрепления полученных знаний.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: работа с понятием признак предмета.
Один из учеников называет три прилагательных, обозначающих характерные свойства предмета. Другие ученики должны быстро назвать предмет, подходящий этим признакам.
Слабым ученикам можно предложить карточки с перечисленными признаками:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Высокий, прочный, кирпичный ...(дом)
Рыжая, пушистая, хитрая … (лиса)
Зеленая, колючая, нарядная … (елка)
Упражнение.
Цель: подбор прилагательного к существительному, использование в речи прилагательных-антонимов.
Для сильных учеников:
- Допиши предложение, выбрав подходящие прилагательные. Самостоятельно измени окончание прилагательных. Выдели окончание, определи число, род, падеж.
Река ….., а ручей …. . (узкий, широкий)
Камень ….., а пух ….. . (легкий, тяжелый)
Перец ….., а малина …. . (горький, сладкий)
Книга ….., а тетрадь …. . (тонкий, толстый)
Для слабых учеников:
- Допиши предложение, выбрав подходящие прилагательные.
Выдели окончание имен прилагательных.
Река быстрая, а ручей …. .
Камень тяжелый, а пух …. .
Перец горький, а малина …. .
Книга толстая, а тетрадь … .
Словарь: толстая, легкий, узкий, сладкая.
10. Домашнее задание.
Упражнение для сильных учеников:
- - Составьте и запишите словосочетания имя сущ. + имя прилаг. Окончание прилагательных изменяем самостоятельно.
Выбираем прилагательное: Выбираем существительное:
хороший плохой пирог письмо ответ отметка
старший младший брат-братья сестра – сестры
большой другой флаг флаги город слово
горячий свежий фильмы газета хлеб газеты
(Какорина Е.В.Русский язык: от ступени к ступени. Ч.3.М.: Этносфера, 2014. Упр.5 стр.40).
*2. Творческое задание
- Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке. Употребить прилагательные.
Упражнение для слабых учеников:
- Подберите к именам существительным имена прилагательные. Запишите составленные словосочетания. Выделите окончание прилагательных.
хороший письмо
плохое ответ
старший сестра
младшая хлеб
горячий газета
свежие брат
- Рефлексия. Оценка и самооценка.
- Вам понравился урок?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали?
- Оцените свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи." "
Это урок открытия новых знаний учащимися....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи обучающие: · систе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...