Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи»
2 класс, «Перспектива»
Цель урока: ознакомление учащихся с новой частью речи – именем прилагательным.
Задачи:
- обучающие:
- повторить знания о правописании изученных орфограмм;
- проследить взаимосвязь между именем существительным и именем прилагательным;
- развивающие:
- развивать устную и письменную речь (работа над словом, над словосочетанием, над предложением);
-воспитательные:
- способствовать воспитанию учебной активности;
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки;
- воспитывать взаимоуважение и доброжелательность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» Л. Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной для 2 кл.;
- индивидуальные карточки с заданием;
- изображение письменной буквы «г»;
- картинка с изображением весеннего леса.
План урока:
- организационный момент (3 мин);
- минутка чистописания (5-7 мин);
- актуализация знаний (5 мин);
- объяснение нового материала (5 мин);
- физкультминутка (3 мин);
- первичное закрепление (13 мин);
- подведение итогов урока, домашнее задание (с комментированием), рефлексия (5 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
- Громко прозвенел звонок - начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.
- Давайте поприветствуем друг друга и покажем, насколько мы готовы к уроку. Пожалуйста, садитесь.
- Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Не забудьте про орфограммы.
2. Минутка чистописания
Цель: отработка каллиграфического почерка.
- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, гриб, гроза, газета. (Звук [г]). Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный). Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ»). Сегодня на уроке мы будем работать над написанием буквы «г».
- Давайте вспомним, из каких элементов состоит прописная буква «Г»? (Горизонтальная линия с закруглением внизу влево, наклонная с закруглением внизу влево). Из каких элементов состоит строчная буква «г»? (Черта с закруглением вверху и внизу).
- Посмотрите на изображение буквы «г». Заглавную букву «Г» мы начинаем писать чуть ниже линии нерабочей строки. Ведем наклонную линию до нижней границы рабочей строки и, не доводя до нее, плавно закругляем влево. Сверху, возле самого начала наклонной линии делаем закругление и проводим прямую горизонтальную линию вправо вдоль границы нерабочей строки. Строчную «г» начинаем писать чуть ниже середины рабочей строки, плавно ведем линию вверх вправо до середины строки, закругляем линию и ведем вниз. Не доходя до нижней границы рабочей строки, делаем закругление вправо и ведем линию чуть выше нижней границы рабочей строки. Пропишите, пожалуйста, в своих тетрадях прописную и строчную буквы «г». Не забудьте, что у нас минутка чистописания, и писать нужно аккуратно и красиво.
- На следующей строке пропишите верхнее и нижнее соединение буквы «г». С какой буквой согласного звука вы будете прописывать верхнее соединение? («н»). С какой буквой согласного звука вы будете прописывать нижнее соединение? («л»).
- Вспомните, пожалуйста, словарные слова, которые вы учили на букву «г». (Герой, город, горох, группа). Запишите их у себя в тетради через запятую. На доске нам их запишет … . Не забудьте выделить все орфограммы в этих словах.
(Проверка записанных слов).
- Ребята, что мы повторяли в этой работе? (Мы повторили элементы буквы «г», закрепили в памяти правописание словарных слов).
3. Актуализация знаний
Цель: повторение усвоенных знаний об имени существительном, глаголе.
- Какой частью речи является слова, которые вы записали? (Имена существительные). Что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?»). Какие характеристики вы можете дать этим предметам? (Неодушевленные, нарицательные).
- Какую еще часть речи мы знаем? (Глагол). Что такое глагол? (Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?»). Попробуем подобрать к данным существительным родственные слова - глаголы. (Геройствовать, городить, группировать).
- Из какого слова не получилось образовать глагол? (Горох). Есть ли у этого существительного родственные слова из других частей речи? (Да, гороховый). На какой вопрос отвечает это слово? («Какой?»). Такой вопрос нам еще не встречался в имени существительном и глаголе? (Нет). Давайте разбираться, что это за новое слово.
- Объяснение нового материала
Цель: ознакомление с новой частью речи – именем прилагательным.
- У меня в руках тетрадь. Какого она цвета? (Синего). Какого цвета доска? (Зеленого). Какая чаще всего лиса бывает в сказках? (Хитрая). А заяц? (Трусливый). Какую форму имеет мяч? (Круглую). Какого цвета солнце на небе? (Желтого). На какой вопрос все эти слова отвечают? («Какого?», «Какая?», «Какую?»).
- Как вы думаете, что обозначают все эти слова, которые мы перечислили? (Признаки предметов). Может быть, кто-то уже догадался, как называется эта часть речи? (Имя прилагательное). Это имя прилагательное. Вы правы, ребята.
- Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет - оранжевый апельсин (пример ученика), форму - круглая Земля (пример ученика), вкус - соленый сыр (пример ученика), размер - большой грузовик (пример ученика), запах – душистая черемуха (пример ученика), внутренние качества людей и животных – храбрый воин (пример ученика), внешние качества человека – красивая девочка (пример ученика) и так далее. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему, поэтому эту часть речи так и назвали – имя прилагательное.
- Попробуйте дать самостоятельно определение имени прилагательного. (ответы учеников)
- Молодцы. Откройте свои учебники на 99-й странице. Давайте прочитаем высказывание проф. Самоварова и сравним ваше определение и его.
- Какой вывод вы для себя сделали? (Существует еще одна часть речи – имя прилагательное. Оно отвечает на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Оно всегда связано с существительным).
- Физкультминутка
Цель: расслабление мышц.
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
- Первичное закрепление
Цель: организация работы по закреплению нового понятия.
- Вспомните, к какому существительному вы не смогли подобрать однокоренное слово, выраженное глаголом? (Горох). Какое родственное слово-имя прилагательное вы подобрали? (Гороховый). Гороховый – это сделанный из гороха. Что бывает гороховым? (Суп). Запишите это, выделите корень («Горох – гороховый»). Давайте образуем прилагательные от слов, записанных у меня на доске (металл, парад, дерево, телефон). (вызов к доске детей)
- Вы заметили, что эти прилагательные заменяют собой словосочетание «сделанный из»? Например, словосочетание «суп, сделанный из гороха» легко заменяется словосочетанием «гороховый суп». Это делает нашу речь быстрой и экономичной по времени.
- На доске написаны слова (короткий, белый, холод, соленый, холодный, синеет, кислота, голубой, горький, кислый, сладкий). Прочитайте их внимательно. Какие части речи здесь встречаются? (Существительные, глаголы, прилагательные). Вам нужно будет записать имена прилагательные в два столбика: первый столбик – имена прилагательные, обозначающие цвет, во второй – имена прилагательные, обозначающие вкус. (карточки-названия столбиков) Если все понятно, выполняем самостоятельно. Внимательно списывайте слова, не допускайте ошибок в написании. (взаимопроверка с комментированием с места)
- Сравните два высказывания: «во дворе стоит дуб» и «во дворе стоит могучий старый дуб». Какое из высказываний дает более точную информацию? (Второе, т. к. прилагательные в нем описали дуб, и предложение стало образнее).
- Возьмите ваши карточки. Прочитайте задание. Вам нужно будет раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. На месте пропусков, где длинная черта, вы должны будете вписать имена прилагательные. Они указаны ниже. Где нужно, измените форму прилагательного, но каждое прилагательное вы должны использовать только один раз. Начинайте работать. Эта работа будет на оценку. ((В)л.су цв.тет ___ орешник. (По)опушкам л.сов, (по)склонам оврагов (по).вились ___ цв.ты. ___ орел (с)вил себе гн.здо на ___ дереве. ___ л.са (до)бралась (до)курятника. Ранний, хитрый, высокий, могучий, старый, рыжий).
- Давайте теперь мы все вместе составим несколько предложений по этой картинке. (обсуждение и составление предложений на доске и в тетради) (дополнительное задание)
- Какой вывод вы для себя сделали? (Имена прилагательные могут образовываться из имен существительных, употребление имен прилагательных обогащает нашу речь, имена прилагательные могут образовываться из имен существительных, заменяя словосочетание «сделанный из»).
- Подведение итогов урока, домашнее задание (с комментированием), рефлексия
Цель: выявление уровня усвоения материала, объяснение домашнего задания, самоанализ урока учащимися.
- Ребята, с какой новой частью речи мы сегодня познакомились? (Имя прилагательное). Кто-нибудь может по памяти дать определение имени прилагательного? (ответы учеников). Какое явление мы наблюдали, выполняя задания? (Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, употребление имен прилагательных обогащает нашу речь, имена прилагательные могут образовываться из имен существительных, заменяя словосочетание «сделанный из»).
- Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание. Стр. 99-я – выучить правило. Упр. 138-е. Откройте его. Дома вам надо будет указать признаки предметов: вкус, форма, цвет. Давайте устно попробуем это сделать со словом «апельсин». Какой у него вкус? (Кислый). Какой он по форме? (Круглый). Какой у него цвет? (Оранжевый). Всем понятно задание? Не забудьте после упражнения написать 5 словарных слов.
- Поднимите, пожалуйста, руки, кто все понял и остался доволен своей работой. Поднимите руки те, кто не совсем все понял. И поднимите руки те, кто совсем ничего не понял.
- Ребята, вы молодцы. Я очень довольна вашей работой. Всем спасибо, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс
Урок русского языка для инофонов в проекте "Русский как иностранный"....
Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс
Урок русского языка для инофонов в проекте "Русский как иностранный"....
Разработка урока"Имя прилагательное как часть речи" 4 класс
Имя прилагательное как часть речи (Значение и употребление в речи. Словообразование)Цели урока:Повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить ...
Урок "Имя прилагательное как часть речи"
Урок "Имя прилагательное как часть речи" знакомит детей новой для них частью речи, был проведён во 2 классе по УМК "Планета знаний"...
Презентация к уроку "Имя прилагательное как часть речи"
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Конспект урока" Имя прилагательное как часть речи. "
Имя прилагательное как часть речи....
Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?
Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...