Конспект открытого урока по русскому языку в четвёртом классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Правописание мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа.

 

Цели.

1.                Формирование знаний детей о правописании мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа.

2.                Развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.

3.                Воспитывать чувство толерантности при работе в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   открытого   урока   по    русскому языку

в четвёртом классе.

Тема. Правописание мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа.

Цели.

  1. Формирование знаний детей о правописании мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа.
  2. Развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.
  3. Воспитывать чувство толерантности при работе в группах.

Организация класса.

Мотивация учебной деятельности.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол)

Учитель. Сегодня мы продолжим исследование этой части речи.

Актуализация знаний.

На каждой парте у детей лежат карточки со словами.

Учитель. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о записанных словах?

Ученик. Они принадлежат к разным частям речи, разные по составу.

Ученик. В каждом из них употреблён мягкий знак.

Учитель. Сравните звуко – буквенный состав этих слов. Что вы можете сказать?

Ученик. Количество звуков и букв в этих словах разное, потому что во всех словах есть Ь, а он звука не обозначает.

Ученик. А я не согласен, в словах перья, рисуешь, варенье количество звуков и букв одинаковое, так как есть йотированные гласные.

Учитель. Какие задания к этим словам вы можете предложить?

Ученик. Можно распределить эти слова по частям речи.

Ученик. А я предлагаю распределить их по звуко-буквенному составу.

Учитель. Распределите слова на группы, используя знания о написании Ь в словах.

Работа в группах. Дети распределяют слова на группы.

Проверка работы. 

У учителя карточки со словами и карточки с правилами написания Ь в словах.

Учитель. Как вы распределили слова?

Ученик. В первую группу мы отнесли слова мышь и рожь, потому что это существительные ж.р. с шипящим на конце.

По ходу ответов детей создаётся таблица.

Ученик. Во вторую группу мы отнесли слова варенье и перья, так как эти слова с разделительным Ь.

После каждого ответа таблица дополняется и  после выступления каждой группы приобретает форму:

 Ь на конце сущ. после шипящих

раздели -

тельный  ь

Ь для обозначения мягкости согл.

-тся и –ться

в глаголах

мышь

рожь

варенье

перья

Тень

коньки

улыбаться

торопиться

нарисуешь

говоришь

Учитель. Написание каких слов мы не обосновали правилом?

Ученик. Правописание мягкого знака у глаголов.

Открытие новых знаний.

Учитель. Запишите эти слова, выделите личные окончания глаголов.

Учитель. Чем особенно (необычно, интересно) это окончание?

Ученик. Эти окончания с шипящим на конце.

Ученик. Звук [ш] – всегда твёрдый, но после него здесь пишется Ь, но он не показатель мягкости.

Учитель. Какие знания нам необходимы, чтобы сделать вывод о написании этих слов?

Ученик. Я предлагаю определить грамматические признаки глагола.

Учитель. Определите грамматические признаки глагола.

Ученик. нарисуешь – сов.вид, буд. простое время, ед.ч., 2 лицо.

              говоришь - несов.вид, настоящее время, ед.ч., 2 лицо.

Учитель. Вы готовы сделать вывод о написании Ь у глагола?

Ученик. Нет, нам не хватает знаний.

Учитель. Продолжим исследование.

Учитель. Прочитайте. Определите жанр прочитанного. (Малый фольклорный жанр)

На карточках пословицы.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Упустишь время – потеряешь час.

Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. Выпишите глаголы.

                  Как вы считаете, как удобнее записать глаголы: в строчку или в столбик?

Ученик. Я предполагаю, что удобнее записать в столбик, потому что так легче провести исследование.

Ученик. Я согласен, но хочу дополнить, что так чётко будут просматриваться грамматические признаки глаголов.

Работа в парах.

Инструкция для работы в парах.

  1. Выделите личные окончания глаголов.
  2. Укажите грамматические признаки глаголов.
  3. Какие общие грамматические признаки у глаголов?
  4. Сделайте вывод.

У детей в тетради следующая запись:

Пролежишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Побежишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Любишь – несов.в., н.вр., 2 л., ед.ч.

Упустишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Потеряешь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Поспешишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Насмешишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч.

Учитель. Что вы заметили?

Ученик. Я заметил, что все глаголы 2лица, ед. числа.

Учитель. Достаточно у нас оснований сделать вывод правила?

Ученик. Я могу предположить, что у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих.

Ученик. А я уверен, что у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих.

Заполняем  последнюю графу в таблице.

Ь на конце сущ. после шипящих

раздели -

тельный  ь

Ь для обозначения мягкости согл.

-тся и –ться

в глаголах

Ь после шипящих у глаголов 2л. ед.ч.

мышь

рожь

варенье

перья

Тень

коньки

улыбаться

торопиться

нарисуешь

говоришь

Учитель. Что нового вы узнали?

Ученик. Мы узнали о правописании глаголов 2 лица ед.ч.

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученик. Правописание глаголов с шипящим на конце.

Ученик. Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Учитель. Запишите ещё 3 глагола по этой теме.

(Дети предложили записать такие слова: сидишь, рисуешь, говоришь, идёшь, поёшь, танцуешь и др.)

Учитель. Почему пишется Ь у этих глаголов?

Ученик. Это глаголы 2 лица единственного числа и у них пишется Ь.

Учитель. Обратимся к учебнику. Какую справку об этом даёт нам автор?

      Когда-то звук [ш] в русском языке был мягким и после него в глаголах 2-го лица единственного числа писался Ь. Со временем звук [ш] отвердел, а мягкий знак остался. Теперь он пишется по традиции: читаешь, смеёшься. (Учебник «Русский язык», авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева, 4 класс, часть 2, стр.46.)

 Учитель. На какую особенность автор хотел обратить наше внимание.

Ученик. Я думаю, что Ь пишется в глаголах по традиции.

 

Учитель. На что указывает Ь в этих глаголах?

(Дети затруднились с ответом на этот вопрос.)

Учитель. Мягкий знак в этих словах – показатель грамматической формы. Указывает на 2 лицо, единственное число.

Работа с учебником. Упр.338. (Учебник «Русский язык», авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева, 4 класс, часть 2, стр.46.)

Учитель. Познакомимся с заданием упражнения.

Какие ещё случаи традиционного написания мягкого знака после шипящих ты знаешь?

Какие тебе известны случаи традиционного написания букв гласных после шипящих?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Ученик. Ь по традиции пишется у существительных женского рода. Например: мышь, печь, дочь.

Ученик. Гласные после шипящих пишутся в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Первичное закрепление полученных знаний.

Игра «Магнит».

На доске закреплены два магнита и карточки с правилами.

Задание. Распределить слова на группы.(каждый магнит притягивает слова, соответствующие правилу)

Учитель. Как лучше расположить слова: в строчку или в столбик?

Ученик.  В столбик, чтобы лучше запомнить правило.

Ученик.  В столбик, так чётко видно окончание слов.

Учитель. Обратите внимание! Это упражнение поможет правильно выполнить домашнее задание.

(Дети распределяют слова на группы, объясняя свой выбор.)

Дети объясняют орфограммы оставшихся слов.

                     Это существительное мужского рода.

                     Это существительное в Р.п., множественное число.

Учитель. Какие правила написания Ь вы знаете?

Ученик. Ь на конце существительных после шипящих

Ученик. Ь после шипящих у глаголов 2л. ед. ч.

Ученик. Разделительный  ь.

Ученик. Ь для обозначения мягкости согласных.

 Ученик. Написание   -тся и –ться в глаголах.            

Работа с текстом.

живёшь

встаёшь

хитришь

лукавишь

избежишь

Учитель. Почему вы записали эти глаголы с Ь?

Ученик. Это глаголы 2 лица ед.числа.

Ученик. У глаголов с шипящим на конце всегда по традиции пишется Ь.

Итог урока.

Учитель. Вспомним, что такое диалог?

Ученик. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Работа в парах. Составьте диалог по теме нашего урока, используя глаголы 2 лица ед.числа.

-            ?

-            .

-             ?

-             .

Ученик 1. Как ты напишешь глагол поёшь?

Ученик 2. Это глагол 2 л., ед.ч., я напишу его с Ь на конце.

Ученик 1. Назовёшь ещё глаголы 2 л., ед.ч.?

Ученик 2. Смотришь, ползаешь, говоришь.

Ученик 1. Какие новые знания ты получил сегодня на уроке?

Ученик 2. Я теперь знаю, что глаголы 2 л., ед.ч. пишутся с Ь.

Ученик 1. Можешь назвать такие глаголы?

Ученик 2. Бежишь, летаешь, спишь.

Самооценка деятельности.

Учитель. Просмотрите работу в тетради. И закончите предложение:

                     

                Сегодня на уроке я работал …, поэтому ….

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

Конспект открытого урока английского языка в 3 классе

Открытый урок английского языка в 3 классе (второй год обучения) по УМК З.Биболетовой Английский с удовольствием по теме День рождения....

Конспект открытого урока английского языка во 2 классе по теме: "Игрушки".

Конспект открытого  урока английского языка во 2 классе по теме: «Игрушки».   Подготовилаучитель английского языкаШевлягина Юлия Борисовна 2012-2...

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Урок -закрепление длч учащихся 4 класса по теме " Имя существительное"...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».

План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....