Конспект открытого урока по обучению грамоте (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ильмурзина Тамара Ивановна

Конспект открытого урока обучение грамоте в 1 «А» классе

Тема «Буква Х, х и звуки [х], [х’]».

Цель урока: cоздать условия для ознакомления учащихся с согласной буквой Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи урока:

образовательная отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

развивающая развивать фонематический слух, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

 воспитательная способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты,  бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование урока: компьютер,  презентация, учебник                       

Тип урока:  открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_obucheniya_gramote.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока обучение грамоте в 1 «А» классе

Тема «Буква Х, х и звуки [х], [х’]».

Цель урока: cоздать условия для ознакомления учащихся с согласной буквой Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи урока:

образовательная отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

развивающая развивать фонематический слух, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

 воспитательная способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты,  бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование урока: компьютер,  презентация, учебник                       

Тип урока:  открытие новых знаний 

Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

1.Этап мотивации.      (1мин)

-Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас  на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу,  пожелайте  всем хорошего настроения и успехов на уроке.

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

  (8-10 мин)

- К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать?

      Если хочешь много знать,

     Многого добиться,

     Обязательно читать,

     Должен научиться.

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

     Хрюша сел на петуха.
    Мы смеялись: …!
    (ха - ха - ха!)

     Сочинять он стал стихи -
    Мы смеялись:…!
    (хи - хи - хи!)

- С каких звуков начинались досказанные слова?

             

- Прочитайте  тему урока. Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.          

 Давайте вместе определим задачи урока:

Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Познакомиться с … (новой буквой )

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

- Итак, что мы сделали?

(Назвали тему, поставили задачи.)

-Это урок повторения или открытие новых знаний?

 

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Звуки бывают…

При  произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…  Примеры…

Гласные а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные  я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…

Игра «3 лишний» (вычеркнуть в каждой тройке лишнюю букву)

Работа в парах:    А,У, И            Н, М, Ш            И, Р, Е

                                 Е, Я, О           В, Ш, Ж           С, Ы,  Т

 Самопроверка (на доске ответы)

- У кого всё верно, поставьте +.

Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

  Личностное УУД     (жизненное самоопределение)

3.Работа над   новым материалом в учебнике.

  (8 – 10 мин)

 1.Знакомство с новыми звуками.

- Какие первые звуки слышали  в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

 - Как характеризуем звуки?

(согласный, глухой, твёрдый, мягкий)

ВЫВОД:

 Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми, мягкими, непарный.

- Определи твердость-мягкость (показывают синий или зелёный квадратик).

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый, химик.

-Составьте схему слова: 1 вариант - хомяк, 2 вариант –химик.

- Что мы делали на этом этапе?

-Какую задачу выполняли?

- Оцените свои успехи.

  Я умею слышать и отличать звуки х, х от других.

2. Знакомство с буквой.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой «ха».   Покажите  в учебнике.

- Зачем нужна заглавная буква?

 ВЫВОД:

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха?

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

    Ха – забавная игрушка,

    Деревянная  вертушка-

   Ветру вольному подружка.

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?

- Оцените по второму  критерию свои успехи.

  Я знаю букву Х.

- О ком идёт речь?

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)

                Физминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами)

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (мыслительные

операции)

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

4.Первичное закрепление.

  (2 мин)

 3. Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель  достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги на экране, работаем в парах, читаем на ушко. Один читает столбики, другой - строчки.

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД

5.Включение нового знания в систему знаний.

  (7 мин)

4. Чтение столбиков слов  с новыми звуками.

-Прочитайте слова в столбиках стр. 39

- Отгадайте загадки:

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)

-Какая схема соответствует слову хлеб? (на доске)

- Докажите.

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово «хлеб» имеет несколько значений: (показать слайды)

        ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

             Родственные слова.

-  Ласково назовём ... (хлебушек)

-  Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

-  Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

-  Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

-  Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебозавод)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

1. Самостоятельное чтение текста.

2. Подбор заголовка.

3. Работа в парах. (Сильный - задаёт вопросы по содержанию текста, слабый - отвечает)

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Активизация словаря.

Познавательные УУД (информационные).

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.

6.Задания на развитие речи и внимания.

  (7 мин)

- Давайте посмотрим, какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков?

Рассказ учителя по  слайдам:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно  сеют на поле;

в) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

г) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

д) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

-Как мы должны относиться к хлебу?

(Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб)

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

4. Первичное чтение. Чтение по ролям «Страх и смелость». Работа в парах.

- Как вы поняли смысл рассказа?

- Что такое скирда? Найдите это  слово в словаре дома.

Личностные УУД:

эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие)

7.Итог урока.

  Рефлексия.

(2 мин)

Самооценка

работы

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Оцените свою работу по критериям:

- Я умею слышать и отличать новые звуки от других.

- Я знаю букву Х.

- Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х.

Оцените цветом:

 1. Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёный)

 2. Испытывает затруднение (синий)

 3. Ничего не понял (красный)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

конспект открытого урока по обучению грамоте

Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...

открытый урок по обучению грамоте 1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]

Интегрированный урок по обучению грамоте   1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]...

Исаенко Т.Н. Открытый урок по обучению грамоте 1 класс.Буква Гг.

Конспект открытого урока по обучению грамоте УМК "Школа России" по ФГОС с использованием системно-деятельностного подхода.Знакомство с буквой Гг....

Конспект открытого урока по обучению грамоте Тема: «А.С.Пушкин» Работа с текстом

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в...

Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Конспект  урока обучения  грамоте № 52   по теме «Мягкий знак  – показатель мягкости согласного звука». Данный  урок обучения грамоте в системе ур...