Конспект открытого урока по обучению грамоте Тема: «А.С.Пушкин» Работа с текстом
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в подборе рифм к словам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 30.81 КБ |
Презентация к уроку | 926.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «А. С. Пушкин»
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в подборе рифм к словам.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
- Организационный момент
Слайд1
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь лицом к гостям и поздоровайтесь.
Слайд 2
Речевая разминка
Ой-ой-ой – Попрощались мы с зимой.
Арт-арт-арт – Наступает месяц март.
Ай-ай-ай – Приходи скорее май!.
- Повторение изученного материала.
1.Актуализация.
- Ребята, на уроке русского языка мы начали изучать тему: « Текст, предложение, диалог». Давайте вспомним, всё, что мы уже изучили, а для этого вам нужно ответить на мои вопросы.
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
-Из чего состоит предложение?
- Как мы можем разделить слова?
- Что мы можем поставить в слове?
2.Игра «Закончи предложение».
- Текст состоит из (предложений).
- Предложение состоит из (слов).
- Предложение выражает (законченную) мысль.
- Слова в предложении связаны (между собою по смыслу).
- Первое слово в предложении записывается с (большой юуквы).
- В конце предложения ставится (точка).
III. Работа над новой темой.
1.Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.92.
- Кого вы видите на картинке? Чей портрет изображён? (- Правильно, А.С.Пушкин)
Слайд 3
- Давайте прочтём, как правильно пишется имя поэта.Запомним.
Дети читают. (Обращаем внимание на написание большой буквы в именах собственных).
Слайд4
- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Его нарисовал выдающийся русский художник-портретист Тропинин Василий Андреевич. О нём мы будем говорить на уроках изобразительного искусства.
Слайд 5
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в небогатой дворянской помещичьей семье. Это было более 200 лет назад. В последствии ,этому мальчику суждено было стать одним из величайших поэтов России. С раннего детства он воспитывался в литературной среде, так что с уверенностью можно сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец его был ценителем литературы, а дядя был известным поэтом. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня Арина Родионовна, простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Пушкин говорил о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма». Говор у Арины Родионовны был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню, ласково называл матушкой .Её поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений.
Пушкин рано научился читать. А в 4 года уже создавал свои первые литературные произведения.
За свою недолгую жизнь он написал много поэм, романов, стихов и сказок.
Звучит музыка. (Если вы не так уж боитесь Кощея…» Слайд 6
-Ребята, может быть, кто-нибудь знает и может перечислить сказки Александра Сергеевича?(Ответы детей)
Слайд 7
- А.С. Пушкин сочинил 6 сказок, правда шестую ,«Сказку о Медведихе», он не успел окончить, т.к. погиб на дуэли. Об этом мы поговорим с вами в другой раз.
-Давайте посмотрим иллюстрации к сказкам поэта.
Слайд 8
- А сейчас прочитаем вывод из всего вышесказанного в учебнике на с.92(Хоровое чтение)
«Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А.С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины.
IV.Физминутка
-Физминутка у нас сегодня тоже будет сказочная. Мы с вами покажем сказку «Купим мы бабушка…»
V.Закрепление
Работа с текстом
-Ребята, чем отличается стихотворный текст от прозаического?
Стихотворная речь - речь в форме рифмы, а в прозаической рифмы нету! Примером для стихотворной речи может служить любой стих, Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?
Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
Слайд 9
1.Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
2. Слайд 10
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Вывод:
Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
- А кто знает, что такое рифма?(Ответы детей)
Слайд 11
- Сегодня мы будем с вами работать с отрывком из сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне.
Стр.93
1.Первичное чтение учителем(дети следят глазами).
-О чём идёт речь в этом отрывке?
- Как вы думаете, мы слышим диалог или монолог? Почему? (ответы детей).
2.Словарно-орфографическая работа.
- Пробегите глазками ещё раз этот текст и скажите, есть ли слова, которые вам непонятны?(Если есть, то учитель объясняет значение непонятных слов, а если таких для детей не нашлось, то учитель сам предлагает слова для обсуждения). Слайд 12
- Мольба (1. Горячая, страстная просьба; 2. Молитва о ком-то или о чем-то.
- Рожок (1. Маленький рог; 2. Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом. Сигнальный рожок. Пастуший рожок; 3. Изогнутая полукруглая лопаточка, помогающая надевать обувь.)
- Светлоокий (1. Устар. То же, что светлоглазый.)
- Красна дева (На Руси слово красный означало прекрасный, красивый. Таким образом, красная девица - это прекрасная девушка)
- На сторОже (В значении сказуемого Насторожившись, чтобы предупредить возможную опасность, неожиданность. Быть, держаться настороже.)
3.Вторичное чтение
1)Чтение половинок слов при помощи листа А-4
2)Чтение перевёрнутого текста.
3)Выразительное чтение учащимися.
4)Нахождение рифм.(Выборочное чтение)
- Т.К.сегодня мы работаем со стихотворным текстом, значит обязательно в нем есть рифмы. Что такое рифмы мы вспомнили чуть раньше. Рифма -
это звуковые совпадения в конце строк .
- А теперь найдите в тексте и назовите рифмы: Слайд 13
Показался
Погнался
Дружок
Рожок
Глубокой
Светлоокий
Любя
Тебя
Ответе
Свете
Молодой
Мой
Ясный
Красной
Стою
Мою Слайд 14
- Какие вы сегодня молодцы.
5)Галерея иллюстраций к «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях»
Слайд 15
- Кто читал, или кому мама читала эту сказку полностью?
- Какие моменты изображены на иллюстрациях?
- А теперь взгляните на иллюстрацию в учебнике. Какая именно картинка соответствует прочитанному тексту?
- К какой сказке А.С.Пушкина относится рисунок на стр.93?
6) Работа в группах Слайд 16
1 ряд,2 ряд и 3 ряд.
Задание всем группам. За 1 минуту придумайте рифму к слову:
кошка | тучка | ночка |
Подведение итогов работы в группах.
VI. Рефлексия
- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- С каким поэтом мы познакомились?
- С отрывком из какого произведения мы работали?
Слайд 17
- Перед вами лежат разноцветные кружочки. Возьмите в руки простой карандаш. Если вы остались довольны собой в течение всего урока, то нарисуйте улыбающееся личико, а если вы старались, но у вас не всё получилось, то у смайлика опустите уголочки рта вниз.
- Покажите свой результат.
- Д.З. раскрасить иллюстрацию к сказкам А.С.Пушкина для создания классной художественной галереи, и читать дома этот текст 5 раз!
- Спасибо за урок, всего доброго!. Слайд 18
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
конспект открытого урока по обучению грамоте
Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...
Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.
Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...
Открытый урок по обучению грамоте.Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ш.
Цель: Закреить у обучающихся знания о сочетании Ши; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление , внимание; воспитывать уважение к старшим....
Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....
План-конспект открытого урока по обучению грамоте на тему "Письмо слов и предложений с изученными буквами" (1 класс)
Открытый урок по письму в 1 классе...
Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Конспект урока обучения грамоте № 52 по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука». Данный урок обучения грамоте в системе ур...