открытый урок по обучению грамоте 1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Khon Alyona Vilorievna

Интегрированный урок по обучению грамоте   1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                               Хон Алёна Вилориевна

Тема урока: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,

 звуки [м], [м'], буквы М, м

 Цель: познакомить учащихся с биографией поэтессы Е. А. Благининой и  произведением «Посидим в тишине», познакомить учащихся со звуками [м], [м'], буквами М, м

 Задачи:

 развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворного текста,

 формировать добрые чувства  к близким людям,

 воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме,

 учить правилам поведения дома.

 Оборудование: 

- учебник «Родное слово», портрет Е. А. Благининой,  кроссворд  по изученному материалу,  на доске написаны предложения: Самое прекрасное слово на земле – мама. Мама спит. Я  играю спокойно.

План урока

Наименование этапаурока

время

1.Организационный этап

1

2. Мотивация к деятельности.  Постановка целей и определение темы урока.

3

3.Оформление работы.

2

4.Минутки чистописания.

3

5.Речевая гимнастика.

2

6. Подготовка к восприятию. Подбор ассоциациативных слов

3

7. Знакомство с автором произведения

Физкультминутка

3

1

8. Восприятие стихотворения и его анализ

а) Чтение учеником

б) Самостоятельное чтение

в) Анализ стихотворения, выборочное чтение

г) Словарная работа

2

3

6

2

9. Работа по учебнику стр. 70 задание 1.

Работа в тетради. Словарная работа.

5

Физкультминутка 

1

10. Закрепление стр. 71 правило

3

11.Подготовка к выразительному чтению.

1

12. Выразительное чтение.

2

13. Итог урока. Домашнее задание.

2

Ход урока

1.Организационный этап

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

С темой урока вы ознакомитесь чуть позже. А сейчас откройте свои таблицы.

2. Мотивация к деятельности.  Постановка целей и определение темы урока.

          Посмотрите на доску, вам нужно разгадать кроссворд и вы узнаете, о ком мы будем читать сегодня на уроке

1 М

А

л

ы

ш

2 А

и

с

т

3 д

о

М

4 В

Е

С

Н

А

1.О щеночке он мечтает,

   Друг к нему в окно влетает,

   Гость он всех высотных крыш,

   А зовут его ...(Малыш)

        2.  Это старый наш знакомый:

             Он живёт на крыше дома —

             Длинноногий, длинноносый,

            Длинношеий, безголосый.

            Он летает на охоту  

            За лягушками к болоту.   (Ответ: аист)

                                           3. Друг на дружке ровно в ряд

                                               Эти кубики стоят,

                                               В каждом есть окно и вход,

                                               В каждом кто-нибудь живет. (дом)

        4. Вдруг чирикнул воробей

            После зимней стужи,

            Солнце ярче и теплей,

            На дорожках лужи.

            Вся застывшая природа

            Пробудилась ото сна,

            Отступает непогода,

            Это к нам идет… (Весна).

- О ком мы сегодня будем читать? Прочитайте в выделенных клеточках это слово.

  Мама.

-А с какой буквы начинается слово мама?

- Молодцы, ребята. Итак, сегодня на уроке мы будем читать о маме, работать  со звуками [м], [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать  и писать слоги, слова с этой буквой.

3.Оформление работы.

- Откроем тетрадки, и запишем сегодняшнее число.

4.Минутки чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы пропишем красиво и аккуратно букву, которая обозначает звуки  [м], [м’] прописную и строчную , и слоги с этой буквой.

Мм ми ме мё мя мю

му мы мо мэ ма

- Подскажите, пожалуйста,  а чем отличаются слоги первого ряда, от слогов второго ряда?

5.Речевая гимнастика.

Му-му-му – в руки букву я возьму

Мы-мы-мы – ждем весны.

Ом-ом-ом – мы построим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – едим мы эскимо.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

- Давайте, попробуем назвать слова, которые начинаются с этих слогов.

- молодцы! Вот на этом слове мы остановимся, спасибо!

6. Подготовка к восприятию. Подбор ассоциациативных слов

-Ребята, а какая она - мама? Подберите слова, которые характеризуют наших мам.

                                           

- Спасибо, ребята! Какие замечательные слова о маме мы услышали.

           Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно  на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и  чуткое  - в нем  никогда  не гаснет любовь, оно ни к чему не остается  равнодушным.

            И сколько бы ни было тебе лет  - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И  чем больше  твоя любовь  к матери, тем радостнее  и светлее  жизнь.

            Давайте поучимся читать красивое предложение о маме. (На доске)

Самое прекрасное слово на земле – мама.

- Как его надо прочитать?

- Давайте, запишем это предложение в тетрадку, выделяя орфограммы.

7. Знакомство с автором произведения

             Чтобы узнать со стихотворением, какого автора мы познакомимся,  вам нужно читать слоги  через один (сначала в треугольниках, затем в прямоугольниках).

Е – Бла – ле – ги - на –ни- на

            Сегодня мы познакомимся с произведением замечательной поэтессы 20 века Елены Александровны Благининой (Показ портрета поэтессы). Но сначала немного расскажу о ней.

             Е. А. Благинина была современником К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака. Печатать свои стихи начала  в журнале «Мурзилка».

У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они  с родителями  и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи  А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи  и сказки. Закончив институт, она переводила на русский язык  стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений  - девочки. Сегодня мы будем читать произведение «Посидим в тишине».

Физкультминутка  

Мы топаем ногами

 Мы топаем ногами.

 Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.)

 Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.)

 Качаем головой. (Наклоны головы вправо, влево.)

 Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

 Мы руки опускаем, (Руки вниз.)

 Мы руки разведем, (Руки в стороны.)

 И побежим кругом. (Бег.)         

8. Восприятие стихотворения и его анализ

а) Чтение учеником

(Проверка первичного восприятия текста)

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- О ком это стихотворение?

б) Самостоятельное чтение

   Откройте учебники на странице  72.

 Прочитайте это стихотворение в полголоса.

в) Анализ стихотворения, выборочное чтение

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что больше всего понравилось?

- Почему девочка решила не играть?

- Что она заметила в комнате?

- Найдите в тексте, что сказала девочка лучу.

- Зачем она это сказала лучу?

- Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку. Что значит «метнулся»?

- Что бы вы сделали на месте девочки? (задёрнули шторы…)

- Найдите  в тексте приём олицетворения, когда предметы изображаются как живые существа (луч крадётся).

г) Словарная работа

Объясните значение словосочетания: луч крадётся (тихонько подбирается)

9. Работа по учебнику стр. 70 задание 1. Работа в тетради. Словарная работа.

-Ребята, прочитайте чистоговорки.

-Какое слово повторяется в этих чистоговорках?

-Молоко.

-Словарную работу сегодня мы начнем с этого слова.

-молоко

 -молния

Физкультминутка 

Мы писали, мы писали,                                  Мы читали, мы читали,

 Наши пальчики устали.                               Наши глазки устали.

 А теперь мы отдохнем-                                А теперь мы отдохнем-

 И опять писать начнем.                             И опять читать начнем.

 -морковь

 -машина

10. Закрепление стр. 71 правило

- Прочитайте и закончите предложения.(устно)

а) Словесное иллюстрирование.

- Представьте, что вы -  художники. Что бы вы нарисовали к предложениям?

Мама спит.

- Пустую комнату, лежит мама - она спит, никто не мешает.

- Кто нарисовал бы по-другому?

- Какую  иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению

Я играю спокойно.

- Назовите игры, в которые можно играть спокойно (лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать…).

б) Музыкальное иллюстрирование.

- А теперь представьте, что вы – композиторы.

- Какую музыку вы бы написали к этому произведению? (тихую, плавную)

- Исполните (поют стихотворение на собственную мелодию).

- Какая она по настроению? (спокойная)

 11.Подготовка к выразительному чтению.

   Чтобы прочитать стихотворение выразительно, надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.

- Подумайте, как будем читать стихотворение? (тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием)

- Где будем делать паузы? (где стоят знаки  препинания)

12. Выразительное чтение.

Несколько учащихся читают

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?

- Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?

- Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? (учащиеся отвечают на вопрос)

Послушный, добрый, ласковый, тихий, спокойный,  нежный,   понимающий,  заботливый.

 - На какой вопрос отвечают эти слова?

- О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни.  Как нужно относиться к маме?

13. Итог урока. Домашнее задание.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

- Чему научило это произведение?

- С какой буквой мы работали сегодня?

- Когда буква М обозначает звук [м], [м’]?

- Чем можно порадовать маму? (улыбкой, хорошими оценками, правильным поведением и тп и тд, цветами)

Загадки

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

 (Колокольчик)

 Первым вылез из землицы

 На проталинке.

 Он мороза не боится,

 Хоть и маленький.

 (Подснежник)

 Хороша я в свадебном букете,

 И в саду, где свищут соловьи.

 Круглый год во многих странах мира

 Я служу признанием в любви.

 (Роза)

 Из луковки вырос,

 Но в пищу негож.

 На яркий стаканчик

 Цветок тот похож.

 (Тюльпан)

В огороде, на дорожке, под моим окошком

 Расцвело сегодня солнце на высокой ножке

 (Подсолнух)

 Жёлтые, пушистые

 Шарики душистые.

 Их укроет от мороза

 В своих веточках …

 (Мимоза)

- Ребята, когда приходят гости их надо чем-то радовать, дарить подарки.

А теперь кто самый догадливый, что мы можем подарить нашим гостям? Какой именно цветок мы подарим, как вы думаете? Почему?

Урок мы закончим прослушиванием песни «О мамонтёнке».

- Домашнее задание  выучить стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Закрепление звуков з, з,. Буква З"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Открытый урок по литературному чтению в 1 классе: Закрепление звуков [ з ], [ з' ]. Буквы З. УМК: Школа России. Цель урока: развивать уме...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Звуки и буква Х,х"

Урок разработан по прогамме "Школа России"...

Конспект урока по обучению грамоте. УМК "Школа России ". По теме: Буквы Юю, обозначающие звуки "й’у".

ТемаБуквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами, обозначающими два звука; развития речи, памяти, логического мышленияПланируем...