Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка в 3 классе программа Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: 95 Методист: Кондратьева И.И.
Учитель: Устьянцева Н.Д. Студентка: Якупова Лилия
Класс: 3-6
Тема: «Склонение имен существительных»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с понятием « склонение имен существительных», научить определять склонение существительного; формирование навыков правописания и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжат формировать умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, группировать слова по типу орфограммы; осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы
- получат первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
- научатся изменять имена существительные по падежам;
Личностные: воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; научатся осознавать свои возможности в учении.
Оборудования к уроку: учебник, презентация.
Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
Организационный | 1 мин | Здравствуйте, ребта. Меня зовут Лилия Владиковна, и сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Проверьте все ли у вас готово к уроку. приведите в порядок свое рабочее место. Садитесь. | Проверка рабочего места. | К.: приветствуют учителя. Р.: самоконтроль |
Мотивационный Практич.: каллиграфическое упражнение Словес.: ответы на вопросы Частичный звуко-буквенный анализ Словарная работа | ≈ 3 | Минутка чистописания. -Запишите каллиграфически. на доске: Открыли тетради. Записали число и классная работа. Минутка чистописания. Ая, Яа Что вы можете рассказать об этих буквах? (обозначают звук [а], буква Я может обозначать два звука). Пропишите эти буквы чередуя. Асякаляоянаеянаияеа- вычеркни все буквы я и а. что получилось? Я буду читать предложения, а вы скажете, как назвать это одним словом и записывать эти слова в именительном падеже через запятую. Утренний приём пищи ( завтрак) У природы нет плохой (погода) Зимняя пурга, буран (метель) Дерево со светлой корой, символ России (берёза). Человек, который совершает поездку на транспортном средстве (пассажир). Подчеркните орфограммы и выделите ударения. Домашнее животное породы фокс (собака). Что объединяет эти слова?(они все существительные) на какие группы можно разделить слова? (одуш-неодуш, по количеству слогов, твердые согласные – мягкие согласные. на три склонения) Читаем по очереди слова, выделяя орфограммы и ударения. Ошибки исправляем. Хорошо, надеюсь все справились. | Писать каллиграфически. Образовать форму ед.ч. Определять цели и пути их достижения. | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | Актуализация опорных знаний. Как вы думаете, исходя из минутки чистописания и словарного работы, какая тема нашего урока? Какие цели вы для себя определите?
| Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: письм. граммат.упр. Практич.: чтение правила. Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: письм. граммат.упр. Практич.: письм. граммат.упр. | ≈ 25 | Изучение нового материала. Вам уже известно, что такое склонение имен существительных. В зависимости от рода и окончаний все имена существительные делятся на 3 склонения. Ребята, откройте учебники на странице 114. Найдите упражнение 106. Кто прочитает слова? Распределите и запишите эти существительные в три группы по родам: ж., м., ср. и выделите окончания. Кто пойдет записывать к доске? Существительные каких двух родов имеют в и.п. окончания –а, -я? У существительных каких двух родов в и.п. нулевое окончание? У существительных какого рода в и.п. окончания –о, -е? А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы: -в первой группе были слова м., ж. с окончаниями –а, -я; - во второй группе – слова ср.р. с окончаниями –о, -е и слова ж.р. с нулевым окончанием; - в третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием. Слова запишите столбиками. Везде выделите окончания. Где получилось меньше всего слов? Над каждым столбиком напишите с помощью римских цифр : 1скл., 2 скл., 3 скл. Сравните свои работы с доской. Кто прочитает правило? Что такое склонение имен существительных? Сколько типов склонения существует в русском языке? Что общего у слов, относящихся к одному склонению? (они одинаково изменяются по ч. И имеют один.окон.) Итак, идем дальше учиться склонять и наблюдать за окончаниями. Упражнение 107 Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание громко, четко? Выполните задание в тетрадях, выделите во всех словах окончания и поставьте ударения. Вы заметили, что окончания слов одного и того же склонения могут быть ударными и безударными? Кто прочитает правило? Как пишутся окончания стоящие под ударением? Какие окончания должны быть у слов, принадлежащих к 1 скл в одном и том же падеже? Обменяйтесь тетрадями и проверьте сравнивая со слайда. Физ.минутка Упражнение 108 Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? Кто пойдет записывать к доске? нужно 4 человека. Окончания везде выделите. Поставьте ударение. Безударные окончания проверяйте по ударным. А затем посмотри, какое слово у тебя записано в столбике 3 скл. В упражнении 106. К какому роду оно принадлежит? А почему же оно записано не в том столбике, где другие существительные ж.р.? в чем его особенность? Сравните работы с доской? Есть ошибки? (разбираем ошибки, если есть) Упражнение 109 Прочитайте задание. Просклоняйте слово степь в ед.ч., выделите окончания. Кто прочитает Что интересного вы можете сообщить об окончаниях этого слова? Теперь вы понимаете, в чем особенность изменения по падежам слов 3 скл.? Кто прочитает правило? Какие существительные относятся к 1-му скл? Ко 2-му? К 3-му? Ребята, давайте вместе составим алгоритм, как определить склонения имен существительных? (на экране появляется алгоритм поэтапно) | Слушать учителя. Распределять слова по родам. Отвечать на вопросы. . Склонять письменно существительные из 1-го столбика. Проверять работу. Читать правило. Склонять письменно существительные из 2-го столбика. Проверять работу. Склонять слово степь в ед.ч. Читать правило. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Итог урока. Рефлексия (предметная).
| ≈10 | Ребята, какая тема была сегодня у нас на уроке? Какие цели ставили перед собой? Достигли мы их? Что нового узнали? Как определить склонение существительных? Какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму какие? К третьему склонению? Что было трудным на уроке? Что давалось легко? Покажите какое у вас настроение? | Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-629547-1431889303.jpg)
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847588-1478721295.jpg)
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305768-1610908199.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...