Конспект урока русского языка "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Приводится  конспект  урока  русского  языка  в  1  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_panteleevoy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

         Сценарий открытого урока по русскому языку в 1  классе.

           УМК Образовательная система « Школа 2100»

       Тема: Повторяем корень слова.

    Цель урока: развитие умения находить корень слова, группировать однокоренные слова;

   планируемый результат: учащиеся  научатся:

  • различать однокоренные слова;
  • находить в словах корень.

     Выпускник получит возможность научиться выделять корень, в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность выполненной работы.

 Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

4) воспитывать здоровый образ жизни;

5) самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

6) смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво).

     тип урока: урок закрепления и повторения знаний.

     учебно-методический комплекс: образовательная система «Школа 2100»

Вид используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Корень слова», электронный тренажер для глаз.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, телевизор.

  Этапы урока

       Цель

Взаимодействие в образовательном процессе                            

         

                                                   

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

  • Психологический настрой учащихся, создание рабочей обстановки на уроке.

1. Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.

Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?  
– Мы друг друга понимаем?
– Все заданья выполняем?
– На уроке засыпаем?

2.Разминка.

Раз, два, три, четыре, пять- 

Вышли пальцы погулять.

Этот палец – самый сильный

Самый толстый и большой!

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Этот палец самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут пальчики писать!

3. Работа в тетради.

– Откройте рабочую тетрадь на

 с. 22.(Слайд 1)

– Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.

 Беседа о правильности посадки при письме, важности соблюдения правильной осанки, положении тетради т д.

Ι.Чистописание.

1. –Каких животных вы видите на рисунке?

– Как вы напишете названия животных?

– А их клички?

– Прочитайте предложение.

– Всегда ли дружно живут собаки и кошки? Существует даже поговорка: «Жить как кошка с собакой». (Слайд 2)

2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.

– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И ?

Подчеркните зеленым карандашом букву, которая у вас получилась лучше всех.

3. Чтение и запись предложения.

– Прочитайте предложение.

– Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.

– Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.

- Какие знания повторили?

II. Словарная работа.

–Прочитайте слова: р бина,

 р бята.(Слайд 3).

-Что это за слова? Как будем работать со словарными словами?

-Придумайте слова-подсказки, с помощью которых легче запомнить правописание этих слов.

4. Физминутка.

- Я буду называть звуки. Если назову гласный, вы хлопаете в ладоши, если согласный - вы приседаете.

Дети здороваются и садятся.

Да.

Да, да, да!

Да, да, да!

Нет!

 

Дети выполняют массаж пальцев.  

 Комментированная запись числа.

Демонстрируют правильное применение гигиенических правил письма.

- Котенка и щенка.

- С маленькой буквы.

- С заглавной.

Ученики высказывают свое мнение и пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом, выбирают лучшую.

Запись предложения, сравнение с эталоном, подчеркивание опасных мест.

Дети проговаривают алгоритм работы со словарными словами, записывают слова в тетрадь.

Дети выполняют движения.

Личностные результаты:

        

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитывать здоровый образ жизни

Познавательные УУД:

  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;

оформлять свои мысли в устной форме; 

Регулятивные УУД:

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Учить детей выделять однокоренные слова из группы слов.

Формулирование темы и цели урока.

1. Послушайте сказку.

 (Слайд 4)

Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?

– Я тоже корень, – отвечает другой.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

– Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Слайд 5).

– Какова будет тема урока?  

-Это новая тема или мы уже знакомы с ней?

-Значит, какой урок у нас будет: знакомство с новой темой или повторение?

- Так, какова будет тема урока? (Слайд 6).

- Повторенье – мать ученья,
    Наберись, дружок, терпенья,
    Если же не повторять,
    Знания, как тараканы,
     Разбегутся, не догнать.

 2. Составление плана урока.

 – Составим план урока.

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? На какие вопросы должны будем ответить?

(Слайд 7)

– Что мы сейчас делали?

- Новые слова.

- Корень слова.

- Знакомы.

- Повторение.

- Повторяем корень слова. 

Составление плана.

План (примерный).

  1)   Что такое корень слова?

   2) Что такое однокоренные слова?

 

-Планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план) Коммуникативные УУД:
  • развивать умение слушать и понимать других.

ΙΙI. Развитие умений

Продолжить работу над формированием умения подбирать родственные слова и объяснять их лексическое значение. Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, навыков чтения.

Ι.Работа в парах.

1. Игра «Поделись с соседом».
У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему нашего урока.
(Кот, котята, котенок, гора, горка, горный, дерево).
Что общего в словах, которые вы разделили?

- Так что же такое корень слова?
- Проверим, правильно ли вы разделили слова. (Слайд 8)


- Какое слово осталось?

-Какие еще слова можно добавить в эти группы?

2.  Игра «Кто лишний? » (Слайд 9)

На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепутались родня.
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья.
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Грач, грачонок и грачиха.
Лис, лисёнок и лисица,
Тигр, тигрёнок и тигрица,
Гусь, гусёнок, гусеница.
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, ребятки.
Чья не встретилась семья?

-Какие слова можно назвать однокоренными?

3. Зарядка для глаз.

- А что нужно сделать, чтобы наши глазки всегда были зоркими?
(Слайд 9)

ΙΙ. Работа с учебником. (Упр. 42, с. 38.) 

– Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?

– Что общего у этих слов?

 

-Как мы называем такие слова?

– Что такое однокоренные слова?

– Спишите слова. Выделите корень: роса, росинка, росистый.

 

– Запишите слова: холм, холмик, холмистая.

– Однокоренные ли это слова? Почему?

 

Работа в парах.

-Корень.

-Общая часть слова.

Сличение с эталоном.

-Дерево. У него нет однокоренных слов.

Определение лишнего слова в рядах родственных слов.

Слова, у которых общий корень и общий смысл.

Дети выполняют зарядку для глаз.

Роса – капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка – капелька росы. Росистый – покрытый росой.

 - У этих слов есть общая часть рос, значение всех слов связано с росой.  

-Однокоренные.

- Слова, «выросшие» из одного корня, – однокоренные.

Запись слов в тетрадь, выделение корня. 

-Да. Значение всех слов  связано с холмом. У этих слов общий корень – холм.

Коммуникативные УУД: 

  • умение работать в паре. Познавательные УУД:

 обобщать и классифицировать по признакам;

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;

Личностные результаты:

  • воспитывать здоровый образ жизни

ΙV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

Подведение итогов.

– Вспомните, на чём я остановилась, рассказывая сказку про два корня.

– А что бы вы ответили  на их спор?

-А вот какой ответ на этот вопрос дает автор этой сказки:

-Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. (По Н.М. Бетеньковой.)

– Почему оба корня– и растения, и слова– важны и нужны?

-Как  вы думаете, для чего нужно уметь находить однокоренные слова?

– Что такое корень?

 – Что такое однокоренные слова?

– Какие ещё знания мы повторили сегодня на уроке?

– Что у вас получилось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Оцените свою работу на уроке. У кого все получилось легко, нарисуйте солнышко. Кто испытывал затруднения - солнышко и тучку. Кому было трудно, нарисуйте тучку.

Домашнее задание в 1 классе не задается.

-Корни спорили: кто из них важнее.

Высказывания детей.

От этих корней что-то растёт. Например, от корня растения растут разнообразные растения, которые радуют нас, от корня слова “растут” или по-другому сказать образовываются новые слова.

Предположения детей.

Высказывания детей.

-Написание заглавной буквы.

Высказывания детей.

Оценивание своей работы на уроке.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные УУД:

на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Оценивание достижений учащихся

Актуализация знаний

1. Работа в тетради

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

                    * Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы.          

                    * Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова

2. Работа в учебнике (Развитие умений)

* Отметить учеников, которые правильно самостоятельно выполнили задания к упражнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...