ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗАКОМСТВО С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка  В 4 классе.   Тема: «Закомство с возвратными глаголами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  В 4 «Б» КЛАССЕ

ТЕМА: «ЗАКОМСТВО С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ»

Цель  и задачи деятельности
учителя

Цель: создание условия для ознакомления с возвратными глаголами.

Задачи:

Образовательные:

- познакомиться с возвратными глаголами и их образованием с помощью суффиксов  -сь, -ся;

- выяснить, как изменяются возвратные глаголы;

Познакомиться с правописанием возвратных глаголов.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные умения и навыки, культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать монологическую, диалогическую речь

Воспитательные:

- формировать уважительное  отношение к родному языку;

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, уважения к другому человеку;

- воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

1.Предметные: познакомиться с возвратными глаголами, способами их образования, понаблюдать за изменением возвратных глаголов и правилами их написания.

2.Метапредметные:

       2.1 Познавательные УУД

     Базовые логические действия:

- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты);

-  устанавливать основания для сравнения языковых единиц;

   - находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц.

Базовые исследовательские действия:

  - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  - сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных кри­ териев);

 - проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ ми на основе результатов проведённого наблюдения за языко­ вым материалом.

2.2 Коммуникативные УУД

 

Общение:

 - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

 - проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­ блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

 - признавать возможность существования разных точек зрения;

 - корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

     2.3 Регулятивные УУД

Самоорганизация:

 - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

 - выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

 - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

 - корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

 - соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

 - находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

 - сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

    2.4 Совместная деятельность:

 - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;

- ответственно выполнять свою часть работы.

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, раздаточный материал

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация
(самоопреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний.

III. Постановка УЗ

Фронтальная

П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию
из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

К – выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р – волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П – развитие мыслительных операций;

Постановка и формулирование проблемы.

Подготовка мышления учащихся.

Актуализация опорных знаний, необходимых для восприятия новой информации и построения нового способа деятельности

Постановка  цели учебной деятельности, выработка способа и средств ее достижения.

Построение нового способа действий.

Предлагает вспомнить тему и основные понятия  прошлого  урока.

Предлагает выполнить задания:

- Вспомните, что    известно  о   вопросах что делать?что сделать?

- Приведите  примеры  глаголов,  которые  отвечают  на  эти  вопросы.

- Что общего и в чем разница?

Предлагает сравнить пары глаголов:

 Мыть – мыться

Расчесывать – расчесываться

Купать - купаться

Предлагает определить тему  и цель  занятия.

Слушают учителя.

Наблюдают

Приводят примеры

Определяют тему и цель занятия.


1

2

3

4

5

6

IV. Открытие нового знания

V. Первичное Закрепление

VI.  С/р с с/проверкой по эталону

VII. Включение в систему знаний

VIII.Итоги урока. Рефлексия

VI Домашнее задание

Построение нового способа действия.

Формирование умения его применять.

Первичное закрепление полученных знаний.

Усвоение учащимися нового способа действия

Оценка учащимися собственной деятельности

Вовлекает в исследовательскую деятельность

 - В  чём сходство  и различие каждой  пары глаголов?

 - С помощью какого суффикса образованы  глаголы нижнего ряда?  

 - Что общего  в  их произношении и написании?

Вводит новое понятие – возвратный суффикс, возвратные глаголы.

Выводы:

1.Суффикс  -ся  называется         возвратным. Он, как бы, возвращает действие на того, кто его совершает, на самого себя.

2.Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными.

3.Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы

что делать? что сделать?

4.Перед суффиксом    –ся   в возвратных глаголах  неопределенной формы всегда пишется мягкий знак Ь

Предлагает выполнить задания вместе с учителем с полным комментированием.

Задание: образовать возвратные глаголы:

купать – купаться

собирать - собираться

лечить - лечиться

укладывать – укладываться

радовать – радоваться  

умывать  - умываться

Словарная работа: командир

Проводят наблюдение за языковым материалом, сравнивают пары глаголов, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Задают уточняющие
вопросы.

Принимают участие в обсуждении.

Делают выводы

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

П – развитие мыслительных операций; выдвижение гипотез;

самостоятельное создание алгоритма действий.

Р – волевая саморегуляция; познавательная инициатива.

К – умеют слушать друг друга, работать в паре, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения

необходимой для ре-шения проблемы информации.

Л – смыслообразование

Л – проявляют интерес к предмету

П - выполнение действий по алгоритму;

Р – ориентируются

в текстовой информации; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи;принимают
и сохраняют учебные задачи.

П – развитие мыслительных операций; самостоятельное создание алгоритма деятельности; выполнение действий по алгоритму

Р – волевая саморегуляция;

принимают
и сохраняют учебные задачи.

П 

– ориентируются

в своей системе
знаний.

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Л – самооценка  на основе критерия успешности.

К- формулирование и аргументация своего мнения.

Интериоризация  учащимися нового способа деятельности

Организует самостоятельное  выполнение типовых заданий

Упр. 213 с. 103

Самостоятельно выполняют задания с с/проверкой

Включение нового знания в систему знаний

Оценка своей деятельности

Задание: проспрягать глаголы и понаблюдать за их изменением

Учиться, искупаться

Вывод:

  • После гласного пишем суффикс  -сь
  • Учусь, купаюсь
  • После согласного пишем суффикс - ся
  • Учится, купаемся

Задание: и собрать пословицы, найти возвратные глаголы, правильно их записать.

Предлагает оценить свою деятельность:

-Какова была цель урока?

- Что нового узнали?

- Какие были сложности?

Упр 212 с. 102

Спрягают глаголы

Собирают пословицы

Оценивают свою деятельность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "НЕ" с глаголами

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "НЕ" с глаголами.Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: формирование знаний учащихся о глаголах - исключения, ...