Целеполагание | Слайд 2
Слайд 3 | - Постановка проблемы:
Учитель ставит перед ребятами проблему: - Сегодня у нас в гостях Незнайка, ему нужна помощь. - Незнайке нужно попасть в город «Всезнайкино», чтобы туда попасть нужно преодолеть много препятствий. Поможем Незнайке? Фигурка незнайки на доске - Послушайте стихотворение (слайд 2) - Помогите Незнайке, что это за слова, выделенные красным цветом?
2) Определение темы и цели урока Учитель направляет детей: - Вспомним, какие слова называются антонимами? - Мы уже встречались с антонимами? Подумайте, к чему мы должны прийти в конце урока?
| 1) Постановка и решение проблемы: У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко. А мышонок - высоко Воробей сказал, что близко. А улитка – далеко. А теленок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело. А котенку все равно. - Кислое, зачем оно? - Что вы? – шепчет червячок - Сладкий у него бочок. Низко – высоко Близко – далеко Мало – велико Кислое - сладкий
- Очень интересные пары слов получились! - Кто знает, как они называются? Дети определяют, что это слова – антонимы
2) Определение темы и цели урока Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3) Тема – антонимы Цель – систематизировать наши знания о словах-антонимах
| Познавательные: - применять на практике учебные знания Регулятивные умения: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения — строить понятные для партнёра высказывания; Личностные - следование в поведении моральным нормам |
Систематизация знаний
|
слайд 4
слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
| 1) Работа с пословицами
- Незнайке нужно пройти через лес, клубочек в этом ему поможет.
Работа по слайдам Показывает пословицы с пропущенными антонимами (перекатывая клубочек от пословицы к пословице). 1) Говори меньше, а делай … (больше) 2) Ученье – свет, а не ученье – …(тьма). 3) Лучше горькая правда, чем … ложь (сладкая) 4) Мир строит – война … (разрушает)
- Первый ряд записывает в тетрадь пословицу, где антонимами являются имена существительные. - Второй ряд записывает в тетрадь пословицу, где антонимами являются имена прилагательные. - Третий ряд записывает в тетрадь где антонимами являются глаголы.
2) Сравнение смысла слов- антонимов
А) - Наш Незнайка заплутал в болоте, поможем выбраться. Для этого выполним упражнение в учебнике, заполним таблицу и сделаем вывод.
Б) Работа в парах с.76 № 121- рисунки и модели слов
Разное + Одинаковое -
| лежебока | труженик | звучание |
|
| написание |
|
| значение |
|
| часть речи |
|
| вопрос |
|
|
Учитель организует коллективную проверку
3) Толкование слов
А) Постановка проблемы - Теперь Незнайке надо преодолеть широкое поле, для этого нужно выполнить упр. 123 с.77, Объяснить значение слов. - Какими способами можно объяснить значение слова? На группу раздаёт карточки:
Слово |
| Синоним |
| Антоним |
| Толкование |
|
Б) Вывод Учитель предлагает самостоятельно сформулировать вывод.
Физминутка
4) «Волшебное превращение» текстов А) постановка проблемы Учитель ставит перед ребятами проблему: - Чтобы перейти Незнайке через речку, нужно выстроить волшебный мостик, а для этого нужно выполнить следующее задание. - Замените в тексте выделенные слова антонимами.
5) Дифференцированная индивидуальная работа. Предлагает на карточках задания разной сложности: Задание №1 - Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы: Мя…ко стелет, да жёс…ко спать. По оде…ке встречают, по уму провожают. Меньше г…вори, да больше делай. Свое дело легче ваты, а чужое дело т…желее камня.
Задание №2 Допишите антонимы, обозначающие: а) время; б) цвет; в) размер; г) температу- ру; д) место. Укажите части речи. Ранний - …, широкий - …, белый - …, яркий – …, короткий – …, вверх – …, нагреть – …, горячий – …, близко – …, утро – …, жара – …, высокий – … .
| 1) Работа с пословицами (коллективная работа)
Работа по слайдам Вставляют противоположные слова и объясняют смысл пословиц.
Ученики записывают пословицы в тетрадь.
2) Сравнение смысла слов- антонимов (работа в парах) А) Работа по учебнику
Б) Работа в парах
Сравнивают модели слов и их написание, заполняют таблицу и делают вывод: Антонимы - это слова разные по написанию и звучанию. Антонимы - это слова с противоположным значением Антонимы - это слова, чаще всего принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
3) Толкование слов (работа по группам)
А) Перечисляют способы объяснения значения слова: - Подбор синонимов
- Подбор антонимов
- Толкование слова (по словарю)
- Иллюстрированный способ – рисованное изображение
Дети делятся на группы. Группа заполняет таблицу, пользуясь толковыми словарями и словариками синонимов и антонимов.
Б) Вывод Ученики самостоятельно формулируют вывод, пользуясь схемой: Антонимы - это слова, которые … звучат – пишутся – по смыслу –
4) «Волшебное превращение» текстов А) решение проблемы
На земле все звери похожи друг на друга. Лось зверь маленький, медведи и тигр – тоже маленькие, а вот заяц – совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки- хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.
5) Дифференцированная индивидуальная работа. Ребята оценивают свои знания и самостоятельно выбирают и выполняют задание в тетрадях: Задание №1- средний уровень сложности Задание №2 - повышенный уровень сложности
| Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы
- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа
Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;
— выполнять взаимопроверку учебного задания;
— выполнять самопроверку учебного задания;
— контролировать своё поведение во время работы со сверстниками.
Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;
— формулировать речевое высказывание.
Познавательные:
- извлекать необходи- мую информацию ;
- определять основную и второстепенную информацию;
- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи
- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.
Личностные:
- оценивать уровень собственных знаний.
Познавательные: - применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи
Регулятивные: - уметь работать по плану. |
Рефлексия | Слайд 8
Слайд 9 | - Подведение итогов урока
- Вот и город «Всезнайкино» Поможем вспомнить Незнайке, что нового мы узнали на уроке.
2) Самооценка Учитель дает краткий анализ работы на уроке.
| 1) Подведение итогов урока Делают вывод: Антонимы - это слова с противоположным значением Антонимы - это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос. С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной.
2) Самооценка Затем несколько человек дают оценку своей деятельности на уроке. | Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения |