Технологическая карта урока русского языка для 3-го класса. Тема: "Антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Муллагалиева Энже Рашитовна

Тема: "Антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_mullagalieva_e.r.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 «б» класс

Учитель

Муллагалиева Энзе Рашитовна

Тема урока

Антонимы.

Цель урока

Систематизировать знания учащихся об антонимах

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -  расширять представления учащихся об антонимах;

- формировать умение грамотно использовать в речи антонимы

 - развивать орфографическую зоркость, учебные навыки;

- расширять словарный запас, развивать речь учащихся

- воспитывать стремление к познанию, трудолюбие

 Планируемые результаты

 - учащиеся научатся подбирать антонимы к словам разных частей речи;

 - использовать их в речи;

 - делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Оборудование

 Компьютер, интерактивная доска, слайды, карточки с заданиями, фигурка Незнайки

Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Cамоопределение к деятельности

Слайд 1

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг – другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

Чистопи сание

  Записывает на доске: Ии

Извес…ный

 

Целеполагание

Слайд 2

Слайд 3

  1. Постановка проблемы:

Учитель ставит перед ребятами проблему:

 

- Сегодня у нас в гостях Незнайка, ему нужна помощь.

- Незнайке нужно попасть в город «Всезнайкино», чтобы туда попасть нужно преодолеть много препятствий. Поможем Незнайке?

Фигурка незнайки   на доске

 - Послушайте стихотворение (слайд 2)

- Помогите Незнайке, что это за слова, выделенные красным цветом?

2) Определение темы и цели урока

Учитель направляет детей:

- Вспомним, какие слова называются антонимами?

- Мы уже встречались с антонимами? Подумайте, к чему мы должны прийти в конце урока?

1)  Постановка и решение проблемы:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко.

А мышонок - высоко

Воробей сказал, что близко.

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно.

- Кислое, зачем оно?

- Что вы? – шепчет червячок

- Сладкий у него бочок.

Низко – высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое - сладкий

- Очень интересные пары слов получились!

- Кто знает, как они называются?       Дети определяют, что это слова – антонимы

2) Определение темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3)

Тема – антонимы

Цель – систематизировать наши знания о словах-антонимах 

Познавательные:

- применять на практике  учебные  знания

Регулятивные умения:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения 

— строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Систематизация знаний

слайд 4

слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

1) Работа с пословицами

- Незнайке нужно пройти через лес, клубочек в этом ему поможет.

 Работа по слайдам

Показывает пословицы с пропущенными антонимами (перекатывая клубочек от пословицы к пословице).

1) Говори меньше, а делай … (больше)

2) Ученье – свет, а не ученье – …(тьма).

3) Лучше горькая правда, чем ложь (сладкая)

4) Мир строит – война … (разрушает)

 - Первый ряд записывает в тетрадь пословицу, где антонимами являются имена существительные.

  - Второй ряд записывает в тетрадь пословицу, где антонимами являются имена прилагательные.

  - Третий ряд записывает в тетрадь где антонимами являются глаголы.

2) Сравнение смысла слов- антонимов

А) - Наш Незнайка заплутал в болоте, поможем выбраться. Для этого выполним упражнение в учебнике, заполним таблицу и сделаем вывод.

Б) Работа в парах

 с.76 № 121- рисунки и модели слов

Разное  +

Одинаковое  -

лежебока

труженик

звучание

написание

значение

часть речи

вопрос

Учитель организует коллективную проверку

3) Толкование слов

А) Постановка проблемы

- Теперь Незнайке надо преодолеть широкое поле, для этого нужно выполнить

упр. 123 с.77,  

Объяснить значение слов.

- Какими способами можно объяснить значение слова?  

На группу раздаёт карточки:

Слово

Синоним

Антоним

Толкование

Б) Вывод

Учитель предлагает самостоятельно сформулировать вывод.

Физминутка

4) «Волшебное превращение» текстов

А) постановка проблемы

Учитель ставит перед ребятами проблему:

- Чтобы перейти Незнайке через речку, нужно выстроить волшебный мостик, а для этого нужно выполнить следующее задание.

- Замените в тексте выделенные слова антонимами.

5) Дифференцированная индивидуальная работа.

Предлагает на карточках задания разной сложности:

  Задание №1

 - Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы:

Мя…ко стелет, да жёс…ко спать. По оде…ке встречают, по уму провожают. Меньше г…вори, да больше делай. Свое дело легче ваты, а чужое дело т…желее камня.

Задание №2

        Допишите антонимы, обозначающие: а) время; б) цвет; в) размер; г) температу-

ру; д) место. Укажите части речи.

Ранний - …, широкий - …, белый - …, яркий – …, короткий – …, вверх – …, нагреть – …, горячий – …, близко – …, утро – …, жара – …, высокий – …  .

1) Работа с пословицами (коллективная работа)

  Работа по слайдам

Вставляют противоположные слова и объясняют смысл пословиц.

Ученики записывают пословицы в тетрадь.

2) Сравнение смысла слов- антонимов (работа в парах)

 

А) Работа по учебнику

Б) Работа в парах

Сравнивают модели слов и их написание, заполняют таблицу и делают вывод:

Антонимы -  это слова разные по написанию и звучанию.

Антонимы -  это слова с противоположным значением

Антонимы -  это слова, чаще всего принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

3) Толкование слов (работа по группам)

А) Перечисляют способы объяснения значения слова:

  1. Подбор синонимов
  2. Подбор антонимов
  3. Толкование слова (по словарю)
  4. Иллюстрированный способ – рисованное изображение

Дети делятся на группы. Группа заполняет таблицу, пользуясь толковыми словарями и словариками синонимов и антонимов.

Б) Вывод

Ученики самостоятельно формулируют вывод, пользуясь схемой:

Антонимы - это слова, которые …

      звучат –

      пишутся –

      по смыслу –

4) «Волшебное превращение» текстов

А) решение проблемы

На земле все звери похожи друг на друга. Лось зверь маленький, медведи и тигр – тоже маленькие, а вот заяц – совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки- хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.

5) Дифференцированная индивидуальная работа.

Ребята оценивают свои знания и самостоятельно выбирают и выполняют задание в тетрадях:

     

      Задание №1-  средний уровень сложности

      Задание №2 - повышенный уровень сложности

Личностные умения:

-  Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.

- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение во время работы со сверстниками.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

- извлекать необходи-

мую информацию ;

 - определять основную и второстепенную информацию;

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

-   делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Личностные:

- оценивать уровень собственных знаний.

Познавательные:

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

Регулятивные:

- уметь работать по плану.

Рефлексия

Слайд 8

Слайд 9

  1. Подведение итогов урока

- Вот и город «Всезнайкино»

 Поможем вспомнить Незнайке, что нового мы узнали на уроке.

2) Самооценка

Учитель дает краткий анализ работы на уроке.

1) Подведение итогов урока

Делают вывод: Антонимы -  это слова с противоположным значением

Антонимы -  это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной.

2) Самооценка

  Затем несколько человек дают оценку своей деятельности на уроке.

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание по выбору. Дает комментарий к домашнему заданию.

С 77 упр. 124 или 125 (по выбору), с. 76 – правило.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет:  русский языкКласс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...