Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную  деятельность.

        На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, и, обобщив полученную информацию,  делают вывод .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_3_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную  деятельность.

        На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, и, обобщив полученную информацию,  делают вывод .

Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе

          Тема:  Повторение  изученного о  частях речи.

           Цель: обобщения знаний учащихся о частях речи.

           Задачи: формировать умение распознавать части речи;
           развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение анализировать и выделять главное, развивать речь,    

  мышление; 

   воспитывать познавательный интерес в раскрытии тайн русского языка, содействовать воспитанию коллективных навыков    

   работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 
  Формируемые универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

  Тип урока: «Урок обобщения и систематизации предметных знаний , умений, навыков».

  Оборудование: мультимедийная  система, раздаточный материал: таблицы для работы в группах;  листок  с самооценкой;    

   светофор,  индивидуальные листы.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные  (метод бесед ), наглядные (метод демонстраций), практические (работа с учебным материалом), частично-поисковый.

Технологии:  элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии  деятельностного  мышления; технологии проблемного обучения.

                                                                                       

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые                    УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок, 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам.

  1. Актуализация  опорных  знаний.

- К какому уроку приготовились?

- Чему учимся на уроках русского языка?

- Запишите число.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам.

  1. Вещи, люди и цветы, 
    Носороги и коты, 
    Джинсы, майки и штиблеты 
    Называются  ПРЕДМЕТЫ. 
    Шубы, шапки и зонты, 
    Гвозди, гайки и винты, 
    Сёла, города , планеты - 
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! 
    Ах, какие все слова восхитительные, 
    Называются они  …………..  (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

(ученик поворачивает карточку  на  груди)

Б) Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 
(ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

(ученик поворачивает карточку  на  груди)

В)  Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и  хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя?    (ГЛАГОЛ)

(ученик поворачивает карточку  на  груди)

Г) Я о себе такого мнения:

Огромная моя роль!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!     (МЕСТОИМЕНИЕ)

(ученик поворачивает карточку  на  груди)

Д) Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты с  нами будь, дружочек, дружен.   (ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ)

(ученик поворачивает карточку  на  груди)

III. Постановка  цели   урока.

- Что объединяет наших гостей? (это части  речи)

- Почему вы с такой лёгкостью их узнали? (знакомы с этими частями речи)

- Над чем сегодня будем работать на уроке?

- Какие задачи поставите?

(На доске:  ПОВТОРИТЬ……

                   ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ………)

IV.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

  1. Морфологические признаки частей речи.

- У каждого из вас есть подарок для наших гостей - это карточки с их морфологическими признаками. (Вешаю название частей речи)

- Подумайте и вручите каждой части речи свой подарок. А чтобы не ошибиться, посоветуйтесь в группах.

Им.сущ. – РОД,ЧИСЛО,ПАДЕЖ, ПРЕДМЕТ, ОДУШЕВЛЕННОЕ, НЕОДУШЕВЛЁННОЕ, КТО? ЧТО?,

Им. прил.- РОД, ЧИСЛО, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, КАКОЙ? КАКИЕ?

Глагол- ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, ЧТО ДЕЛАТЬ?,

Им. числ.-  КОЛ-ВО ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ, СКОЛЬКО?

Местоим.- УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ЛИЦО,

(прикрепляют на двусторонний скотч  или клей)

- Проверьте.

(«части речи»  проверяют и дают ответ)

  1. Работа по ОС

- Посмотрите на слайд.

- Где встречались с этой схемой? (в учебнике)

- Откройте форзац учебника.

- Что еще не сказали о данных частях речи? (самостоятельные)

- Почему эти части речи так называют?

- Какие части речи приходят на помощь самостоятельным?

- Почему их называют служебные?

  1. Упражнение в определении частей речи.

- Мы повторили необходимые сведения, а теперь проверьте свои знания и  поработайте самостоятельно.

- Кто получил карточку – работайте, а остальные работают по учебнику.

Индивидуальные карточки.

Разгадайте правило, по которому составлен ряд  слов. Запишите три своих слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Назовите группу слов.

Д..рога, м..шина, в..л..сипед, к..ртина, …………,…..,….. - ……

В..сёлый, мес..ный, под..ёмный, ….,…..,…..-  ………..

Гр..х..тать, уд..влять, под…рить,…,….,…..- …….

Шес? ть, два, тр…на…цать,…,….,….- ……….

(К) тебе, (у) меня, (с) вами, …..,…..,……- ………….

………………………………..

- ТПО упр. 220  с.59.  Прочитайте задание.

- На какие  группы можно разделить слова?  Как это сделать? (задать вопрос)

- Запишем названия  групп. (записываю  на доске)

 (Дети работают в тетрадях , а один ребёнок  на  ЛОГО)

- Проверим работу.

- Оцените свою работу и дайте ответ светофором.

ФИЗМИНУТКА.

А сейчас ребята отдохнём и поиграем. 
Встали, вышли из – за парт. 

Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 

( Природа  засыпает. Птицы улетают. Дни  короткие, пасмурные. Листья  опали. )
- О чем говорится в этих предложениях? (об осени) 
- Какие признаки осени были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа с текстовой информацией.

-О чем говорим на уроке?  (части речи)

Карточка.

(у каждого ряда пропущена своя часть речи: им.сущ., глаг., им.прил.)

1 ряд.

Звенит ……. .  Он  зовёт  детей  на …….. . ………. читает текст диктанта . Там встретились  трудные …………. : суббота, русский ……, Россия.  Ребята  успешно справились с ………….. .

2 ряд.

…………  звонок.  Он  ……..  детей  на   урок. Учительница  ……… текст  диктанта . Там …………..  трудные слова : суббота, русский язык , Россия.  Ребята  успешно ……….. с  работой .

3 ряд.

Звенит  звонок .  Он  зовёт  детей  на  урок .  Учительница читает текст диктанта . Там встретились ………..  слова : суббота, …………   язык, Россия.  Ребята  успешно справились с работой .

- Прочитайте. Это текст? Почему?

- Что надо сделать, чтобы запись была понятна?

(вставить слова по смыслу)

- Приступайте к работе. У  слов, которые вставляете, определите часть речи. Отметьте орфограммы.

- Прочитайте текст (1р., 2 р., 3 р)

- Какие орфограммы встретились?

-Определите тему текста.  Запишите. Отметьте орфограммы. (Урок русского языка.)

- Слова какой части речи  вставил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

-Как  вы определили часть речи у вставленных  вами слов?  (задали вопрос к пропущенному слову)

- Слова каких частей речи не встретились? (числительное)

- Какую роль играют в тексте слова разных частей речи?  (делают речь яркой и понятной)

VI. Контроль и самоконтроль.

-Над какой темой работали?

- Каким правилом пользовались?

- Где будем использовать полученные знания?

-Оцените свою работу  в  плане.

-Какую задачу решили?

- В чем были ваши трудности ?  

-Что для этого нужно сделать?

VII. Домашнее задание.

- На выбор: упр.221, у.223.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Оцените свою работу с помощью светофора: зелёный цвет- понял и могу объяснить другому;

желтый цвет - остались моменты, которые вызывают трудность, есть над чем работать;

красный цвет- было трудно, много непонятного.

- Какие задачи поставите на следующий урок?

Настрой на рабочий лад

Обобщающая беседа  по ранее изученному материалу

 

       

Постановка учебной задачи

         Работа в группах

Дифференцированная работа

                 

             

Самостоятельная работа

Оценка учебной деятельности на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Коммуникативные:

выражать в речи свои мысли и действия

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Регулятивные:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные:

способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

Регулятивные: различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Личностные:

способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Приложение.

Индивидуальные карточки.

Карточка.

Разгадайте правило, по которому составлен ряд  слов. Запишите три своих слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Назовите группу.

Д..рога, м..шина, в..л..сипед, к..ртина, …………,…..,….. - ……

В..сёлый, мес..ный, под..ёмный, ….,…..,…..-  ………..

Гр..х..тать, уд..влять, под…рить,…,….,…..- …….

Шес? ть, два, тр…на…цать,…,….,….- ……….

(К) тебе, (у) меня, (с) вами, …..,…..,……- ………….

Карточка.

1 ряд.

Звенит ……. .  Он  зовёт  детей  на …….. . ………. читает текст диктанта . Там встретились  трудные …………. : суббота, русский ……, Россия.  Ребята  успешно справились с ………….. .

2 ряд.

…………  звонок.  Он  ……..  детей  на   урок. Учительница  ……… текст  диктанта . Там …………..  трудные слова : суббота, русский язык , Россия.  Ребята  успешно ……….. с  работой .

3 ряд.

Звенит  звонок .  Он  зовёт  детей  на  урок .  Учительница читает текст диктанта . Там встретились ………..  слова : суббота, …………   язык, Россия.  Ребята  успешно справились с работой .

Миронова Юлия Леонидовна, учитель начальных классов                                                                                                                                                                                   муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1»                                                                                                                                муниципального образования «город Бугуруслан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме:"Имя прилагательное - часть речи"

Технологическая карта урока русский язык в 1 классе с УУД по ФГОС с объяснением, что даёт ребёнку каждый этап урока. Прописана деятельность ученика. Методические приемы: беседа(метод организации учебн...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Роль местоимений в речи»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Роль местоимений в речи»...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Что такое части речи"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Что такое части речи"...