- 1.Орг. момент
| Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
| Чтоб урок начать быстрее, Нужно всем стоять ровнее. - Сегодня у нас необычный урок русского языка и к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь кивком головы. Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю вам сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение. Девизом урока предлагаю пословицу. «Знания собираются по капле!» (слайд 1) -Прочитайте. Как вы её понимаете? |
(Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу) |
|
2.Этап актуализации знаний
3.Этап формирования новых знаний, умений Создание проблемной ситуации
4.Целепологание
|
Работа в парах (чистописание)
| - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. (слайд 2) (Картинный словарный диктант) Собака, учитель, фиолетовый, фиалка, иней, класс, сорока. (слайд 3-9) - Проверьте выполнение работы и оцените себя. (Самопроверка по слайду.) (слайд 10)
- Разбейте на пары, представленную на доске запись: икикик екекек - Запишите их в тетрадь, чередуя.
-Поменяйтесь тетрадочками, подчеркните у соседа наиболее удачные сочетания букв.
-Ребята, давайте вернёмся к чистописанию. -Как вы думаете, какими частями слова могут быть эти записи? Ответ вы найдете, если вернетесь к словарным словам и сложите первые буквы в слово. Какое слово у вас получилось? (слайд 11)
-Какие части слова вы знаете? -Что такое корень? -Что такое окончание?
-Что такое суффикс?
-Сформулировать тему урока нам поможет вот это стихотворение, записанное на слайде. - Прочитайте стихотворение на слайде: У Буратино в сказке Есть ключ.к золотой. Откроет этим ключ.ком Замоч.к нам с тобой. (слайд 12)
- Назовите слова с пропуском букв. - В какой части слова орфограммы?
- Вставьте пропущенные буквы в окошко. Кто не уверен, какую букву надо писать в суффиксе, напишите выбор букв или оставьте окошко.
-В чем возникло затруднение?
-Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Тема урока:
(слайд 13) Задачи урока:
| 1 марта Классная работа
Дети проверяют словарные слова
оцените
суффикс
-корень, суффикс, окончание -общая часть основ родственных слов, в которой хранится их общий смысл, называется корнем слова -Часть слова, которая изменяется, называется окончанием -Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, если она стоит после корня
Читают.
Ключик, ключиком, замочек. В суффиксе
Варианты работ: ключЕ/Ик
Какую букву писать в суффиксе?
Правописание суффиксов –ек, -ик. Суффикс – ик- -ек-Продолжить знакомство с суффиксами существительных, находить и правильно обозначать суффикс – ик- -ек- в словах познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; | ПознавательныеУУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
Регулятивные УУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей
Регулятивные УУД (базовый):принимать и сохранить учебную задачу. Регулятивные УУД (повышенный):в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
5. Этап формирования новых знаний, умений
|
Работа в группах | -Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием. (отрывок из мультфильма) -У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика. (слайд 14)
- Предъявляю классу слайд: ключ.к, замоч.к.
- Какой предлагаете способ решения орфограммы?
- Понаблюдайте за словами с суффиксами –ик- и –ек- и сделайте выводы о том, когда в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-. Столб[и]к – нет столбика – столбик. /\ Мост[и]к - нет мостика – мостик. /\ Кусоч[и]к – нет кусочка – кусочек. (слайд 15) - Вывод:
-Каким общим значением обладают слова (уменьшительно-ласкательным) | ФРАГМЕНТ мультфильма
- Изменить слово по команде вопроса – нет кого? чего? Ключ.к – ключика – ключИк Замоч.к – замочка – замочЕк
В русском языке есть два суффикса –ек,-ик, которые без ударения звучат одинаково. Писать их, доверяя слуху – нельзя. устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса. | Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Коммуникативные: работа в парах; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
6.Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) | индивидуальная работа с комментированием | - А откуда мы можем получить новую информацию?
Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. (слайд 16)
I шаг. Измени форму слова. II шаг. Определи «убегает» ли гласный.
да нет
пиши -ек- пиши -ик- |
-Давайте обратимся к учебнику. Работа по учебнику с.81 (правило) С. 79 Упр.79 -Прочтите задание, объясните предстоящую работу. - Откройте «Обратный словарь» с.136 -137, - Работа по рядам. -Дома выполните Д/З.: с.80 упр.80 (Слайд 17) 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | Вставь пропущенные буквы. кораблики – корабл..к цветочки – цветоч..к уголочки – уголоч..к гвоздики – гвозд..к | Вставь пропущенные буквы. Замоч..к, корабл..к, хвост..к, уголоч..к, звоноч..к, гвозд..к, дружоч..к. | Вставь пропущенные буквы и разбери по составу. Нос..к, рот..к, носоч..к, огуреч..к, корабл..к. |
Физминутка | -Можем обратиться к учебнику, к учителю и т. д. Читают правило.
1ряд: наладчик, докладчик, разведчик, переводчик, грузчик. 2 ряд: зубчик, голубчик, чубчик, рябчик, рукавчик. 3 ряд: кузнечик, куличик, кирпичик, ключик, мячик (оцените)
| Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
- 7.Закрепление знаний и умений
|
Работа в парах
| Фотодиктант. Ребята, скажите, а зачем в нашей речи нужны такие суффиксы как – ЕК и – ИК-? (Ласково обращаться к окружающим). Задание: назвать ласково животных, представленных на слайде, используя суффиксы –ЕК и –ИК- .
(Слайд 18-19 )
Договоритесь с соседом с какими словами будет работать он, а с какими вы. -Образовать от данных слов слова с суффиксом – ик- -ек- 1 группа слов: пёс, василёк, звонок, кирпич, самолёт.
2 группа слов: горох, шар, лес, цветок, дождь. -Поменяйтесь тетрадями, и проверти у друг друга ( оцените) Проверка по слайду (Слайд 20-21) |
Ребята называют ласково животных. ( Котик, львёночек, тигрёночек, зайчик, слоник).
Дети работают в парах.
Проверка.
- Пёсик, василёчек, звоночек, кирпичик, самолётик.
- Горошек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
|
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
|
| Прием «Кластер» Фронтально
Самостоятельная работа
| На доске карточки со словами: (слайд 22) Часть слова Для образования новых слов Для связи слов в предложении После корня Перед корнем Не имеет значение Имеет значение - Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. -Запишите предложение, выделите суффикс в словах с пропущенной орфограммой, обозначьте главные и второстепенные члены предложения. Шла коза по мост.. ку И виляла хвост..ком. (слайд 23-24) ( оцените) - Поднимите руки, у кого во всех словах записан суффикс –ик-. -Докажите -Сделайте вывод. (повторяем правило с. 81) | На слайде получается схема:
1. Записывают предложение под диктовку, выделяют суффикс. 2. Проверяют слова и встают те, у кого записан во всех словах суффикс –ик- 3. Доказывают 4. Делают вывод. | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Регулятивные УУД (повышенный): самостоятельно оценивать правильность выполнения задания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные УУД (повышенный):проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |