План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_21_02.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».
Цели урока: создание условий для закрепления умений видеть орфограмму в суффиксах слов; продолжить работу с существительными с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задачи занятия:
Образовательные – познакомить учащихся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных; формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной.
Развивающие – способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению; содействовать обогащению словарного запаса; совершенствовать орфографическую зоркость
Воспитательные - формировать коммуникативные и организаторские умения, умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Планируемые результаты
- Предметные:
- получат возможность закрепить умение обнаруживать орфограмму в суффиксах существительных, знать, в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е;
- получат возможность закрепить умение образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-научатся применять правила написания гласных в суффиксах
- Метапредметные:
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу на основании того, что уже усвоено, и того, что еще не известно;
- осознают уровень усвоения материала;
-учатся определять цель деятельности на уроке;
- осуществляют контроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.
Познавательные:
- извлекают и анализируют необходимую информацию из учебников;
- строят логическую цепь рассуждения
- обобщают и делают выводы
Коммуникативные:
- умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-умеют сотрудничать в поиске и сборе информации
- Личностные:
- адекватно судят о причинах успеха и неудач в учебной деятельности
- развивают способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
- демонстрируют умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; высказывать свою точку зрения
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.
Ход урока
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание ( методы, приёмы и формы) |
Организационно-мотивационный этап 1-2 минуты | Добрый день, ребята. Меня зовут София Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу. | Приветствие учителя, эмоциональный настрой на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Актуализация опорных знаний 5-8 минут | - Ребята, посмотрите на доску. - Прочитайте пословицу - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - А что у нас на уроке будет замочком? - А что ключиком? - А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку? - Хорошо! Тогда, обратите внимание, в этой пословице есть слова с пропущенными буквами. - Что это за слова? - А в какой части слова пропущена орфограмма? - Что такое суффикс? - Какое значение имеет этот суффикс? | -Урок – это замочек, к которому нужно подобрать ключик -Чтобы получить знания необходимо трудится на уроке -Замочек и ключик - Орфограмма пропущена в суффиксе - Это часть слова после корня, служит для образования новых слов -Уменьшительно-ласкательное | Словесн.: анализ пословицы. Словесн.: определять орфограмму, отвечать на вопросы. Фронтальная форма работы: средство презентация |
Постановка учебной задачи 5-7 минут | - А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? - Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов. - Какие буквы вставили? - Ребята, наши мнения разошлись. А почему? - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Какова будет цель нашего урока? - А зачем нам это надо? - Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик-. | -Да, есть похожий суффикс. Это суффикс –чик- Вставляют буквы в слова -Для того чтобы в будущем правильно писать слова. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. Практич.: устное задание. Словесн.: определять тему и цель урока Приём домысливания |
Применение знаний и умений 20 минут . | - Откройте учебник на стр.79 и откройте обратный словарь на –К, на –чик. - Выпишите в три столбика по пять слов: 1 столбик) суффикс –чик- означает род деятельности человека; 2 столбик) суффикс –чик- уменьшительно-ласкательный; 3 столбик) суффикс –ик- уменьшительно-ласкательный. - Выделите в этих словах суффикс. -Давайте проверим что у вас получилось. - Теперь откройте учебники на странице 80, прочитайте слова в упражнении 80. - Вам нужно будет от этих слов с помощью суффиксов –чик- и –щик- образовать существительные, называющие профессию человека или какой-либо род деятельности. - Выполняйте задание письменно. - Выделяйте суффиксы в словах. - Давайте проверим, какие слова вы образовали - Какое из полученных слов обозначает не род деятельности человека и не его профессию, а нравственное качество человека - Сейчас я раздам вам памятки на правило написания суффиксов –чик- и –щик- - Выполним упражнение 81. - Запишите слова в столбик. - Теперь при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением –ик-, -чик-, -ек- образуйте родственные слова и запишите рядом. - Запишите их сначала в форме И.п. ед.ч., а затем в форме И.п. мн.ч. - Давайте проверим это задание в парах, слова, которые вы образовали - Выделите суффиксы. - В каких словах происходит чередование согласных в корнях? - Подчеркните чередующуюся согласную в словах. - Ребята, посмотрите на слова на цветном фоне, правда ли, что от них можно образовать по два разных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами? - Теперь прочитайте вывод на странице 81. - Что вы узнали их этого правила? -Я вам раздам памятки с прочитанным нами сейчас правилом | Работают с обратным словарём, выделяют суффиксы в выписанных словах. Работают над письменным упражнением, образовывают слова с помощью суффиксов. -Буфетчик, забойщик, каменщик, барабанщик, водопроводчик, газетчик, фонарщик, обманщик, мебельщик, ракетчик. -Обманщик обозначает нравственное качество. Отвечать на вопросы. Работают над письменным упражнением, образовывают родственные слова при помощи суффиксов. Проверять в парах выполненное задание. - Мы образовали листик, листики; орешек, орешки; бантик, бантики; карманчик, карманчики; вьюночек, вьюночки; шкафчик, шкафчики; ящичек, ящички; шарфик, шарфики; платочек, платочки; горошек, горошки; зубик, зубки -В словах орешек, вьюночек, ящичек, платок, горох Отвечают на вопросы учителя. -Верно – шкафчик, шкафик; зубчик, зубик Читают правило в учебнике, анализируют его. -Что в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква И, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется этот гласный, буква Е пишется, если при изменении слова из суффикса исчезает гласный И. | Фронтальная форма Индивидуальная форма Практич.: работа со словарём, письменное задание. Практич.: работа с учебником, письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка. . П: дополняют и расширяют знания. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Парная форма работы Практич.: чтение правила, анализ правила. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: адекватно воспринимают оценку учителя. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем |
Физминутка 2 минуты | - Теперь проведём игру и немного отдохнём, игра называется «Дотянись до звёзд». - Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… - Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. - Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать… - Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях. | ||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону 7-8 минут | - Теперь продолжим работу. - Выполним упражнение 82. - Откройте обратный словарь на –к, на –ек. - Просмотрите столбик до конца страницы. - Какая орфограмма выделена голубым цветом? - В какой части слова она находится? - Запишите в столбик первые три слова с этой орфограммой. - Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма. - Рядом с этими словами запишите формы Р.п. ед.ч. - Теперь посмотрите на правило ниже. - Посмотрите, как было образовано слово «уголёчек». - Правильно ли вы выделили суффиксы в записанных словах? -Давайте сверим по образцу правильно вы выполнили упражнение или допустили ошибки | Работать с обратными словарями, выписывать слова, выделять в них орфограмму. Читать правило в учебнике, делать вывод. | П: дополняют и расширяют знания. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств |
Информация о домашнем задании 2 минуты | - В качестве домашнего вам необходимо будет выполнить упражнение №84, и выучить правило на странице 81 | Словесный метод: приём беседа | |
Итог урока 3 минуты | - Подведём итог урока. - Чему вы научились сегодня на уроке? - Что нового узнали? - Когда пишется –ик-, а когда –ек- | Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке, рисовать цветок и раскрашивать его цветом, в зависимости от своей работы на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. аботы. |
Рефлексия 2 минуты | -А сейчас я хочу узнать ваши чувства от урока с помощью лесенки успеха. -У кого всё получилось нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке -У кого были какие-то трудности поставьте человечка на 2 ступеньку -А кому было трудно поставьте на третьей ступеньке. -Покажите мне свои карточки | Рисуют на карточках человечка | Практич.: рефлексия. Р: осуществляют оценку своей деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс
Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...
Беглые гласные в суффиксах слов
Беглые гласные в суффиксах слов...
План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание суффиксов -ек и -ик в именах существительных» для 3 класса
План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание суффиксов -ек и -ик в именах существительных» для 3 класса...