Конспект открытого урока-исследования по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок-исследование по ФГОС
Тема урока:"Безударные гласные в окончаниях имен существительных 1 склонения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УРОК-исследование в 3 классе | 58.37 КБ |
презентация к уроку-исследованию по русскому языку в 3 классе | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 классе
ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.
Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.
Задачи:
- развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
- формировать учебно-познавательную мотивацию;
Оборудование:
1. Презентация – слайды;
2. Дидактический материал к уроку:
3.Карточки с заданиями;
4.Цветные сигнальные карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята. (Ребята поворачиваются и здороваются с гостями). Садитесь, ребята.
- Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Улыбнёмся все друг другу
Пожелаем удачи другу.
- Наш урок русского языка сегодня необычный. Урок-исследование. Сегодня на уроке мы будем исследовать. Ну а что исследовать мы докажем в ходе нашего урока.
2. -Как вы думаете, кто проводит исследование? (исследователь)
-А исследователь – это кто? (ответы детей)
-На уроке мы будем обращаться к помощи Дежурного Библиографа. Сегодня это Владик и Олег.
- кто же такой исследователь, прочитай нам Владик, как об этом пишет Влади́мир Ива́нович Даль?
Иссследователь – тот,кто занимается научным исследованием чего-либо.
Исследовать – это значит подвергать научному исследованию.
3. -Итак, исследование проходит в какой-то лаборатории, да?
Наша лаборатория ……–это наш кабинет. Сегодня с нами в лаборатории будет учиться вот такой красивый ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
-Исследование записываются в научных дневниках. Научный дневник – это наша тетрадь.
Открыли наши тетради, записали дату исследования. Это 25 января. А место проведения исследования – это классная работа.
-Записали и положили ручки.
4.-Чтоб работа была успешна,
Сначала букву напишем неспешно.
-Все внимание на буквенное поле.
- Посмотрите, пожалуйста, в каждой строчке присутствует та, буква, которую мы будем писать. Она повторяется только один раз в каждой строчке. Какую букву мы будем писать? ( прав - буква «т», звук «т».
-Дайте характеристику этому звуку. (согл, глухой, парный)
-Найдите пару этому звуку. («д»)
-Приготовим руки к письму:
Этот пальчик – дедушка, бабушка, папенька, маменька, я – вот и вся моя семья. Ручку покатать в ладонях на четыре – ручка на локоток.)
-Руки наши готовы писать, посмотрите, я напишу, …найдите закономерность…
(каждый раз прибавляется строчная буква «т»)
Следующий раз у нас будет соединение с 4-мя строчными буквами «т».
Сядьте красиво. Вспомним правила при письме.
Я тетрадь свою открою…
Пропишите строчку красиво.
Оцените себя сами-1, выбрав нужный лепесток.
5. Мы начинаем исследование. Работа в группах.
На прошлой неделе ребята готовили проекты. Продуктом одного из проектов, явился кроссворд, который составили девочки Камилла и Милена. Это наши словарные слова.
У каждой группы на столе есть кроссворд. Вам необходимо разгадать его.
Через 2 минуты проверяем.
-Слушаем девочек. Камилла и Милена.
1.М. Тема нашего проекта: «Словарные слова». 2.К. Целью нашей работы было: изучить способы запоминания словарных слов. 1.М.Чтобы запомнить, можно НАРИСОВАТЬ КАРТИНКУ С ЯРКОЙ БУКВОЙ 2. К. Или придумать небольшой рассказ. 1. М. Или придумать ассоциацию. 2. К. Ну, а теперь, проверяем. 1 группа. …….. А как написать это слово?.... СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |
Ребята маркером вписывают слова. (Остальные приготовили светофорчики).
-Молодцы, спасибо девочкам.
Оцените свою работу в группе-2.
Посмотрите внимательно на все эти словарные слова.
-К какой части речи все они относятся? сущ
- Что вы знаете об имени существительном? … Олег
- Как изменяются существительные?
(по числам и по падежам)
- Как определить склонение сущ?
Назовите слова, которые относятся к 1 скл? Ко 2 скл? К 3 скл?
- Молодцы!
6. -Итак, я напоминаю, мы сегодня исследователи-ученые, которые объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, и познают что-то новое.
Посмотрите на доску:
- Что лишнее? кастрюля
-Какое слово лишнее? Стоит
-Какое слово? Большая
- А теперь? Печка
-Придумайте из слов предложение…
-Какое слово пришлось изменить? Печка
-Какая морфема изменилась? окончание
-Запишите это предложение к себе в тетрадь. Подчеркните орфограммы. ( к доске Вика Тюш)
Большая кастрюля стоит на печке.
-Что общее у всех орфограмм? (все орфограммы – безударные гласные)
-В каком слове орфограмма отличается от других?
(в слове на печке – безударная гласная в окончании)
- Ребята, а зачем надо учить орфограммы? Может быть это нам не пригодиться-то в жизни?...
-Определите склонение и число имен сущ в предл. ? -1 скл, ед.ч.
-Какую тему урока мы сегодня продолжим исследовать?
Безударные окончания имен сущ 1 скл ед числа
- Разбираем предложение. Над существительными пишем падеж и скл.
На доске Игорь.
-Как проверяли безударную гласную в слове ( кастрюля)?
-А в слове (стоит)?
-А в слове(большая)?
-А как проверить безударную гласную в окончании? ( на печке)
Оцените свою работу-3
ФИЗМИНУТКА
- Как же определить, какое окончание писать?
Давайте ПОВТОРИМ.
- Как мы проверяем безударные гласные в корне слова?
-Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным.
- Так может быть и падежные окончания так же можно проверить?
Нет. Так же нельзя.
–А тогда как быть, с чего начать проверку?
Полина: Окончание существительных первого склонения
Трудно писать без ударения.
Чтоб ошибок в них не допускать,
Волшебные слова необходимо знать.
-А какие волшебные слова у сущ 1 скл вы дома учили? -СТЕНА, ЗЕМЛЯ
Постройте алгоритм. На доске листы перепутаны.
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного, надо:
1.Поставить сущ в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определить склонение.
2. Определить его падеж.
3. Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО С УДАРНЫМ окончанием.
4. Или посмотреть в начале учебника на стр.6
-Молодцы.
7. Откройте учебники на стр.29 упр.25
Прочитайте стихотворение польского писателя Юлиана Тувима
Где очки у тет.. Вал.. ?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка
На подушк.. , на кадушк .. ,
В духовк.. , в кладовк.. ,
В старом лукошке,
В миск… у кошк… .
Искала в беседк… ,
Спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели.
-Какая морфема только изменяет форму слова? Окончание
Уважаемые Библиографы, что вы знаете об этой части слова?
Владик: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.Окончания вносят свой вклад в смысл слова. С помощью окончаний образуются различные формы слова.
- Как выделить окончание? (Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова один-много. Изменяемая часть – это окончание. Остальная часть слова относится к основе слова)
- Читаем первое предложение и объясняем выбор буквы.
Спишите по законам стихотворения только третье предложение, вставляя нужные буквы. Над существительными напишите склонение и падеж.
На полях написали: С.Р.-сам.работа. Не забудьте выделять окончания!
Ищет бедная старушка
На подушк.. , на кадушк .. ,
В духовк.. , в кладовк.. ,
В старом лукошке,
В миск… у кошк… .
-Поднесут на проверку….(по журналу)
ПРОВЕРЯЕМ:
Ищет бедная старушка
На подушке , на кадушке ,
В духовке, в кладовке ,
В старом лукошке,
В миске у кошки .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели.
-Какое склонение у сущ? Все существительные 1 склонения
-Какой падеж у большинства сущ?
Все слова стоят в П.п, кроме слова – у кошки- Р.п.
- Как называются подчеркнутые слова? Местоимения
-Прочитайте ещё раз это предложение, подставив вместо местоимений существительные, которые они заменяют.
Оцените свою работу сами -5
8. Интерактивная игра «Лягушки»…
9. ИТОГ УРОКА:
-Ребята, так как же проверить безударное окончание существительных 1-го склонения ед.числа?
-Подставить опорное слово того же склонения, числа и падежа.
10. Ребята, а Вы знаете, что сегодня праздничный день?
-Давайте послушаем наших Будущих магистров …ВЛАДИК и ОЛЕГ
11.Рефлексия.
-Ребята, оцените, пожалуйста, свои знания правил по нашей теме соответствующим лепестком.
Сегодня на уроке мне понравилось, как Вы все работали. Я поставлю ПЯТЕРКИ….
Остальные будут стараться на следующих уроках
-Ребята, если вам понравился наш урок ВЫБЕРИТЕ СВОЕМУ ЦВЕТОЧКУ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ СМАЙЛИК.
Покажите нам свои солнышки, каких лучиков у вас получилось больше. Молодцы!!
12. Запишите Д.З. на завтра: стр.30 упр.26
Вам надо списать словосочетания, вставляя нужные буквы. Опорное слово писать рядом в скобках.
Эти прекрасные цветы Вы можете подарить нашим гостям…Урок окончен.
-Кому на солнышко мы можем прикрепить пятёрку? После обсуждения прикрепляем. А четвёрку?.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследователь – это тот, кто з анимается научным исследованием чего-нибудь. Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению, выяснению. В.И.Даль « Толковый словарь»
Т Н М О В Ц Е Л А П Т И Щ Ф Э Щ Ы Ф Й Т С Б И С Д Х Г Н Ь М И Т
Минутка чистописания
КАСТРЮЛЯ
стоит помидор тыква огурец Какое слово лишнее и почему?
Какое слово лишнее и почему? БОЛЬШАЯ красивый маленький длинный
Большая кастрюля стоит на печке.
Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .
1 склонение, ед.ч 1 склонение, ед.ч Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .
1 склонение, ед.ч 1 склонение, ед.ч Б о льшая к а стрюля ст о ит на печк е .
Физминутка
«Безударные окончания имен существительных 1 склонения единственного числа» Как же проверить безударное падежное окончание существительных?
Инструкция: Поставить сущ. в начальную форму (И.п., ед.ч) и определить склонение . 2. Определить падеж существительного . 3. Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО с ударным окончанием этого же склонения , и поставить его в нужный падеж . 4. Или посмотреть окончания существительных данного склонения и падежа в таблице учебника на стр.6
Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте стихотворение Ю лиана Т у вима . Где очки у тёт … Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт … Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт и Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Работа с учебником Стр. 29 упр.25 -Прочитайте предложение, объясните выбор букв. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк … , на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Самостоятельная работа Упр.25. -Спишите третье предложение , вставляя нужные буквы. - Над существительными напишите склонение и падеж. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк …, на кадушк … , В духовк … , в кладовк … , В старом лукошк …, В миск … у кошк … . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Самостоятельная работа Упр.25. -Спишите третье предложение , вставляя нужные буквы. - Над существительными напишите склонение и падеж. Где очки у тёт и Вал и У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк е на кадушк е , В духовк е , в кладовк е , В старом лукошк е , В миск е у кошк и . Искала в беседк … , Спросила у соседк … . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Самостоятельная работа Упр.25. -Прочитайте ещё раз это предложение , подставив вместо местоимений существительные, которые они заменяют . Где очки у тёти Вали У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушке на кадушке, В духовке, в кладовке, В старом лукошк е , В миске у кошки. Искала в беседке, Спросила у соседки . А они на самом деле У неё на лбу сидели.
Закрепляем
Итог урока Как проверить безударное падежное о кончание существительных 1 склонения ед.числа?
Рефлексия
Домашнее задание Стр. 30 Упражнение 26 -Выписать словосочетания, вставляя нужные буквы. Опорное слово писать рядом в скобках.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....
конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"
конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...
Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....
Конспект интегрированного урока- исследования по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
Интегрированный урок- исследование по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?»( по комплекту "Начальная школа 21 века") На уроке ведётся подробное исследование для...
Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"
Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...
План-конспект открытого урока-игры по русскому языку «Знаток русского языка»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе проходил ввиде игры. На уроке ребята должны были показать свои знания в определении частей речи. Дать характеристику букв и звуков. Объяснить правописание б...