Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vremena_glagolov.ppt184 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам». Учитель 1 категории : Кусмарова С.Н. НОУ СОШ «Мир знаний»

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета , люди строят зданья, И хлеб в полях растёт. глагол

Слайд 3

Изменение глаголов по временам. Время летит. Делу время, потехе час. Всякой вещи своё время. Время разум даёт.

Слайд 4

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!

Слайд 5

проверка прош. вр . наст. вр . будущ. вр . полюбил ____ полюблю назвал ____ назову стал ____ стану

Слайд 6

Книги – мир . Цыплят по осени . Слово как узлом . Дружба правдой . Крепнет, завяжешь, читаю, скажешь, открываю, считают. 1 л. ед.ч . 1 л. ед.ч . 3 л. мн.ч . 2л. ед.ч . 2л. ед.ч . 3 л. ед.ч .

Слайд 7

Книги читаю (наст. вр.) – мир открываю (наст. вр.) . Цыплят по осени считают (наст. вр.) . Слово скажешь (буд.вр.) как узлом завяжешь (буд.вр.) . Дружба правдой крепнет. (наст.вр.)

Слайд 8

Существительное или глагол? Затопили печь, чтобы пироги печь. Снежное покрывало всё поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.



Предварительный просмотр:

УРОК  русского языка

Тема: Изменение глаголов  по временам

Учитель 1 категории: Кусмарова С.Н.

Цель: учащиеся развивают умение распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи. 

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки  , презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

 - Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.

2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

  - Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится: (СЛАЙД 1)

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет. (Глагол)

- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)

 Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.

-На какие вопросы отвечают глаголы?

– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.)

- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)(СЛАЙД 2)

 Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.

– Какая  учебная  задача стоит перед нами?  (Научиться отличать одно время от другого.)

 

 3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.

1. Беседа по вопросам.

– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)

– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?

– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)

2. Упражнение в определении времени глагола. Выборочный диктант.(СЛАЙД 3) 

Уж и  есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

-Поставьте глаголы в форме другого времени.(Проверка).

4. Физкультминутка  для глаз.(СЛАЙД  4)

5. Упражнение в изменении глаголов по временам. 

1. Работа с правилом (с. 64).

– Прочитайте правило в учебнике.

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

 

6.Упражнение «Четвёртый лишний». 
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)


Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
7. Работа с учебником.

1. Упражнение в образовании временных форм глагола (упр. 406, с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

 8.Творческая работа. 
Упражнение «Оживи картинку»
На доске написан текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.

Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

9. Н а п и ш и т е  предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать)  спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.

10.(СЛАЙД 5) -Вставь глаголы в пословицы.

11. Домашнее задание: упражнение 404, с. 64.

12. Итог урока.

– Что изучали на уроке?

– От чего зависит, какую форму будущего времени будет иметь глагол?

- Прикрепите на доску карточку, соответствующую оценке урока.

        ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ        

Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.

Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).

Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.

Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.

Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.

Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.

Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.

 Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Спряжение глаголов" 4 класс

Использовать при изучении тем по русскому языку спряжение глаголов....

Презентация к уроку русского языка "Спряжение глаголов"

Презентация к уроку русского языка "Спряжение глаголов"...

презентация к уроку русского языка "Словообразование глаголов"

презентация по русскому языку "Словообразование глаголов" 4 класс Начальная школа 21 в....

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов"

Презентация урока по русскому языку по УМК «Начальная школа 21 века».  Урок был дан с целью повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаг...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....