Дополнительная общеразвивающая программа "Удивительный русский"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
направленность программы: естественнонаучная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_russkiy._docx.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА
СОГЛАСОВАНО на научно-методическом совете Протокол №1 от 29.08.2016г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 255-о от 29.08.2016г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«УДИВИТЕЛНЫЙ РУССКИЙ»
Учитель Рыжкова Светлана Викторовна
Направленность : естественнонаучная
Срок реализации: 22 занятия
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность Программы - естественнонаучная
Цель программы
Реализация рабочей программы по курсу «Удивительный русский» направлена на достижение следующей цели:
- обеспечение обучения, воспитания, развития детей средствами курса «Удивительный русский»
Программа направлена на реализацию основных задач:
-обучающие задачи: развитие познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта учебной деятельности в целях развития ребенка.
-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Программы
заключается в использовании современных образовательных технологий:
- технология игрового моделирования;
- технология формирования учебной самооценки;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии
Основной формой организации образовательного процесса по курсу является занятие. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления, проектные задания. Все задания носят практический характер деятельности. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее и в ходе занятия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10-11лет.
Объем курса: курс составлен на 22 часа в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (1 занятия в неделю) Форма работы – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности:
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классифи кации по родовидовым признакам в курсе кружка имеются задания, активизи рующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
-выставки творческих работ;
-публичные выступления.
Контрольные мероприятия не проводятся (качественное оценивание).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,
состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова, каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных,
существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова, каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном
значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших
слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,
«Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю
антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Поиграем со звуками, словами и предложениями | 4 | |
Пора действовать! | 5 | |
Числа и слова | 4 | |
Прочные связи | 5 | |
Секреты правильной речи | 4 | |
| Всего | 22 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании курса учащиеся должны:
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в курсе);
- использовать фонетические и графические правила и закономерности для решения фонетических, графических и орфографических и/или речевых задач;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по различным словарям, сети Интернет) либо обращаться за помощью к учителю, родителям, одноклассникам;
- оценивать уместность использования слов в тексте и выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, а при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-разработки по темам;
-методическая литература;
-справочники;
-наглядный материал: схемы, рисунки, работы педагога и других учащихся;
-компьютер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
I | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 4 | ||
1 | Смотрю, говорю, слушаю | 1 | ||
2 | Лексические загадки | 1 | ||
3 | Словесный конструктор | 1 | ||
4 | Занимательная грамматика | 1 | ||
II | Пора действовать! | 5 | ||
5 | Делать и сделать — не одно и то же | 1 | ||
6 | Вчера, сегодня, завтра | 1 | ||
7 | Сумею победить! | 1 | ||
8 | Мечтаем и фантазируем | 1 | ||
9 | Орфографический поединок | 1 | ||
III | Числа и слова | 4 | ||
10 | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 1 | ||
11 | Рекорды в цифрах. | 1 | ||
12 | За семью печатями. | 1 | ||
13 | Словари — сокровищница языка. | 1 | ||
IV | Прочные связи | 5 | ||
14 | Послушный «подчинённый». | 1 | ||
15 | Строгий «управляющий». | 1 | ||
16 | Связаны смыслом. | 1 | ||
17 | Всё познаётся в сравнении. | 1 | ||
18 | Важные мелочи. | 1 | ||
V | Секреты правильной речи | 4 | ||
19 | Выбираем точное слово. | 1 | ||
20 | Когда значения спорят? | 1 | ||
21 | Что нам стоит слово построить? | 1 | ||
22 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 | ||
Всего | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
Экологическая программа "Удивительное рядом""
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...
Этот удивительный русский язык
Внеклассная работа по русскому языку в 3-ем классе. Здесь подобран богатый и интересный материал....
Программа "Удивительный мир природы".
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» предназначен для 1- 4 кл. четырехлетней начальной школы и рассчитан на 13...
Рабочая программа "Удивительный мир книг"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир книг" для 2 класса....
« Удивительный русский язык»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы ( 1-4).Программа внеурочной деятельности «Удивительный русский язык» реализуется через занятия кружка , содержание которого предусма...